Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа
Актуальность выбранной нами темы «Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника» обусловлена тем, что в разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», в документах Госсовета при Президенте РФ (2001 г.) делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
- задания на определение самим школьником своей зоны ближайшего развития.
III. Задания на "включение" самореализации ("Проявляй себя!"):
- требующие творчества
в содержании работы (придумывание
задач, тем, заданий, вопросов,
сочинения, нестандартные
- требующие творчества
в способе учебной работы (переработка
в схемы, опорные конспекты:
самостоятельная – не по
- задания, создающие
- выбор различных "жанров"
заданий (научный отчет,
- задания, предлагающие реализацию себя в персонажах литературного произведения, в маске, в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля, как элемента изучаемого процесса);
- проекты, в ходе выполнения
которых учебное содержание
IV. Задания, ориентированные
на совместное развитие
- совместное творчество
с применением специальных
- «обычные» творческие задания – без распределения ролей в группе и без особенностей технологии или формы (совместное, в парах – сочинение, лабораторная работа, составление сравнительной хронологии);
- творческие совместные
задания со специальным
- творческие игровые совместные
задания – деловые игры, театрализация
(взаимозависимость общих и
- задания, предполагающие
взаимопонимание участников
- совместный анализ результата
и процесса учебной работы, содержательная
оценка степени освоения
- задания, предполагаемые
взаимопомощь в разработке
- стимулирование, мотивирование
творческой работы оцениванием
учителя, подчеркивающим и
V. Задания и
группа приемов организации
- задания, создающие
- проанализировать на
добровольной основе
- после серии решения
тренировочных заданий по
- задания на проработку
своих учебных перспектив (планирование
результатов учебной работы в
четверти и в году или
- субъективно трудные задания или сложные учебные ситуации, интерпретируемые учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (доклад без оценки);
- широкий спектр заданий
на выбор, требующих
Выводы по главе:
К организации индивидуально-
Правильно организованное индивидуально-личностное взаимодействие на уроке не должно быть акцентировано на выдачу готовых педагогических шаблонов, но должно поставить школьника в такие условия и ситуации, когда его активность развертывается с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
На тех уроках, где есть индивидуально-личностное взаимодействие не существует натаскивания слабых, когда сильные ученики берут на себя все функции учителя, а слабые пассивно запоминают.
Процесс индивидуально-личностное взаимодействие на уроке очень динамичен, зависит от ряда субъективных факторов: мастерства учителя, интеллектуального уровня совместно работающих детей и др. Многое на первом этапе зависит от учителя. Он должен вместе с учениками пройти подготовительный период, в который входит обучение взаимодействию, умение распределить работу в зависимости от способности каждого из участников коллективной работы, коммуникативная готовность.
Заключение
Педагогическое взаимодействие
- это особая форма связи между
участниками образовательно-
Сегодня актуальным является
личностно-ориентированное
Цель личностно-
Организация учебного занятия при индивидуально-личностном взаимодействии предполагает:
1) применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;
2) проектирование характера
учебного взаимодействия на
3) использование разнообразных
форм общения, особенно
4) создание для учащихся ситуации успеха;
5) проявление доверия и толерантности (терпимости) в учебных взаимодействиях;
6) стимулирование учеников
к осуществлению коллективного
и индивидуального выбора типа,
вида задания, формы его
7) избрание приемов и
методов педагогической
8) использование учащимися следующих речевых оборотов: "я полагаю, что…", "мне кажется, что…", "по моему мнению…", "я думаю…" и т. д.
Приоритетное значение в
оценочно-аналитическом
· обогащённость субъектного опыта ребёнка культурными образцами человеческого опыта;
· сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;
· проявление самостоятельности, инициативы и индивидуальности учащихся, его творческих способностей.
Список использованной литературы
Приложение 1
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Цели урока:
развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
формировать умения находить и проверять орфограмму;
развивать умение восстанавливать деформированный текст;
следить за правильной осанкой учащихся во время письма.
1. Организационный момент
2. Постановка целей и задач урока
Сегодня на уроке мы закрепим умение находить и проверять безударную гласную в корне слова, распознавать слова с безударной гласной в корне, проверяемой и непроверяемой ударением.
Послушайте стихотворение и скажите последнее слово.
На дворе снежок идет.
Скоро праздник …. (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …. (ёлки).
Да, ребята, с каждым днем
все ближе любимый всеми
Вот и к нам сегодня на урок пришли Дед Мороз и Снегурочка и принесли в подарок елку и игрушки – шары.
Но шары эти не простые, а с заданиями.
3. Запись под диктовку слов с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением
Первое задание.
Записать слова в 2 столбика.
В 1-й столбик – слова с
Малыш, ребята, пальто, далекий, тарелка, лопата, чистота, спешить, улица, хвалить.
Как же проверить безударную гласную в корне слова?
4.Физминутка
5. Разгадывание кроссворда
Следующий шар, ребята, заколдован. Чтобы его расколдовать, надо разгадать кроссворд.
Частичка снега.
Человек, охраняющий лес.
Водоем.
Учебный предмет для черчения.
Площадка для катания на коньках.
Дети записывают слова
в тетрадь и подбирают
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Морозная, наступила, з…ма.
Пушистые, сн…жинки, закружились.
Льдом, р…ка, покрылась.
Новый, скоро, год.
Б…льшую, зажгут, в, школьном, елку, зале.
Д…тей, праздник, это, год –, любимый, Новый.
За каждое правильное предложение – шарик.
Вставьте пропущенные буквы и объясните.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Запишите первые 4 предложения. В 1-м предложении найдите и выделите грамматическую основу.
7. Итог урока
Посмотрите на нашу елочку. Какая она стала нарядная. Скажите, что мы для этого сегодня на уроке сделали?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
8. Домашнее задание
Подобрать и записать 10 слов с безударной гласной в корне.
Приложение 2
ПАМЯТКА
"Деятельность учителя
на уроке с индивидуально-
1. Наличие у учителя
учебного плана проведения
2. Использование проблемных творческих заданий.
3. Применение знаний, позволяющих
ученику самому выбирать тип,
вид и форму материала (
4. Создание положительного
эмоционального настроя на
5. Сообщение в начале урока не только темы, но организации учебной деятельности в ходе урока.
6. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по другому.
7. Стимулирование учеников
к выбору и самостоятельному
использованию различных
8. Оценка (поощрение) при
опросе на уроке не только
правильного ответа ученика,
9. Отметка, выставляемая
ученику в конце урока, должна
аргументироваться по ряду
10. При задании на дом
называется не только тема
и объём задания, но и