СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Ватова Л.
Как снизить агрессивность детей // Дошкольное
воспитание.- 2003.- № 6.-С.55-58.
- Бреслав Г.М.
Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.-
181с.
- Бэрон Р.,
Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001.-
400с.
- Абрамян Л.А.
О возможностях игры для развития и коррекции
социальных эмоций дошкольников.- Таллин,
1984.
- Ковальчук
Л.И. Индивидуальный подход в воспитании
ребенка: Пособие
для воспитателя дет.сада.-2-е изд.,
доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Козлова
С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика
: Учеб.пособие
для студентов средних пед. учеб. заведений
». М: Издательский центр
«Академия»,
1998. – 432с.
- Воспитателю
о работе с семьей. Под ред.
Н.Ф.Виноградовой. М.:
«Просвещение», 1989.
- Чиркова
Т. Учет индивидуально –
психологических особенностей
детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.-С.38-42.
- Запорожец
А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.-
М., 1985.
- Реан А.А.
Психология детства. Учебник. – 2003.- 352с.
- Крюкова
С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь,
боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы
эмоционального развития детей дошкольного
и младшего школьного возраста: практическое
пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204с.
- Лешли Д.
Работать с маленькими детьми, поощрять
их развитие и решать проблемы. Пер. с англ.
- М.: Просвещение, 1991.- 223с.
- Паренс Г.
Агрессия наших дней / Пер. с англ.- М.: изд.
дом «Форум», 1997.- 168с.
- Раттер М.
Помощь трудным детям: пер. с англ./ Под
общ. Ред. А.С. Спиваковской - М.: Прогресс,
1987.- 424с.
- Родионова
Т.М. Корректировка воспитания и поведения
детей и подростков в проблемных семьях
// Работник социальной службы.- 2003.- №2.-С.41-47.
- Смирнова
Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети // Дошкольное
образование.- 2003.- №5.-С.62-67.
- Смирнова
Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности
и варианты детской агрессивности // Вопросы
психологии.- 2002.- №1.- С.17-26.
- Страхов
М.Ю. Психоаналитический взгляд на агрессию
// Школа здоровья.- 2001.- №2.-С.29-33.
- Чижова С.Ю.
Детская агрессивность.- М.: изд-во Академия
развития, 2003.- 54с.
- Волкова
Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая
газета.- 2003.- №5-6.- С.17-21.
- Сурков А.“Семейные
войны” газета “Стрела”, №14 (143), Санкт-Петербург
1999, апрель,.-С.6.
- Аллан Д.
Ландшафт детской души. М., 1997.
- Бютнер К.
Жить с агрессивными детьми. М., 1997.
- Еникопов
С.Н. Дети и психология агрессии. \ Школа
здоровья. 1995.
- Завражин
С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте
\Вопр.псих., 1993.
- Захаров
А.И. Как предупредить отклонение в поведении
детей.
- Фурманов
И.А. Детская агрессивность. М.1996.
- Копчёнова
Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников
// Психолог в детском саду.- 1999.- №1.-С.64-66.
- Дошкольное
образование. Словарь терминов / Под ред.
Н.А. Виноградовой. – М.: Айрис-пресс, 2005.
– С. 8.
- Реан А.А.
Агрессия и агрессивность личности. - СПб.,
1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Анкета
для родителей
(разработана
Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992
г.)
ИНСТРУКЦИЯ:
«Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте
на несколько вопросов, касающихся
поведения Вашего ребенка!»
1. Временами
кажется, что в него вселился
злой дух.
Да__________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
2. Он
не может промолчать, когда чем-то
недоволен.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
3. Когда
кто-то причиняет ему зло, он
обязательно старается отплатить
тем же.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
4.Иногда
ему без всякой причины хочется
выругаться.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
5. Бывает,
что он с удовольствием ломает игрушки,
что-то разбивает, потрошит.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
6.Иногда
он так настаивает на чем-то,
что окружающие теряют терпение.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
7. Он
не прочь подразнить животных.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
8. Переспорить
его трудно.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
9. Очень
сердится, когда ему кажется, что
кто-то над ним подшучивает.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
10. Иногда
у него вспыхивает желание
сделать что-то плохое, шокирующее
окружающих.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
11. В
ответ на обычные распоряжения
стремится сделать все наоборот.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
12. Часто
не по возрасту ворчлив.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
13. Воспринимает
себя как самостоятельного и
решительного.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
14. Любит
быть первым, командовать, подчинять
себе других.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
15. Неудачи
вызывают у него сильное раздражение,
желание найти виноватых.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
16. Легко
ссорится, вступает в драку.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
17. Старается
общаться с младшими и физически
более слабыми.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
18. У
него нередки приступы мрачной
раздражительности.
Да_________________________________________________________
Нет________________________________________________________
19. Не
считается со сверстниками, не
уступает, не делится.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
20. Уверен,
что любое задание выполнит
лучше всех.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Беседа
с детьми на тему:
«Я и телевизор»
(авторская
разработка В.Д. Пурина)
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1) Тебе
предложили на выбор посмотреть
по телевизору:
а) Мультфильм
«Вини Пух в гостях у кролика»;
б) Мультфильм
«Человек - Паук»;
в) Мультфильм
«Дикая семейка Торнберри»;
г) свой
вариант.
2) Какую
взрослую передачу по телевизору
ты смотришь с большим удовольствием:
а) «В мире
животных»;
б) «Пусть
говорят»;
в) «Криминальная
хроника»;
г) свой
вариант.
3) В
каком телевизионном фильме ты
хотел бы сняться:
а) «Приключения
Электроника»;
б) «Менты»;
в) «Мортал
Комбат смертельная битва»;
г) свой
вариант.
4) Если
бы ты был главным режиссёром
про что бы ты придумал детскую
передачу:
а) про
дружбу между людьми;
б) про
драки между людьми;
в) детский
боевик;
г) свой
вариант.
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Стили
родительского воспитания
(
в ответ на агрессивные
действия ребёнка)
Стратегия
воспитания |
Конкретные
примеры
стратегии |
Стиль
поведения
ребёнка |
Почему
ребёнок так
поступает |
Резкое
подавление агрессивного поведения
ребёнка |
«Прекрати!»
«Не смей так
говорить».
Родители наказывают
ребёнка. |
Агрессивный ребёнок
может прекратить сейчас, но выплеснет
свои отрицательные эмоции в другом
месте и в другое время. |
Ребёнок копирует
родителей и учится у них агрессивным
формам поведения. |
Игнорирование
агрессивных вспышек ребёнка |
Родители делают
вид, что не замечают агрессии ребёнка
или считают, что ребёнок ещё
мал. |
Агрессивный ребёнок
продолжает действовать агрессивно. |
Ребёнок думает,
что делает всё правильно, его
агрессивные формы поведения
закрепляются в черту характера. |
Родители
дают возможность ребёнку выплеснуть
агрессию приемлемым способом и в
тактичной форме запрещают вести
себя агрессивно по отношению к другим. |
Если родители
видят, что ребёнок разгневан, они
могут вовлечь его в игру, которая
снимет его гнев. Родители объясняют
ребёнку, как надо себя вести в
определённых ситуациях. |
Скорее всего,
ребёнок научится управлять своим
гневом. |
Ребёнок учится
анализировать различные ситуации
и берёт пример со своих тактичных
родителей. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Упражнения
на развитие устойчивости
к стрессу
Упражнение
1. Расхождение рук
Руки
встряхнуть, опустить, передохнуть.
Вытянуть
руки вперёд, развести в стороны, опустить.
Для
большего эффекта от выполнения упражнений
детей надо убедить в том, что
руки сами отталкиваются друг от друга.
Упражнение
2. Схождение рук
Руки
в стороны, вперёд, опустить.
Стараться
смотреть на руки, чтобы не потерять
контакт с самим собой.
Упражнение
3. Всплывание рук
Закрыть
глаза. Руки поочерёдно поднимать и
опускать.
Когда
рука начинает всплывать, возникает
масса новых приятных ощущений. В
первый раз ощущение возможности
без труда вытянуть рыбку из пруда
настолько неожиданное, что вызывает
улыбку.
Подчеркните,
что настроение поднимается от чувства
свободы движений, от воображаемой
возможности вынуть рыбку из пруда
( элементы игры и воображения). Детям
нужно запомнить ниточку, связывающую
волю и руку. Позже, пользуясь этим
контактом, можно научиться снимать головную
боль, регулировать артериальное давление.
Упражнение
4. Полёт
Закрыть
глаза. Обе руки плавно поднимать, затем
опускать. Детям предлагается представить,
что они летят, их руки- крылья и
они летят высоко-высоко над землёй
к тёплому солнцу, а вокруг чистое поле.
Предупредите,
что при этом надо дышать свободно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Критерии
агрессивности
(
схема наблюдения
за ребёнком)
№ |
Утверждения,
относящиеся к
ребёнку |
1. |
Часто
теряет контроль над
собой |
2. |
Часто
спорит, ругается со
взрослыми |
3. |
Часто
отказывается выполнять
правила |
4. |
Часто
специально раздражает
других детей |
5. |
Часто
винит других в
своих ошибках |
6. |
Часто
сердится и отказывается
сделать что-либо |
7. |
Часто
завистлив, мстителен |
8. |
Чувствителен,
очень быстро реагирует
на различные действия
окружающих (детей и
взрослых), которые нередко
раздражают его |