Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи:
1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.
2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

Содержание

Введение
Глава 1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ как система
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3 ДОУ в режиме развития
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования
Глава 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2 Основные понятия инноватики
2.3 Источники инноваций в ДОУ
2.4 Закономерности протекания инновационных процессов
Глава 3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере МДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

В-третьих, представление  познавательного материала и  способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном  образовании более активных и  интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как  бы обобщенная связь педагога со всеми  детьми, а взаимодействие воспитателя с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в ДОУ выступают потенциал  и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость и фасилитация.

Изменение позиций педагога и ребенка в образовательном  процессе требуют перестройки системы  взаимодействия, прежде всего взаимодействия педагогов – их интеграции и координации, а также совершенствования взаимодействия в триаде «педагог – ребенок –  родители». Это является с одной  стороны, предпосылкой инновационного процесса в ДОУ, с другой – результатом  и показателем его успешности.

2.4 Закономерности протекания  инновационными процессами

Инновационный процесс, как  любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в соей работе В.Е.Гмурман [1].

1.  Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обусловливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально-педагогической среде: начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.

2.  Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит?

3.  Закон стереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно рутинизация – кризис.

4.  Закон циклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.

М.М.Поташник и О.Б.Хомерики детально исследовали структуры инновационного процесса в образовательном учреждении. В своей работе они выделяют несколько видов структур.

Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъектная структура: деятельность субъектов развития (органы управления образованием, лица, вовлеченные в  процесс обновления ДОУ), функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса на каждом этапе.

Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).

Содержательная структура: рождение, разработка, освоение. Характеризует  инновационные процессы с точки  зрения их проникновения в разные области педагогической действительности: в содержание образования, технологии, формы, структуру ДОУ (системы управления).

Структура жизненного цикла  включает следующие этапы: возникновение (идея, её оформление) – рост (детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) – насыщенность – рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой) – кризис – финал: новшество становится повседневным или заменяется.

Управленческая структура: программа развития.

Организационная структура: диагностика – прогнозирование  – организация – практика –  обобщение – внедрение.

Жизненный цикл новшеств.

1.  Этап открытия: зарождение, возникновение концепции новшества.

2.  Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном).

3.  Реализация нововведения: практическое применение, доработка, стойкий результат, самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.

4.  Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.

5.  Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.

Линейность этапов может  нарушаться: внутри одного этапа допустимы  другие, возможны разрывы, выпадение  фаз и т.д. с четвертого этапа  идет непрерывное усовершенствование.

С точки зрение взаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя:

·  старт;

·  быстрый рост;

·  зрелость;

·  насыщение;

·  кризис.

Этапы восприятия новшества  по Эрику Роджерсу.

1.  Ознакомление: человек впервые слышит об инновации, ещё не готов к получению дополнительной информации.

2.  Появление интереса: интерес + поиск дополнительной информации. Пока невозможна внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).

3.  Оценка: субъект примеряет новшество и решает, применять ли его, ищет уточняющую информацию, критично оценивает её.

4.  Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или отказ.

5.  Окончательное восприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании в практике (через оценку результатов четвертого этапа).

Представленные параметры  инновационного процесса необходимо адаптировать к ДОУ, которое характеризуется  в настоящее время динамикой отдельных сфер и процессов. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития ДОУ в целях обеспечения качества дошкольного образования. [8]

 

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  В ДОУ НА ПРИМЕРЕ МДОУ ДЕТСКИЙ  САД №2 П.В-ДАРАСУНСКИЙ

В 2006 году в МДОУ Детский  сад №2 п. В-Дарасунский был составлен проект «Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ». На момент написания проекта детский сад находился в критических условиях: здание требовало капитального ремонта, в течение нескольких лет в связи с низким температурным режимом срывался педагогический процесс, заканчивался срок лицензии на образовательную деятельность. Решение административных проблем требовало немедленного вмешательства заведующего ДОУ и отвлекало его от управления педагогическим процессом, отсутствие методиста усугубляло ситуацию. В течение 2006-2007 учебного года при содействии Учредителя здание было отремонтировано, в детский сад был принят методист, успешно прошла процедура лицензирования и аккредитации ДОУ. У педагогов появилась возможность непрерывно осуществлять воспитательно-образовательную деятельность, требовало совершенствования качество образовательного процесса.

Целью проекта является формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды учреждения на основе изучения и удовлетворения потребностей участников образовательного процесса.

В цепочке удовлетворения потребностей основным звеном являются дети. Нельзя забывать, что детский  сад, прежде всего, существует для детей, а не для того, чтобы обеспечить комфортные условия для его сотрудников, или конкурентоспособность учреждения в дошкольной среде. На втором плане  находится удовлетворение запросов родителей. Сегодня содержание образования  целиком определяется обществом. Именно родители выступают основными заказчиками  на образовательном рынке. Следующими в цепочке идут воспитатели, от удовлетворения профессиональных запросов которых  зависит качество выполнения запросов потребителей. Замыкает цепочку руководитель ДОУ.

Для начала был изучен потребительский  спрос. Среди родителей провели  анкетирование с целью выявления  удовлетворения их запросов и желаний. Анализ ответов показал, что родителей  на 70% устраивают условия, предоставленные  детским садом для воспитания и образования детей. Но каждый родитель указал на необходимость введения дополнительного  образования. 50% опрошенных согласны были оплачивать дополнительные услуги.

Переполняемость групп до минимума свела индивидуальную работу педагога с детьми, отстраняя на задний план личностную ориентацию «педагог-ребенок», развитие необходимых творческих и интеллектуальных способностей детей.

После проведения в здании детского сада капитального ремонта  развивающая среда была приведена  в негодное состояние. Идей по её восстановлению оказалась масса, но для их осуществления  требовались финансовые вложения.

Таким образом, в ДОУ наметилось три ведущие проблемы:

1.  введение дополнительного образования;

2.  повышение качества обучаемости детей;

3.  привлечение внебюджетных средств для развития воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Попечительский совет.

Многие воспитатели и  заведующие сегодня только в красочных  проспектах дошкольной периодики видят  современную мебель, дидактические  материалы, развивающие игры, сенсорные  комнаты, спортивные уголки, мягкие модули и прочую атрибутику развивающей  среды. А о методическом обеспечении  новых образовательных программ можно только мечтать (или тратить  на них средства собственной заработной платы, как некоторые и делают). Мысль «где взять на все это  деньги?» не дает покоя, ведь так  хочется, чтобы у детей было все  самое лучшее, полезное, чтобы их детство было не на словах, а на деле счастливым и беззаботным. А воспитатели  перестали ломать голову над вопросом: чем занять детей в свободное  время.

В решении проблемы помогло  приложение к журналу «Управление  ДОУ», где подробно рассказывалось о привлечении внебюджетных средств в детские сады. «Укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного процесса через обогащение развивающей среды, благоустройство помещений и территории, повышение имиджа ДОУ, увеличение его конкурентоспособности на современном рынке образовательных услуг», - слова эти музыкой звучали в ушах. Оказывается, мечты можно воплотить в реальность при помощи Попечительских советов. 

До прочтения журнала  одно упоминание о Попечительских советах  нагоняло тоску. Воображение рисовало мертвые Положения, скучные заседания  и массу потерянного времени. На самом деле, Попечительский совет  при правильной организации может  значительно оживить и разнообразить  жизнь детского сада. Кроме того, сегодня это один из тех органов, на постоянную помощь и поддержку  которого работники детских садов  могут рассчитывать. Попечители первыми  реагируют на нужды и проблемы своего ДОУ.

Внимательно ознакомившись  с законодательной базой и  со всей имеющейся литературой по данному вопросу, составили Положение  «О Попечительском совете МДОУ детский  сад №2». Оставалось убедить родителей  в важности и необходимости создания новой организации в ДОУ. На очередном  родительском собрании заведующая обрисовала перспективы развития детского сада, объяснила целесообразность вкладов в образовательный процесс. Обсуждения проходили довольно бурно, предложения высказывались самые разнообразные. В итоге решили, что самое правильное - создать Попечительский совет, который будет регулировать поступления попечительских взносов, распределять их расходование и контролировать целевое использование попечительских средств. Сразу же выбрали членов Совета и определили размер взносов. Результаты собрания радовали.

На первом заседании Попечительского  совета был выбран Председатель и  секретарь. Утвердили Положение  о Попечительском совете, составили  смету расходов. Часть поступивших  средств (к тому времени родители уже начали делать взносы) направили  на нужды групп, остальное на совершенствование  развивающей среды ДОУ. Первоначально  все виды попечительских взносов  помещались на внебюджетный счет ДОУ. Однако, это оказалось очень неудобным с точки зрения родителей: финансы долго прокручивались в банке, а игрушки и дидактические материалы требовались незамедлительно. Попечительский совет вышел на администрацию ДОУ с предложением упростить схему поступления попечительских средств. Ежемесячные взносы доверили воспитателям, единовременные взносы проходят через бухгалтерию детского сада и поступают на внебюджетный счет.

Все виды попечительских взносов  четко фиксируются. Расходование средств  напрямую контролируется Попечительским советом. Бухгалтерия на 100% прозрачна  и доступна любому из родителей. Деятельность совета определена Положением «О Попечительском совете», рекомендации родителей по регулированию внебюджетных средств  оформились в Положение «О попечительских взносах», все нововведения протоколируются.

Попечительский совет  функционирует в детском саду с апреля 2007 года, польза от него огромна: группы укомплектованы игрушками и  игровыми материалами, дидактическими пособиями, построены новая веранды, обновлено игровое оборудование на площадках, куплены столы, мягкая мебель, ковры. Благодаря помощи родителей  был проведен косметический ремонт в группах. Детский сад буквально  преобразился. На сегодня развивающая  среда в каждой группе удовлетворяет  запросам родителей, соответствует  возрастным потребностям детей, создает  условия для творческой работы педагогов.

В 2007-2008 году ДОУ приняло  участие в областном конкурсе по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году. Одним из главных условий участия в  конкурсе была помощь Попечительского  совета. Среди дошкольных учреждений ДОУ заняло первое место.

Рациональное использование  учебного времени.

За последние годы в  нашей стране наметилась хорошая  тенденция на восстановление дошкольного  образования. Высокий спрос на образовательные  услуги породил недостаток мест в  детских садах. Даже несмотря на мировой кризис очередь в ДОУ не уменьшается, вопрос переполнения групп остается насущной проблемой. Психологами установлено, что максимальное количество детей, которыми может управлять опытный педагог, не превышает 15. Что же делать, когда в группе их 27? К тому же группа подготовительная к школе. Очень хотелось бы, чтобы качество усвоения программ оставалось на высоком уровне.

Информация о работе Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании