Инновационные подходы к организации обучения в профессионально - технических учебных заведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить основные понятия педагогической инноватики и охарактеризовать современный инновационный образовательный процесс. Исторически сложилось, что учащиеся, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников.

Содержание

Введение


1. ПеДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ в системе образования
Сущностные характеристики современных педагогических инноваций, их структура и этапы реализации.
Инновационные подходы к реализации образовательных ценностей в условиях современных профессионально-технических учебных заведений.

2.РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ обучения В профессионально - технических учебных заведениях
2.1. Инновационное обеспечение усвоения знаний, умений и навыков учащимися.
2.2. Инновационые формы организации учебного сотрудничества в процессе овладения знаниями, умениями, навыками.
2.3. Инновационые подходы к обеспечению самореализации личности учащегося в учебно-познавательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 343.52 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сказать, что инновационное занятие предполагает введение каких либо новых элементов не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является  элемент игровой деятельности. Так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют  и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе занятия, сотрудничают друг с другом, с преподавателем и т.д.

Характеристика  основных инновационных занятий.

 

Для более  полного понимания, что из себя представляет инновационное занятие рассмотрим некоторые из них.

Деловая игра.

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

Деловая игра позволяет найти решение  сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как  с помощью специальных методов  работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение.

Цель:

  • активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении данной темы;
  • анализ, синтез, интерпретация материала в ходе данного занятия;
  • практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.

Основная задача:

    • выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.
  • КВН.

Основными целями и задачами таких занятий являются:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме - явлениях, процессах и закономерностях;
  • развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал;
  • объяснение закономерностей и процессов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • строить графики;
  • развитие мышления учащихся и их творческих способностей;
  • формирование грамотной устной речи;
  • воспитывать в учащихся  чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Занятие заключается в том, что группу учащихся необходимо разделить на команды, в каждой из которой выбирается капитан. Победителем будет считаться тот, у кого будет больше правильных ответов на предложенные задания. Правильность и полноту ответов определяет специальная счетная комиссия, состоящая из преподавателей, родителей учащихся или старших товарищей.

Задания для такого занятия могут быть различными. Это может быть решение задач; фронтальный опрос членов команд по очереди; отгадывание ребусов, кроссвордов; выявление закономерностей; поиск лишних слов и их исправление; демонстрация домашнего задания, предварительно данного преподавателем по выбранной теме; разыгрывание сценок и т.п .

Занятие – конкурс.

Проведение  такого занятия позволяет:

  • проверить прочность усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков за    весь курс обучения;
  • систематизировать знания учащихся;
  • формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий;
  • воспитывать волю к победе;
  • прививает учащимся интерес к выбранной профессии;
  • развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.

Задания для  такого занятия могут быть примерно такими же, как и для КВНа.

Занятие – конференция.

Вряд  ли стоит доказывать, что самым  надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность  учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно  проводить конференцию. Конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком занятии, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости  от поставленных задач тема занятия может включать отдельные подтемы.  Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией.  В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога.  Такая форма занятия требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной преподавателем   литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение занятия подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему   углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Занятие-сюрприз.

Особенностью  данного занятия заключается в том, что учащиеся не знают какие задания их ожидают, для этого используются специально приготовленные  шкатулки с вопросами, «черные» ящики, конверты и т.д.

Цели  такого занятия следующие:

  • обобщить знания учащихся о понятиях, показать их значение, взаимосвязь;
  • расширить кругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах, повторить старинные единицы массы, длины, времени;
  • выявить имеющиеся знания и понятия процессов, явлений на уровне собственного жизненного опыта;
  • воспитывать активность, самостоятельность.

Занятие – аукцион.

Оно строится как повторительно-обобщающий с акцентом на показ практической значимости изученных вопросов - в этом их цель.

Структура такова: приветствие; повторение во время  опроса основных вопросов темы; объяснение правил аукциона; "продажа" предметов; музыкальная пауза; продолжение "продажи"; музыкальный финал; итоги.

Построить занятие - аукцион можно в такой форме: за демонстрационным столом располагаются ведущие в импровизированных костюмах. Перед ними - большой волчок, а вокруг него по кругу расположены "продаваемые" предметы. Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться. Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должны указать его связь с предметом, точнее - с пройденной темой. Называют по очереди; второй ведущий после каждого ответа громко считает: раз, два,…три. Выигрывает тот, кто до счета "три" последним даст ответ.

Я рассмотрел только наиболее распространенные нестандартные занятия. При планировании и проведении таких занятий преподаватель может вносить собственные коррективы исходя из выбранной темы для проведения урока и способностей учащихся, также преподаватель, полагаясь на свою фантазию и опыт,  может спланировать собственное инновационное занятие, которое будет иметь место в системе профессионального обучения.

Выводы: Учебное сотрудничество - это особая форма отношений педагога и учащегося, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий. В своем предельно развитом виде способность строить учебное сотрудничество совпадает с умением учиться - самостоятельно расширять собственные знания, умения, навыки, способности.

Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия. Невозможность действовать  по готовому образцу, имитировать действия учителя создает напряженную  потребность в новых, неимитационных, собственно учебных формах взаимодействия с педагогом.

Учебное сотрудничество педагога и учащегося есть прообраз будущей индивидуальной способности обучающегося к учебному совершенствованию.

Умение  учиться, как индивидуальная способность  вначале существует лишь в совместной, разделенной между ее участниками  форме: в форме учебного сотрудничества. Итак, учебное сотрудничество и умение учиться - это начало и конец одной  и той же способности. Умеющий  учиться - это попросту тот, кто умеет  вступать в учебные отношения  с любым источником знаний - с  книгой, кинофильмом, лектором, коллегой, с любым умелым и знающим коллегой.

В современной педагогике существует большое количество различных  инновационных занятий: в форме соревнований и игр, занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала, занятия, напоминающие публичные формы общения и др.

Таким образом, можно сказать, что инновационное занятие предполагает введение каких либо новых элементов не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является  элемент игровой деятельности. Так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют  и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе занятия, сотрудничают друг с другом, с преподавателем и т.д.

 

2.3. Инновационые подходы к обеспечению самореализации личности учащегося в учебно-познавательном процессе

 

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все –  и родители, и педагоги, и властные структуры – сойдутся в том, что  растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.

Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы  учащийся успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Бытие – это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде:

 

Схема №2

                                                           педагог



 

деятельность общение

 бытие



 

 личность



 

здоровье нравственность способности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что  те задачи, которые ставит перед  нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных  педагогических инноваций.

В работе всесторонне рассмотрен вопрос об инновациях в образовании, раскрыто значение педагогических инноваций, дана их классификация, выявлены различия между  инновацией и реформой, инновацией и новацией, выявлены параметры оценивания инновационных идей, которые являются основными для образования. Это:

  • Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы.
  • Результативность нововведения.
  • Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи.
  • Методическая разработанность идеи.
  • Возможности потенциальных участников освоения новшества.
  • Баланс интересов учителей.
  • Возможное сопротивление нововведению.
  • Время, необходимое для освоения.
  • Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение.
  • Организационные условия.
  • Нормативно-правовая обеспеченность.
  • Привлекательность идеи.
  • Новизна идеи.

Анализ отечественного опыта позволил проанализировать научные подходы  к управлению профессионально-техническим учебным заведением, а также определить стратегию его совершенствования.

При этом были выявлены, хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности.

Таким образом, задачи исследования решены.

Информация о работе Инновационные подходы к организации обучения в профессионально - технических учебных заведениях