Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи:
1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.
2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

Содержание

Введение
Глава 1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ как система
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3 ДОУ в режиме развития
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования
Глава 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2 Основные понятия инноватики
2.3 Источники инноваций в ДОУ
2.4 Закономерности протекания инновационных процессов
Глава 3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере МДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

Трансформация дошкольного  воспитания в дошкольное образование  отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно  с уверенностью констатировать факт формального или содержательного  перехода большинства ДОУ в режим  поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с  качественными признаками данного  перехода: насколько инновации соответствуют  насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения  актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы. 

В итоге же ДОУ вынуждены  ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в  сфере дошкольного образования  позволяет выделить ряд базовых  тенденций в развитии системы.

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности [7].

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).

Демократизация связывается  с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников  и педагогов, их заинтересованного  взаимодействия, а так же широкое  участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг  и подходов к их реализации в целях  удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований  на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

- человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

- целостности педагогического  процесса и комплексности целей;

- активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов  и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие  управляющей системы на управляемую  систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к  соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в  первую очередь являются новые принципы:

- демократизации и гуманизации;

- системности и целостности  управления;

- централизации/децентрализации;

- взаимосвязи и разделения  стратегического, тактического и  оперативного уровней управления  и соответствующих им видов  управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

- единоначалия и коллегиальности;

- объективности и полноты  информации в принятии управленческих  решений.

На современном этапе  существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в  частности:

- совмещение инновационных  программ с уже существующими;

- сосуществование представителей  различных педагогических концепций;

- раскол педагогического  сообщества;

- несоответствие новых  типов образовательных учреждений  требованиям родителей;

- потребность в новом  научно-методическом обеспечении;

- потребность в новых  педагогических кадрах;

- приспособление новшеств  к конкретным условиям;

- проблема изменения,  оптимизации, замены новшеств;

- проблема воспроизводства  инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ [2].

1.  Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2.  Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3.  Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4.  Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .

Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Предпосылки становления  инновационной деятельности в  системе дошкольного образования

Предпосылки и источники  становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал  введение некоторых элементов одной  культуры в другую и изучение их отношений.

В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.

Развивается она как отражение  потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в  основные сферы человеческой активности.

В.А.Сластенин, Л.С.Подымова В науке выделяют три типа исследований инноваций:

- изучение фактов, способствующих/препятствующих  нововведениям;

- исследование инновационного  процесса;

- управлением инновационным  процессом;

- анализ инновационных  ситуаций/оценка степени риска,  эффективности.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи).

Педагогическая инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX в на Западе, с 80-ых гг. – в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию. Следовательно, инновации решают определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом. Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются (унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.

2.2 Основные понятия инноватики

Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.

Новшество:

- идея, являющаяся для  конкретного лица новой;

- средство (новый метод).

Р.Н.Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания .

Инновация:

- обновление, изменение;

- введение чего-либо нового;

- процесс освоения новшества.

В.И.Сластенин и Л.С.Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам .

Инновационный процесс –  инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы  в новое качественное состояние.

Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные  идеи и технологии их реализации).

А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова охарактеризовали это понятие как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, цель которого – удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности, стабильности и жизнеспособности).

А вот ещё несколько  значений нововведения: 

- механизм использования  инновации (новшество и процесс  введения его в практику);

- динамическая система,  характеризующаяся как внутренней  логикой (структура и этапы  инновационного процесса), так и  закономерным развитием во времени  её взаимодействия с окружающей  средой (жизненный цикл новшеств).

К нововведениям в сфере  образования относят изменения:

- в общественном положении  образования и уровне финансирования  системы;

- в структуре системы  образования;

- в содержании образования;

- во внутренней организации  образовательного учреждения;

- в методах обучения;

- в оборудовании образовательных  учреждений и использовании информационных  технологий в образовании; 

- в строительстве зданий  и помещений для учебных занятий.

Изменение – замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое  отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.

Новшество и изменение  в широком масштабе для всей системы  – это реформа.

Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

Информация о работе Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании