Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной нами темы «Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника» обусловлена тем, что в разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», в документах Госсовета при Президенте РФ (2001 г.) делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

- задания на определение  самим школьником своей зоны  ближайшего развития.

III. Задания на "включение" самореализации ("Проявляй  себя!"):

- требующие творчества  в содержании работы (придумывание  задач, тем, заданий, вопросов, сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в  решении, выполнении за репродуктивный  уровень);

- требующие творчества  в способе учебной работы (переработка  в схемы, опорные конспекты:  самостоятельная – не по образцу  – постановка опытов, лабораторных  заданий, самостоятельное планирование  прохождения учебных тем и  пр.);

- задания, создающие возможность  проявить себя в ролях: оппонент, эрудит, автор, критик, генератор  идей, систематизатор и пр.);

- выбор различных "жанров" заданий (научный отчет, художественный  текст, изоиллюстрации, инсценировка и т.д.);

- задания, предлагающие  реализацию себя в персонажах  литературного произведения, в маске,  в игровой роли (специалиста, исторического  или современного деятеля, как  элемента изучаемого процесса);

- проекты, в ходе выполнения  которых учебное содержание реализуется  во внеучебной сфере, внеучебной деятельности.

 

IV. Задания, ориентированные  на совместное развитие школьников («Твори совместно»):

- совместное творчество  с применением специальных технологий  и форм групповой творческой  работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры;

- «обычные» творческие задания – без распределения ролей в группе и без особенностей технологии или формы (совместное, в парах – сочинение, лабораторная работа, составление сравнительной хронологии);

- творческие совместные  задания со специальным распределением  учебно-организационных ролей, позиций  в группе: руководитель, «лаборант», «оформитель», эксперт-контролер ( оценивается вклад в общий результат);

- творческие игровые совместные  задания – деловые игры, театрализация  (взаимозависимость общих и индивидуальных  проявлений);

- задания, предполагающие  взаимопонимание участников совместной  работы (опыты, интервью с взаимной  фиксацией уровня овладения этим  умением);

- совместный анализ результата  и процесса учебной работы, содержательная  оценка степени освоения учебного  материала;

- задания, предполагаемые  взаимопомощь в разработке индивидуальных  учебных целей и индивидуальных  планов учебной работы (план осуществления  индивидуальной лабораторной работы  с последующим самостоятельным,  индивидуальным ее осуществлением;

- стимулирование, мотивирование  творческой работы оцениванием  учителя, подчеркивающим и совместный  результат, и индивидуальные результаты (акцентируя внимание на идеи взаимного развития).

 

V. Задания и  группа приемов организации учебной  работы, направленных на развитие  стремления изменить себя, совершенствовать  и саморазвивать («Меняй себя ради себя!»):

- задания, создающие возможность  добровольного принятия на себя  учебной работы в безоценочной ситуации (дома решить задачу или другую учебную работу);

- проанализировать на  добровольной основе результаты  работы самим учеником (добровольное самооценивание);

- после серии решения  тренировочных заданий по выбору  на основе заданных учителем  критериев, оценить каждому учащемуся  свою работу, обращая внимание  на динамику оценок;

- задания на проработку  своих учебных перспектив (планирование  результатов учебной работы в  четверти и в году или построение  индиви-дуального плана учебной работы: планирование количества, форм, сроков, уровней учебных заданий и пр.);

- субъективно трудные  задания или сложные учебные  ситуации, интерпретируемые учителем  как акты саморазвития, самосовершенствования  (доклад без оценки);

- широкий спектр заданий  на выбор, требующих проявления  терпения, творчества, практичности, умения  взаимодействовать, с предложением  школьникам выбрать задания в  соответствии со своим идеалом,  образом желаемого себе (эти задания  также безоценочные);

 

Выводы по главе:

К организации индивидуально-личностного  взаимодействия должны быть предъявлены  следующие требования:

Правильно организованное индивидуально-личностное взаимодействие на уроке не должно быть акцентировано на выдачу готовых педагогических шаблонов, но должно поставить школьника в такие условия и ситуации, когда его активность развертывается с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

На тех уроках, где есть индивидуально-личностное взаимодействие не существует натаскивания слабых, когда сильные ученики берут на себя все функции учителя, а слабые пассивно запоминают.

Процесс индивидуально-личностное взаимодействие на уроке очень динамичен, зависит от ряда субъективных факторов: мастерства учителя, интеллектуального уровня совместно работающих детей и др. Многое на первом этапе зависит от учителя. Он должен вместе с учениками пройти подготовительный период, в который входит обучение взаимодействию, умение распределить работу в зависимости от способности каждого из участников коллективной работы, коммуникативная готовность.

 

 

Заключение

 

Педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между  участниками образовательно-воспитательного  процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеет социально значимый характер.

Сегодня актуальным является личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», которое предполагает признание личности ребенка не столько  объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Ученик, воспитанник - основной субъект образовательно-воспитательного  процесса.

Цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия педагога с воспитанником - создание благоприятных  условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

Организация учебного занятия  при индивидуально-личностном взаимодействии предполагает:

1) применение педагогических  приемов для актуализации и  обогащения субъектного опыта  ребёнка;

2) проектирование характера  учебного взаимодействия на основе  учёта личностных особенностей  учащихся;

3) использование разнообразных  форм общения, особенно диалога  и полилога;

4) создание для учащихся  ситуации успеха;

5) проявление доверия  и толерантности (терпимости) в  учебных взаимодействиях;

6) стимулирование учеников  к осуществлению коллективного  и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;

7) избрание приемов и  методов педагогической поддержки  в качестве приоритетных способов  деятельности учителя на уроке;

8) использование учащимися  следующих речевых оборотов: "я  полагаю, что…", "мне кажется,  что…", "по моему мнению…", "я думаю…" и т. д.

Приоритетное значение в  оценочно-аналитическом компоненте урока имеет анализ и оценка таких  аспектов, как:

· обогащённость субъектного опыта ребёнка культурными образцами человеческого опыта;

· сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;

· проявление самостоятельности, инициативы и индивидуальности учащихся, его творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова С. От "идеального" к "реальному" //Начальная школа.– 2007. – № 6. – С.50 – 56.
  2. Баламов М.М., Лукьянова М.И. Формирование готовности учителя к работе в системе развивающего обучения в условиях образовательного учреждения.- Томск, 2001 г.
  3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций ч.1-2, Воронеж, 2006 .
  4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 2007. № 4.
  5. Быкова В.Г. Приоритеты современного образования – сущность его качества. // Завуч. – 2008. – № 5. – С.103.
  6. Гребнев Л.С. О личностных приоритетах образования.// Пед. образование и наука. – 2009. – № 2. – с.4 – 8.
  7. Козлова Г.Н., Дмитриченко Г.Ю. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики.- Волгоград, 2006 .
  8. Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. Екатеринбург, 2006.
  9. Личностно-ориентированый подход и индивидуальная работа с детьми // Классный руководитель. – 2008. – № 4. – с.20.
  10. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя.- М: ТЦ Сфера, 2004 (методика ГОКК стр.115).
  11. Маркова А.К. Психология труда учителя. Книга для учителя,- М: Владос, 2003.
  12. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М: Академия, 2008.
  13. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.- М: Академия, 2005 .
  14. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. — М.: Академия, 2007.
  15. Общая ориентировочная основа разработки педагогической технологии в системе личностно-ориентированного обучения // Завуч. – 2009. – № 3. – с.123.
  16. Поддъяков А. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия.// Психол. наука и образование. – 2008. – № 3-4.
  17. Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения / Г.К. Селевко // Школ. технологии. – 2007. – № 4. – с.22.
  18. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преподавателей сред. проф. учеб. заведений / Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001.
  19. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Моногр. - Волгоград, 1994.
  20. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М: ТЦ Сфера, 2002 .
  21. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов (автор-составитель А.А.Литвинов) “Учитель”, Волгоград, 2004 г.
  22. Фадеева Е.И. Лабиринты общения.- М: ЦГЛ, 2003г.
  23. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Цели урока:

развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые  безударные гласные;

формировать умения находить и проверять орфограмму;

развивать умение восстанавливать  деформированный текст;

следить за правильной осанкой  учащихся во время письма.

1. Организационный момент

2. Постановка целей и  задач урока

Сегодня на уроке мы закрепим умение находить и проверять безударную гласную в корне слова, распознавать слова с безударной гласной в корне, проверяемой и непроверяемой ударением.

Послушайте стихотворение  и скажите последнее слово.

На дворе снежок идет.

Скоро праздник …. (Новый  год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от …. (ёлки).

Да, ребята, с каждым днем все ближе любимый всеми праздник Новый год. В эти зимние дни  ко всем в гости придет лесная красавица  – ель. А к ребятам – долгожданный гость – Дед Мороз.

Вот и к нам сегодня  на урок пришли Дед Мороз и Снегурочка и принесли в подарок елку и  игрушки – шары.

Но шары эти не простые, а с заданиями.

 

3. Запись под диктовку  слов с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми  ударением

Первое задание.

Записать слова в 2 столбика. В 1-й столбик – слова с безударной гласной, проверяемой ударением; во 2-й столбик – с безударной гласной непроверяемой ударением.

Малыш, ребята, пальто, далекий, тарелка, лопата, чистота, спешить, улица, хвалить.

Как же проверить безударную гласную в корне слова?

4.Физминутка

5. Разгадывание кроссворда

Следующий шар, ребята, заколдован. Чтобы его расколдовать, надо разгадать  кроссворд.

Частичка снега.

Человек, охраняющий лес.

Водоем.

Учебный предмет для черчения.

Площадка для катания  на коньках.

Дети записывают слова  в тетрадь и подбирают проверочные  слова.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

  1. Восстановление деформированного текста

Морозная, наступила, з…ма.

Пушистые, сн…жинки, закружились.

Льдом, р…ка, покрылась.

Новый, скоро, год.

Б…льшую, зажгут, в, школьном, елку, зале.

Д…тей, праздник, это, год –, любимый, Новый.

За каждое правильное предложение  – шарик.

Вставьте пропущенные  буквы и объясните.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Запишите первые 4 предложения. В 1-м предложении найдите и  выделите грамматическую основу.

7. Итог урока

Посмотрите на нашу елочку. Какая она стала нарядная. Скажите, что мы для этого сегодня на уроке сделали?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

8. Домашнее задание

Подобрать и записать 10 слов с безударной гласной в корне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ПАМЯТКА

 

"Деятельность учителя  на уроке с индивидуально-личностным  взаимодействием "

 

1. Наличие у учителя  учебного плана проведения урока  в зависимости от готовности  класса.

2. Использование проблемных  творческих заданий.

3. Применение знаний, позволяющих  ученику самому выбирать тип,  вид и форму материала (словесную,  графическую, условно-символическую).

4. Создание положительного  эмоционального настроя на работу  всех учеников в ходе урока.

5. Сообщение в начале  урока не только темы, но организации  учебной деятельности в ходе  урока.

6. Обсуждение с детьми  в конце урока не только  того, что "мы узнали" (чем  овладели), но и того, что понравилось  (не понравилось) и почему, что  бы хотелось выполнить ещё  раз, а что сделать по другому.

7. Стимулирование учеников  к выбору и самостоятельному  использованию различных способов  выполнения заданий.

8. Оценка (поощрение) при  опросе на уроке не только  правильного ответа ученика, но  и анализ того, как ученик рассуждал,  какой способ использовал, почему  и в чём ошибался.

9. Отметка, выставляемая  ученику в конце урока, должна  аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

10. При задании на дом  называется не только тема  и объём задания, но и подробно  разъясняется, как следует рационально  организовать свою учебную работу  при выполнении домашнего задания.

 

 


Информация о работе Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника