Индивидуальный подход в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………….7
1.1 Агрессия и агрессивность……………………………………………………7
1.2 Причины проявления агрессивности у дошкольников…………………..10
1.3 Развитие агрессивности в дошкольном возрасте………………………..14
Глава 2.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………………………………………………21
2.1 Индивидуальные особенности агрессивных детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..21
2.2 Индивидуальный подход, единство его осуществления в ДОУ и семье...26
2.3 Программа эмпирического исследования агрессивности детей дошкольного возраста…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.-С.55-58.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181с.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001.- 400с.
  4. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников.- Таллин, 1984.
  5. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие

    для воспитателя дет.сада.-2-е изд., доп. – М.:  Просвещение,  1985. – 112с.

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика  :  Учеб.пособие

     для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр

  «Академия», 1998. – 432с.

  1. Воспитателю о работе  с  семьей.  Под  ред.  Н.Ф.Виноградовой.  М.:

    «Просвещение», 1989.

  1. Чиркова  Т.  Учет  индивидуально  –  психологических  особенностей

    детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.-С.38-42.

  1. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.- М., 1985.
  2. Реан А.А. Психология детства. Учебник. – 2003.- 352с.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204с.
  4. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1991.- 223с.
  5. Паренс Г. Агрессия наших дней / Пер. с англ.- М.: изд. дом «Форум», 1997.- 168с.
  6. Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ./ Под общ. Ред. А.С. Спиваковской - М.: Прогресс, 1987.- 424с.
  7. Родионова Т.М. Корректировка воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях // Работник социальной службы.- 2003.- №2.-С.41-47.
  8. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети // Дошкольное образование.- 2003.- №5.-С.62-67.
  9. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии.- 2002.- №1.- С.17-26.
  10. Страхов М.Ю. Психоаналитический взгляд на агрессию // Школа здоровья.- 2001.- №2.-С.29-33.
  11. Чижова С.Ю. Детская агрессивность.- М.: изд-во Академия развития, 2003.- 54с.
  12. Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая газета.- 2003.- №5-6.- С.17-21.
  13. Сурков А.“Семейные войны” газета “Стрела”, №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель,.-С.6.
  14. Аллан Д. Ландшафт детской души. М., 1997.
  15. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997.
  16. Еникопов С.Н. Дети и психология агрессии. \ Школа здоровья. 1995.
  17. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр.псих., 1993.
  18. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей.
  19. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М.1996.
  20. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в детском саду.- 1999.- №1.-С.64-66.
  21.   Дошкольное образование. Словарь терминов / Под ред. Н.А. Виноградовой. – М.: Айрис-пресс, 2005. – С. 8.
  22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета  для родителей

(разработана Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г.)

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

1. Временами  кажется, что в него вселился  злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

2. Он  не может промолчать, когда чем-то  недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

3. Когда  кто-то причиняет ему зло, он  обязательно старается отплатить  тем же.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

4.Иногда  ему без всякой причины хочется  выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда  он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он  не прочь подразнить животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить  его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень  сердится, когда ему кажется, что  кто-то над ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда  у него вспыхивает желание  сделать что-то плохое, шокирующее  окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В  ответ на обычные распоряжения  стремится сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто  не по возрасту ворчлив.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает  себя как самостоятельного и  решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

14. Любит  быть первым, командовать, подчинять  себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи  вызывают у него сильное раздражение,  желание найти виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

16. Легко  ссорится, вступает в драку.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

17. Старается  общаться с младшими и физически  более слабыми.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

18. У  него нередки приступы мрачной  раздражительности.

Да_________________________________________________________

Нет________________________________________________________

19. Не  считается со сверстниками, не  уступает, не делится.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

20. Уверен, что любое задание выполнит  лучше всех.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа  с детьми на тему: «Я и телевизор»

(авторская  разработка В.Д. Пурина)

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1) Тебе  предложили на выбор посмотреть  по телевизору:

а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;

б) Мультфильм «Человек - Паук»;

в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;

г) свой вариант.

2) Какую  взрослую передачу по телевизору  ты смотришь с большим удовольствием:

а) «В мире животных»;

б) «Пусть говорят»;

в) «Криминальная хроника»;

г) свой вариант.

3) В  каком телевизионном фильме ты  хотел бы сняться:

а) «Приключения Электроника»;

б) «Менты»;

в) «Мортал  Комбат смертельная битва»;

г) свой вариант.

4) Если  бы ты был главным режиссёром  про что бы ты придумал детскую передачу:

а) про  дружбу между людьми;

б) про  драки между людьми;

в) детский  боевик;

г) свой вариант.

 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

     Стили родительского воспитания

     ( в ответ на агрессивные  действия ребёнка) 

Стратегия

воспитания

Конкретные

примеры

стратегии

Стиль

поведения

ребёнка

Почему

ребёнок так

поступает

Резкое  подавление агрессивного поведения  ребёнка «Прекрати!»

«Не смей так  говорить».

Родители наказывают ребёнка.

Агрессивный ребёнок  может прекратить сейчас, но выплеснет  свои отрицательные эмоции в другом месте и в другое время. Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным  формам поведения.
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка  или считают, что ребёнок ещё  мал. Агрессивный ребёнок  продолжает действовать агрессивно. Ребёнок думает, что делает всё правильно, его  агрессивные формы поведения  закрепляются   в черту характера.
Родители  дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в  тактичной форме запрещают вести  себя агрессивно по отношению к другим. Если родители видят, что ребёнок разгневан, они  могут вовлечь его в игру, которая  снимет его гнев. Родители объясняют  ребёнку, как надо себя вести в  определённых ситуациях. Скорее всего, ребёнок научится управлять своим  гневом. Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных  родителей.

 
 

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

     Упражнения  на развитие устойчивости к стрессу 

     Упражнение 1. Расхождение рук

     Руки  встряхнуть, опустить, передохнуть.

     Вытянуть  руки вперёд, развести в стороны, опустить.

     Для большего эффекта от выполнения упражнений детей надо убедить в том, что  руки сами отталкиваются друг от друга.

     Упражнение 2. Схождение рук

     Руки  в стороны, вперёд, опустить.

     Стараться смотреть на руки, чтобы не потерять контакт с самим собой.

     Упражнение 3. Всплывание рук

     Закрыть глаза. Руки поочерёдно поднимать и  опускать.

     Когда рука начинает всплывать, возникает  масса новых приятных ощущений. В  первый раз ощущение возможности  без труда вытянуть рыбку из пруда  настолько неожиданное, что вызывает улыбку.

     Подчеркните, что настроение поднимается от чувства  свободы движений, от воображаемой возможности вынуть рыбку из пруда ( элементы игры и воображения). Детям  нужно запомнить ниточку, связывающую  волю и руку. Позже, пользуясь этим контактом, можно научиться снимать головную боль, регулировать артериальное давление.

     Упражнение 4. Полёт

     Закрыть глаза. Обе руки плавно поднимать, затем  опускать. Детям предлагается представить, что они летят, их руки- крылья и  они летят высоко-высоко над землёй к тёплому солнцу, а вокруг чистое поле.

     Предупредите, что при этом надо дышать свободно. 

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 5 

     Критерии  агрессивности

     ( схема наблюдения  за ребёнком) 

Утверждения, относящиеся к  ребёнку
1. Часто теряет контроль над  собой
2. Часто спорит, ругается со взрослыми
3. Часто отказывается выполнять  правила
4. Часто специально раздражает других детей
5. Часто винит других в  своих ошибках
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо
7. Часто завистлив, мстителен
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его

Информация о работе Индивидуальный подход в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста