Изучение композиции в школе с применением интерактивной доски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса изучения композиции в школе. Создание упражнений по данной теме.
Задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по теме «изучение композиции в школе»
- Рассмотреть законы и правила композиции.
- Раскрыть особенности гармонизации композиции.
- Разработать упражнения для начальной школы по данной теме.
- Выявить учебно-методические возможности композиции как предмета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения композиции в школе………………5
Изучение законов, основ и приемов композиции ………………………...5
Формирование основ художественного образа в композиции…………..18
Изучение роли цвета в композиции………………………………………..20
Формирование навыков работы художественными материалами………24
Глава 2. Методические основы использования интерактивной доски в процессе обучения композиции для учащихся 1-4 классов…………………..28
Особенности программы SMART Notebook…………………………...28
Упражнения в программе SMART Notebook «Изучение основ и законов композиции»……………………………………………………………... 29
Упражнения в программе SMART Notebook «Формирование основ художественного образа в композиции»………………………………..35
Упражнения в программе SMART Notebook «Изучение роли цвета в композиции»……………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….37
Литература……………………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_metodike.docx

— 4.14 Мб (Скачать файл)

Если контрaст - это мaксимaльное изменение кaчеств изобрaзительных средств, то нюaнс – минимaльное.

 

Пример нюанса в композиции.

Если освещение яркое, то одинaково четко выявляются aрхитектурные объемы, ритмы стволов деревьев, колонн… Возникaет больше контрaстов. Контрaст светa и тени, контрaст четко ощущaемого объемa и сложного прострaнствa и т. д., которые немного смягчaются нюaнсом рефлексов, воздушной перспективой, - все это рождaет определенный художественный обрaз. Изменим ситуaцию, применив рaссеянный свет. Мы срaзу почувствуем, что нaчинaет преоблaдaть нюaнс, который в свою очередь будет вырaжaть совершенно другой обрaз. Мягкaя плaстикa форм, колористическое и фaктурное единство - все это вызывaет спокойствие и умиротворение, нaстрaивaет нa лирический лaд.

Из приведенного выше материала можно сделaть несколько выводов:

  1. Контрaст и нюaнс - это композиционные средствa, помогaющие оргaнизовaть урaвновешенную, единую и соподчиненную композицию. То есть композицию, гaрмоничную во всех отношениях.
  2. Контрaст, нюaнс - это средствa, которые дaют художнику возможность создaвaть волнующие его художественные обрaзы. В зaвисимости от доминировaния одного средствa нaд другим возникaют рaзличные aссоциaции и художественные обрaзы, создaется эмоционaльный нaстрой всего произведения.
  3. Контрaст и нюaнс - взaимодополняющие средствa, которые не могут существовaть отдельно друг от другa. Гaрмония - это сочетaние противоположностей, их рaвновесие.

 

Ассоциативная композиция.

Основой творческого развития личности, является постановка художественно-образного мышления, ассоциативного мышления – основы которого закладываются в раннем детстве. Очень важно на уроках по композиции включить раздел “Ассоциативной композиции”. Эмоции всегда тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности.

Например, чтобы учащиеся могли вникнуть в суть нового материала, следует показать несколько примеров цветовых ассоциаций, образных возможностей цвета.

Изучая влияние цвета в композиции, учащиеся осваивают общие закономерности цветовых сочетаний, символику цвета, физические и эмоциональные ассоциации цвета, учатся использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения композиции.

  
  

Ассоциативная композиция «Хмурый».

Человек, познавая окружающий мир, переживает определенные чувства, вызывающие те или иные эмоциональные реакции, проявляющиеся в различной форме. Говоря иначе, переживаемые эмоциональные чувства находят выход в конкретном отношении человека к тому, что определяет его потребности и интересы.

        

Ассоциативная композиция «Счастье».

Эмоции выступают в качестве аппарата быстрой оценки воздействия окружающей среды со знаком плюс или минус.

Сильным психологическим фактором является цвет. Цветовой строй картины вмещает в себя краски светлые и темные, насыщенные и неброские, радостные и грустные, мертвенные и трепетные.

Это палитра эмоциональных качеств цвета, участвующих в общем впечатлении от произведения.

 

1.4 Формирование навыков работы художественными материалами.

Важным условием передачи образа в школьном возрасте является овладение техниками и приемами работы художественными материалами.

Графические материалы.

При формировании графических умений и навыков большое значение имеет разнообразие художественных материалов: бумага разных фактур и оттенков (мелованная, акварельная, пастельная, тонированная, цветной картон), тушь и перо, фломастеры, маркеры, цветные и графитные карандаши, цветные гелевые и шариковые ручки, пастель и пастельные карандаши, уголь, сепия, акварель, гуашь.

На занятиях изобразительным искусством необходимо разнообразие приемов, обеспечиваемое применением различных графических материалов и техник. Это, в свою очередь, способствует развитию возрастных и индивидуальных проявлений в художественной деятельности детей.

Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

- Графитный карандаш.

Уже на первых занятиях вводится понятие  «толщины линии». Одновременно объясняем, что линия обводки не только более толстая, по сравнению с остальными, но и имеет свою пластику: начало, развитие, завершенность. Хорошо при объяснении использовать литературные эпитеты.

Например, линия: звучная, музыкальная, как горный ручей, плавная, динамическая.

Благодаря материалу «карандаш» ученики могут освоить рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана.

- Угольный карандаш.

Происходит более глубокое изучение основных средств выразительности графики. Освоение графических приемов передачи объема и конструкции формы. Обращение внимания на выразительность создаваемых образов. Помогает овладению практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Наиболее простой способ рисования углем — это сочетание тонких линий с более широкими штрихами.

Особенно важен при упражнениях по выполнению набросков объектов природы, деревьев, животных, транспорта, игрушек.

- Сангина.

Палочки без оправы различных красно-коричневых тонов. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. На уроках изобразительного искусства школьник учится использовать различные виды штрихов линии, точки.

- Маркер.

Помогает школьникам изучить роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении животных и фигуры человека, композиции в целом.

- Пастель.

У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. Пастель получила свое название от итальянского слова "a pastello", которым в XVI веке называли технику рисования черным карандашом с подцветкой красной сангиной или другими цветными карандашами. Изготавливается из порошка очень тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих (клеящих) и разбеливающих веществ. Разбеливающие вещества вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте.

Хорошего качества пастель должна легко ложиться на бумагу, не царапать и не скользить по ней, легко растираться.

 

Живописные материалы.

На начальном этапе обучения рисованию красками необходимо научить учащихся правильно организовывать своѐ рабочее место, познакомить со свойствами красок и кистей и постепенно приучать их к системе в работе.

- Акварель.

Школьники знакомятся с особенностями работы акварелью, попробуют почувствовать ее специфику.

Живопись акварелью развивает у детей наблюдательность, зрительную память, глазомер, мелкую моторику руки, мышление, творческое воображение. Акварель является уникальным материалом, способным открыть ребенку путь в творчество, развить его художественные способности, обогатить эстетически.

В процессе обучения детей работе акварелью, наиболее уместен метод «a la prima» – живопись посырому листу, выполненная за один сеанс, без последующих изменений. Все цвета берутся сразу в нужную силу, работа ведется чистым цветом.

Данный метод положительно влияет на развитие творческих способностей ребенка, раскрытие его творческого потенциала, совершенствование технических возможностей в постижении основ живописи.

- Гуашь.

Гуашь обладает хорошим кроющим свойством, поэтому гуашью можно работать и на цветном фоне. Благодаря непрозрачности гуаши можно наносить один цвет на другой, перекрывая предыдущий. Это качество гуаши используется в декоративных и тематических композициях.

Более светлые тона получаются разбавлением насыщенного цвета белилами. Получение составных цветов осуществляется предварительным смешением красок на палитре, нельзя получить их наложением одного цвета на другой на бумаге, как в акварели.

В процессе выполнения работы в цвете у детей развивается умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту как нежно- пастельные, так и контрастных цветов, цветовое богатство окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические основы использования интерактивной доски в процессе обучения композиции для учащихся 1-4 классов.

2.1 Особенности программы SMART Notebook.

Включение в практическую деятельность заданий по программе SMART Notebook в школьном возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами.

Программа SMART Notebook позволяет создать такие виды заданий, которые поощряют участие учеников и помогают им понять предмет. Специализированные инструменты и функции включают в себя многофункциональные фигуры, пригодные для редактирования динамические таблицы, графики и разнообразные редакторы.

Это программное обеспечение позволяет преподавателям создавать увлекательные уроки. Программа SMART Notebook хороша тем, что имеет функцию «шторка», за которой очень удобно спрятать правильный вариант  или картинку, что значительно увеличит мотивацию обучающихся.

Художественная кисть дает ученикам больший выбор изобразительных средств для уроков рисования, а инструмент редактирования изображений упрощает учителям задачу встраивания картинок в урок. Программа позволяет использовать стрелки, автофигуры, пунктирные линии и другие объекты при помощи широких возможностей рисования. Также можно создавать карандашные рисунки - как черно-белые, так и цветные.

Интерактивная доска – это  мощный интерактивный инструмент, позволяющий работать непосредственно на поверхности доски с заранее подготовленным визуальным рядом информации. На различных этапах урока, можно применять различные возможности программного обеспечения SMART Notebook.

 

 

2.2Упражнения в программе SMART Notebook «Изучение основ и законов композиции».

Упражнения по теме «Изучение основ и законов композиции» начинаются с характеристики самого понятия «композиции». Перед учащимися стоит задача:

«Выберите из представленного перечня те слова, которые характеризуют понятие «композиция». Выделите цветом выбранные ответы».

Только зная и понимая смысл термина, школьники смогут изучить все законы и приемы, о которых будет идти речь далее.

Упражнение с мячиком и столом помогает понять какими средствами можно передать динамику сюжета. Именно диагонали создают иллюзию движения объектов на картине. Чем больше горизонтальных линий, тем более статичной будет работа.

Упражнение с использованием композиционных схем. Изучая метод композиционных схем школьники постепенно учатся видеть как великие мастера строят свои произведения и сами запоминают как правильно располагать элементы картины.

Следующее упражнение для закрепления материала, когда учащемуся предлагается самостоятельно составить композицию, пользуясь предложенной схемой.

Задание на равновесие в композиции. Помогает найти баланс в работе. В итоге у ученика, когда он рассматривает полученное изображение, не должно возникнуть желание что-то в ней изменить, доделать.

 

 

Ритм всегда подразумевает движение.Упражнением ученик сам создает это движение, причем меняя какую-то одну закономерность.

 

 

 

 

 

2.3Упражнения в программе  SMART Notebook  «Формирование основ художественного образа в композиции».

В процессе рисования силуэта деревьев, ученик совершенствует и закрепляет навыки грамотной передачи формы через линию.

2.4Упражнения в программе  SMART Notebook  «Изучение роли цвета в композиции»

Задания перечисленные и проиллюстрированные в данной методической разработке дадут решение по развитию ассоциативного мышления учащихся.

 

 

 

Заключение.

Основная задача предмета «Композиция» - дать учащимся школы понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный, сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус. Предмет «Композиция» органически связан со специальными дисциплинами учебного плана: рисунком и живописью. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях и находят творческое применение при исполнении учебных композиций.

Информация о работе Изучение композиции в школе с применением интерактивной доски