Индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:01, реферат

Краткое описание

Изменение, происходящие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Эта проблема заключается в том, что с каждым годом отмечается рост преступности, наркомании, увеличивается число детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений содержания ценностных ориентаций молодежи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий, разводов и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам.docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

Дефекты воли характеризуются избирательным действием. Для достижения желаемой цели дети могут проявить большую силу воли, выдержку и настойчивость, изобретательность и смекалку. А вот для преодоления даже незначительных трудностей, связанных с необходимостью, с исполнением обязанностей или долга (выучить урок, соблюдать режим, исполнить обещание, подчиниться требованиям сознательной дисциплины) воли не хватает(21,26).

В эмоциональной сфере пестрота проявлений зависит от различий между темпераментами. Так, трудные школьники с холерическим темпераментом - обычно вспыльчивые, импульсивные, грубые, неадекватно реагирующие. Те, у кого сангвинический темперамент, часто бывают злыми, жестокими, агрессивными, сознательно стремятся причинить неприятности окружающим. Меланхолики - упрямые, обидчивые, замкнутые. Флегматики - вялые, инертные, ко всему равнодушные, не замечают, что от них страдают окружающие(16).

Общими для трудных детей являются две особенности психобиологических подструктур личности. Во-первых, преобладание в целом эмоциональной сферы над рациональной, и, во-вторых, преобладание отрицательных эмоций и чувств (переживаний) над положительными.

Обобщая выше сказанное можно отметить, что критической точкой в процессе негативного изменения личности трудного школьника является тот момент, когда он теряет психологическую позицию ученика, когда у него начинает преобладать отрицательное отношение к учению и высвобождается много времени. Вместо учебы он активизирует общение с такими же педагогически запущенными подростками за пределами школы, попадает под влияние группы и катится по наклонной вниз, от дисциплинарных проступков и безнравственных действий к мелким правонарушениям, а затем - и к уголовным преступлениям. Так и происходит превращение педагогической запущенности в социальную, хотя между ними нет резкого качественного скачка. Психологически этот процесс характеризуется возникновением аморальной личности в результате слияния воедино нездоровых потребностей, эгоистических мотивов и накопления отрицательного асоциального опыта.

1.2 Причины отклонений  в поведении трудных учащихся

Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением - микросредой. Именно в микросреде ребенок, подросток, юноша черпает весь свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения.

Нравственная деформация личности школьника и отклонения в его поведении являются следствием дефектов в системе его взаимосвязей и отношений с микросредой.

Рассмотрим наиболее существенные дефекты межличностных и деловых отношений, с которыми учащийся сталкивается в семье, на улице, в школе.

По мнению Плиннер Я.Г.и Бухвалова В.А., причины и «механизм» отрицательного влияния семьи на нравственное формирование личности школьника неоднородны. В связи с этим выделим основные факторы, которые отрицательно сказываются на воспитании детей в семье. Как известно, определяющую роль в этом играет «нравственная позиция» родителей. Ведь речь идет о наличии или отсутствии в семье источников антиобщественных, аморальных влияний и об общей нравственной ориентации родителей, проявляющейся в их повседневном поведении(22).

Данные ряда научных исследований (8,16,18,21,22) свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей - систематическими пьянками, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений и т.д. А две трети подростков-правонарушителей воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер. Это связано с неблагоприятной нравственно-психологической обстановкой, обусловленной эгоизмом и потребительской психологией родителей.

Именно отец и мать своими поступками и своими образом жизни становятся образцом поведения для своих детей. По мнению великого физиолога И.П. Павлова, у любого индивида стереотипы поведения в детстве вырабатываются в основном с помощью положительного примера(16). Именно в семье ребенок усваивает определенные представления о том, что в жизни - главное, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как относиться к старшим и младшим, к работе и отдыху. На базе общей нравственной атмосферы в семье у детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества.

В семье, члены которой взаимно уважают друг друга и заботятся друг о друге, где взрослые имеют работу и любят трудиться, где к окружающим относятся с вниманием и сочувствием, как правило, растет нравственно воспитанный человек. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из семей первой группы(22).

В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. А.С. Макаренко называл состояние психики детей, которые росли в семьях с нездоровой обстановкой, «отсутствием радости завтрашнего дня». Такие дети особенно сильно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени заменяет им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей(20). Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Важной стороной семейного воспитания является и педагогическая позиция родителей, так как в семьях, где детям ни в чем не отказывают: покупают все, что они просят, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лодыри, не умеющие и не желающие трудиться, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Привыкнув к жизни за чужой счет, они и потом везде ведут себя так, словно окружающие обязаны выполнять их желания, ничего не требуя взамен. Они стремятся удовлетворить собственные прихоти любой ценой. В тех случаях, когда родительские возможности оказываются недостаточными для удовлетворения непрерывно растущих запросов своих чад, те легко пренебрегают установленными правилами и нормами. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает детей на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера(18).

Прямой противоположностью указанной позиции является излишняя суровость родителей по отношению к детям, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей, оскорбляющие их человеческое достоинство. Результаты: возникновение у детей неприязни к родителям, выход детей из-под их влияния и контроля, поступки, совершаемые «назло» родителям, и, в конечном счете, устойчивые отклонения в поведении(20). С вышеперечисленными недостатками семейного воспитания нередко сочетается самоограничение родителями объема своих обязанностей как воспитателей. Чаще всего это проявляется в виде безнадзорности, то есть отсутствия контроля над тем, как дети используют свое свободное время, и над характером их дружеских связей.

Дети нуждаются в самостоятельности, и родители должны заботиться об ее развитии и проявлении. Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но при этом родители не должны полностью отрываться от его жизни. Не контролируя жизнь подростка, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь ему в трудную минуту.

Подросток, не ощущая контроля над собой со стороны взрослых, испытывает иллюзию «полной свободы». Его поведение может стать игрушкой собственных случайных влечений и посторонних влияний. Практика показывает, что многие правонарушения подростков стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье. Потребительский характер воспитания и самоограничение объема воспитательных обязанностей родители нередко сочетают со «слепой» защитой ими детей, что порождает у детей уверенность в полнейшей безнаказанности(16).

Как перечисленные, так и прочие недостатки семейного воспитания могут встречаться в самых различных сочетаниях,

На формирование личности подростка влияют и такие факторы как недостатки в учебно-воспитательной работе школы. Недостатки работы школы, которые отрицательно сказываются на поведении учеников, по мнению Степанова В.Г., условно можно разделить натри группы.

Первая группа - недостатки организационного характера.

К их числу относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм; поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности; отсутствие продуманного плана работы по их исправлению и перевоспитанию.

Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы; разобщенность школьного педагогического коллектива; отсутствие анализа допускаемых в работе ошибок; недостаточное использование воспитательных возможностей ученического самоуправления; шаблонность и консерватизм форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе; пассивность в работе с неблагополучными семьями(26).

Вторая группа -- ошибки, которые связаны с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы. Одна из типичных ошибок заключается в отождествлении отношения отстающего ученика к учебе с его умственными способностями. Ведь дети, растущие в неблагополучной семье, или дети, которых неправильно воспитывают, обычно не в состоянии хорошо учиться без посторонней помощи. У одних детей это проявляется уже в начальных классах, у большинства других - в подростковом возрасте. В процессе воспитания и обучения такие дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе. Если этого нет, у них складывается отрицательное отношение к учебной деятельности. Большой вред наносят пренебрежительное отношение, убежденность некоторых учителей в умственной неполноценности таких учеников, что деморализует детей, формирует у них неверие в свои силы, настраивает против учителей и школы в целом.

Не правы и те педагоги, которые утверждают, что таких учеников «нельзя ничем заинтересовать» или что их «интересует только плохое». Исследования показывают, что очень многие подростки с отклонениями в поведении интересуются техникой, современной музыкой, спортом, положительно относятся к отдельным учебным предметам. Для того, чтобы положительные интересы воплотились в соответствующие поступки, детям нужны помощь и поддержка учителя.

Еще одной серьезной ошибкой является использование в работе с трудными школьниками мер негативного стимулирования - обсуждений, разговоров, порицаний и выговоров, различного рода наказаний. Многократно оказываясь объектом всеобщего осуждения, выслушивая угрозы, подросток привыкает к ним и перестает их воспринимать. Подобные меры не изменяют в лучшую сторону его реального положения в коллективе класса и школы, в семье, характера взаимоотношений. Поэтому такие меры воздействия не влекут за собой желаемого улучшения в поведении.

Непростительную ошибку совершают те педагоги, которые проявляют недоброжелательное отношение к трудным детям, вступают с ними в затяжные конфликты. Это приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учеником, к взаимному непониманию и взаимной неприязни, противоречит идеям педагогики, основанной на принципах сотрудничества. Подросток еще больше замыкается в себе, еще сильнее сопротивляется любым попыткам учителей воздействовать на него, его поведение ухудшается(26).

Третья группа ошибок обусловлена невысоким профессиональным уровнем отдельных учителей, их психологической неподготовленностью к работе с детьми. Иные учителя слабо владеют учебным предметом и методикой преподавания. Их уроки неинтересны; на уроках отсутствует дифференцированный подход к слабым, средним и сильным ученикам; дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе.

Важную роль в воспитании играют личный пример и авторитет педагога. Недопустимо добиваться авторитета, нарушая принципы педагогической этики, например, такими способами, как преувеличение значимости своего предмета и преуменьшение ценности других; претензии на собственную исключительность и ироническое отношение к другим педагогам; запугивание учащихся возможностями устроить им неприятности; заигрывание с учениками, завышение оценок; терпимость к нарушениям порядка и дисциплины.

Истинный авторитет учителя, высокий профессионализм, требовательность, сочетающаяся с доброжелательностью и справедливостью единство слова и дела, самоотверженное отношение к своей работе обеспечивают ее успех. Если учитель не проявляет эти качества, он оказывает отрицательное влияние на учащихся, особенно на тех, кто склонен к нарушению установленных норм. Вред воспитанию школьников наносят педагогическая бестактность, несдержанность, неуважение некоторыми учителями человеческого достоинства учащихся, предвзятое отношение к отдельным ученикам, нежелание считаться с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями детской психики(26).

Таким образом, трудные школьники отличаются повышенной эмоциональностью и обостренным самолюбием. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающие их или выставляющие их в смешном виде, доказывающие их несостоятельность или оскорбляющие их достоинство. Это вызывает у детей протест, который проявляется иной раз в виде грубых нарушений дисциплины и порядка.

Однако, на наш взгляд необходимо отметить еще один фактор отрицательно влияющий на развивающуюся личность подростка - стихийно-групповое общение.

Как показал анализ исследований Гонеева А.Д., Кумариной Г.Ф., недостатки семейного и школьного воспитания способствуют возникновению педагогической запущенности, заключающейся в нравственной деформации личности учащихся и выходе их из сферы воспитывающего влияния семьи и школы. Это выражается в отрицательном отношении к учебе, нарушениях правил поведения, конфликтах с педагогами и родителями. Если меры педагогического воздействия со стороны педагогов и родителей не дают результата, тогда педагогическая запущенность в ряде случаев переходит в социальную, что проявляется в систематическом нарушении подростками моральных и правовых норм. Существенный фактор, который влияет на превращение педагогической запущенности в социальную, - это стихийно-групповое общение(8,9,17,18).

Информация о работе Индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам