Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:51, курсовая работа
Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;
2. Описать опыт общеобразовательных учреждений по нравственному воспитанию младших школьников;
3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников
1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6
1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12
Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников
2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26
2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….....51
Во второй главе нами был изучен опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе, а так же были отражены и проанализированы результаты диагностики нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска.
В первом параграфе данной главы мы установили, что особенностью современной практики нравственного воспитания младших школьников является разнообразие соответствующих программ. Среди данных программ можно выделить следующие: «Уроки духовной жизни» Ш.А. Амонашвили, «Нравственное воспитание на основе Православия» Г.Г.Алексеевой, «Основы этической культуры» А.И. Шемшуриной, «Программа воспитания школьника» Н.Е. Щурковой, «Мироведение» Л.В. Суровой, «Народоведение» А.И. Лазарева, «Наше Отечество — святая Русь» Т.И. Петраковой.
Отдельно мы рассмотрели опыт работы по нравственному воспитанию младших школьников школы № 12 города Сибай Республики Башкортостан. Нами был сделан вывод о том, что программа данной школы по нравственному воспитанию младших школьников обогащает воспитательный процесс, повышает активность учащихся, включает механизмы саморазвития и самовоспитания, побуждает их к совершению нравственных поступков. Данная программа, по нашему мнению, способствует формированию нравственных качеств личности.
Во
втором параграфе данной главы мы
отразили и проанализировали результаты
нашего исследования по изучению нравственной
воспитанности младших
Таким
образом, проблема нравственной воспитанности
младших школьников занимает основное
место в работе общеобразовательных
учреждений.
Заключение
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
В
данной работе мы установили, что особое
место в периоде детства
Нами были рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников. Мы рассмотрели и проанализировали основные понятия по теме.
Проанализировав
подходы разных авторов к определению
критериев нравственной воспитанности,
мы выявили те общие критерии, которые
выделяют большинство исследователей.
Отсюда следует, что основными критериями
нравственности человека могут являться
его убеждения, моральные принципы,
ценностные ориентации, а также поступки
по отношению к близким и
Мы рассмотрели основные методы нравственного воспитания младших школьников и их классификации. Был сделан вывод о том, что наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И.. Среди множества методов нами были отобраны наиболее распространённые и наиболее значимые. Среди них: рассказ на этическую тему, разъяснение, внушение, этическая беседа, пример, диспут. Нами также было отмечено, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
Для
изучения уровня нравственной воспитанности
учащихся в современной психолого-
Также,
в данной работе нами был изучен
опыт работы образовательных учреждений
по нравственному воспитанию в начальной
школе. Кроме того в нашей работе
мы отразили и проанализировали результаты
нашего исследования по изучению нравственной
воспитанности младших
Нами был сделан вывод о том, что периодическая диагностика и оценка качества нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми.
Таким
образом, можно сделать о том,
что проблема нравственной воспитанности
является не новой для педагогики.
Процесс формирования представлений о
нравственности начался ещё в середине
первого тысячелетия до нашей эры и продолжается
по сегодняшний день. За это время был
накоплен большой теоретический и практический
материал по изучению нравственной воспитанности
младших школьников.
Список
литературы:
Информация о работе Изучение нравственной воспитанности младших школьников