СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ
  - Ватова Л. 
  Как снизить агрессивность детей // Дошкольное 
  воспитание.- 2003.- № 6.-С.55-58.
- Бреслав Г.М. 
  Эмоциональные особенности формирования 
  личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 
  181с.
- Бэрон Р., 
  Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001.- 
  400с.
- Абрамян Л.А. 
  О возможностях игры для развития и коррекции 
  социальных эмоций дошкольников.- Таллин, 
  1984.
- Ковальчук 
  Л.И. Индивидуальный подход в воспитании 
  ребенка: Пособие
    
для воспитателя дет.сада.-2-е изд., 
доп. – М.:  Просвещение,  1985. – 112с.
  -  Козлова 
  С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика  
  :  Учеб.пособие
     
для студентов средних пед. учеб. заведений 
». М: Издательский центр
  «Академия», 
1998. – 432с.
  - Воспитателю 
  о работе  с  семьей.  Под  ред.  
  Н.Ф.Виноградовой.  М.:
    
«Просвещение», 1989.
  - Чиркова  
  Т.  Учет  индивидуально  –  
  психологических  особенностей
     
детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.-С.38-42.
  - Запорожец 
  А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.- 
  М., 1985.
- Реан А.А. 
  Психология детства. Учебник. – 2003.- 352с.
- Крюкова 
  С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, 
  боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы 
  эмоционального развития детей дошкольного 
  и младшего школьного возраста: практическое 
  пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204с.
- Лешли Д. 
  Работать с маленькими детьми, поощрять 
  их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. 
  - М.: Просвещение, 1991.- 223с.
- Паренс Г. 
  Агрессия наших дней / Пер. с англ.- М.: изд. 
  дом «Форум», 1997.- 168с.
- Раттер М. 
  Помощь трудным детям: пер. с англ./ Под 
  общ. Ред. А.С. Спиваковской - М.: Прогресс, 
  1987.- 424с.
- Родионова 
  Т.М. Корректировка воспитания и поведения 
  детей и подростков в проблемных семьях 
  // Работник социальной службы.- 2003.- №2.-С.41-47.
- Смирнова 
  Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети // Дошкольное 
  образование.- 2003.- №5.-С.62-67.
- Смирнова 
  Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности 
  и варианты детской агрессивности // Вопросы 
  психологии.- 2002.- №1.- С.17-26.
- Страхов 
  М.Ю. Психоаналитический взгляд на агрессию 
  // Школа здоровья.- 2001.- №2.-С.29-33.
- Чижова С.Ю. 
  Детская агрессивность.- М.: изд-во Академия 
  развития, 2003.- 54с.
- Волкова 
  Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая 
  газета.- 2003.- №5-6.- С.17-21. 
-  Сурков А.“Семейные 
  войны” газета “Стрела”, №14 (143), Санкт-Петербург 
  1999, апрель,.-С.6.
- Аллан Д. 
  Ландшафт детской души. М., 1997.
- Бютнер К. 
  Жить с агрессивными детьми. М., 1997.
- Еникопов 
  С.Н. Дети и психология агрессии. \ Школа 
  здоровья. 1995.
- Завражин 
  С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте 
  \Вопр.псих., 1993.
- Захаров 
  А.И. Как предупредить отклонение в поведении 
  детей.
- Фурманов 
  И.А. Детская агрессивность. М.1996.
- Копчёнова 
  Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников 
  // Психолог в детском саду.- 1999.- №1.-С.64-66.
-   Дошкольное 
  образование. Словарь терминов / Под ред. 
  Н.А. Виноградовой. – М.: Айрис-пресс, 2005. 
  – С. 8.
- Реан А.А. 
  Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 
  1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 
1
Анкета 
для родителей
(разработана 
Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 
г.)
ИНСТРУКЦИЯ: 
«Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте 
на несколько вопросов, касающихся 
поведения Вашего ребенка!»
1. Временами 
кажется, что в него вселился 
злой дух.
Да__________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
2. Он 
не может промолчать, когда чем-то 
недоволен.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
3. Когда 
кто-то причиняет ему зло, он 
обязательно старается отплатить 
тем же.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
4.Иногда 
ему без всякой причины хочется 
выругаться.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
5. Бывает, 
что он с удовольствием ломает игрушки, 
что-то разбивает, потрошит.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
6.Иногда 
он так настаивает на чем-то, 
что окружающие теряют терпение.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
7. Он 
не прочь подразнить животных.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
8. Переспорить 
его трудно.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
9. Очень 
сердится, когда ему кажется, что 
кто-то над ним подшучивает.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
10. Иногда 
у него вспыхивает желание 
сделать что-то плохое, шокирующее 
окружающих.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
11. В 
ответ на обычные распоряжения 
стремится сделать все наоборот.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
12. Часто 
не по возрасту ворчлив.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
13. Воспринимает 
себя как самостоятельного и 
решительного.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
14. Любит 
быть первым, командовать, подчинять 
себе других.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
15. Неудачи 
вызывают у него сильное раздражение, 
желание найти виноватых.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
16. Легко 
ссорится, вступает в драку.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
17. Старается 
общаться с младшими и физически 
более слабыми.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
18. У 
него нередки приступы мрачной 
раздражительности.
Да_________________________________________________________
Нет________________________________________________________
19. Не 
считается со сверстниками, не 
уступает, не делится.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
20. Уверен, 
что любое задание выполнит 
лучше всех.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 
2
Беседа 
с детьми на тему: 
«Я и телевизор»
(авторская 
разработка В.Д. Пурина)
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1) Тебе 
предложили на выбор посмотреть 
по телевизору:
а) Мультфильм 
«Вини Пух в гостях у кролика»;
б) Мультфильм 
«Человек - Паук»;
в) Мультфильм 
«Дикая семейка Торнберри»;
г) свой 
вариант.
2) Какую 
взрослую передачу по телевизору 
ты смотришь с большим удовольствием:
а) «В мире 
животных»;
б) «Пусть 
говорят»;
в) «Криминальная 
хроника»;
г) свой 
вариант.
3) В 
каком телевизионном фильме ты 
хотел бы сняться:
а) «Приключения 
Электроника»;
б) «Менты»;
в) «Мортал 
Комбат смертельная битва»;
г) свой 
вариант.
4) Если 
бы ты был главным режиссёром 
про что бы ты придумал детскую 
передачу:
а) про 
дружбу между людьми;
б) про 
драки между людьми;
в) детский 
боевик;
г) свой 
вариант.
     
ПРИЛОЖЕНИЕ 
3
     Стили 
родительского воспитания
     ( 
в ответ на агрессивные 
действия ребёнка) 
| Стратегия воспитания | Конкретные примеры стратегии | Стиль поведения ребёнка | Почему ребёнок так поступает | 
| Резкое 
  подавление агрессивного поведения 
  ребёнка | «Прекрати!» «Не смей так 
  говорить». Родители наказывают 
  ребёнка. | Агрессивный ребёнок 
  может прекратить сейчас, но выплеснет 
  свои отрицательные эмоции в другом 
  месте и в другое время. | Ребёнок копирует 
  родителей и учится у них агрессивным 
  формам поведения. | 
| Игнорирование 
  агрессивных вспышек ребёнка | Родители делают 
  вид, что не замечают агрессии ребёнка 
  или считают, что ребёнок ещё 
  мал. | Агрессивный ребёнок 
  продолжает действовать агрессивно. | Ребёнок думает, 
  что делает всё правильно, его 
  агрессивные формы поведения 
  закрепляются   в черту характера. | 
| Родители 
  дают возможность ребёнку выплеснуть 
  агрессию приемлемым способом и в 
  тактичной форме запрещают вести 
  себя агрессивно по отношению к другим. | Если родители 
  видят, что ребёнок разгневан, они 
  могут вовлечь его в игру, которая 
  снимет его гнев. Родители объясняют 
  ребёнку, как надо себя вести в 
  определённых ситуациях. | Скорее всего, 
  ребёнок научится управлять своим 
  гневом. | Ребёнок учится 
  анализировать различные ситуации 
  и берёт пример со своих тактичных 
  родителей. | 
   
     
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 
     Упражнения 
на развитие устойчивости 
к стрессу 
     Упражнение 
1. Расхождение рук
     Руки 
встряхнуть, опустить, передохнуть.
     Вытянуть 
руки вперёд, развести в стороны, опустить.
     Для 
большего эффекта от выполнения упражнений 
детей надо убедить в том, что 
руки сами отталкиваются друг от друга.
     Упражнение 
2. Схождение рук
     Руки 
в стороны, вперёд, опустить.
     Стараться 
смотреть на руки, чтобы не потерять 
контакт с самим собой.
     Упражнение 
3. Всплывание рук
     Закрыть 
глаза. Руки поочерёдно поднимать и 
опускать. 
     Когда 
рука начинает всплывать, возникает 
масса новых приятных ощущений. В 
первый раз ощущение возможности 
без труда вытянуть рыбку из пруда 
настолько неожиданное, что вызывает 
улыбку. 
     Подчеркните, 
что настроение поднимается от чувства 
свободы движений, от воображаемой 
возможности вынуть рыбку из пруда 
( элементы игры и воображения). Детям 
нужно запомнить ниточку, связывающую 
волю и руку. Позже, пользуясь этим 
контактом, можно научиться снимать головную 
боль, регулировать артериальное давление.
     Упражнение 
4. Полёт
     Закрыть 
глаза. Обе руки плавно поднимать, затем 
опускать. Детям предлагается представить, 
что они летят, их руки- крылья и 
они летят высоко-высоко над землёй 
к тёплому солнцу, а вокруг чистое поле. 
     Предупредите, 
что при этом надо дышать свободно. 
 
     
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 
     Критерии 
агрессивности
     ( 
схема наблюдения 
за ребёнком) 
| № | Утверждения, 
  относящиеся к 
  ребёнку | 
| 1. | Часто 
  теряет контроль над 
  собой | 
| 2. | Часто 
  спорит, ругается со 
  взрослыми | 
| 3. | Часто 
  отказывается выполнять 
  правила | 
| 4. | Часто 
  специально раздражает 
  других детей | 
| 5. | Часто 
  винит других в 
  своих ошибках | 
| 6. | Часто 
  сердится и отказывается 
  сделать что-либо | 
| 7. | Часто 
  завистлив, мстителен | 
| 8. | Чувствителен, 
  очень быстро реагирует 
  на различные действия 
  окружающих (детей и 
  взрослых), которые нередко 
  раздражают его |