Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ 123.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

3. Ученикам, занимающим крайние позиции, задается вопрос, чем они могут обосновать свое положительное или отрицательное отношение к данному тезису. Объяснения выслушиваются классом и учителем без комментариев и обсуждения. Затем учитель высказывает следующее положение и т.д.

Варианты

  1. Можно попросить обосновать свою позицию не только тех, кто занял крайние, полярные точки, но и других участников. При этом возникает общая дискуссия. Только обсудив все важнейшие моменты, можно переходить к следующему тезису.
  2. Если кто-то обнаружит, что его убедили аргументы представителей противоположной стороны, он может оставить свою позицию и «переметнуться» или приблизиться к ним.
  3. Вместо устного предъявления тезисов используется показ слайдов. Вопрос задается так: «Соответствует ли изображение на слайде нашей теме? Связываю ли я его с темой? Отвечает ли оно моему представлению о теме?» Это дает возможность для эмоционального и ассоциативного освоения темы.

Примечания:


  • эта форма дискуссии не обеспечивает полноты обсуждения; главная ее задача — выслушивание различных мнений и принятие их как данности. В данном случае важно увидеть все разнообразие позиций, а не добиться согласия учеников. При выполнении этого упражнения невозможна ситуация, когда у кого-то отсутствует собственное мнение. Каждый ученик занимает на линии ту или иную позицию;
  • при использовании данного метода может возникнуть нечто вроде давления со стороны класса, если кто-то из учеников не хочет отходить далеко от остальных, т.е. присоединяется к общему мнению. Чтобы избежать этого, следует до начала упражнения подготовить такие тезисы, которые могут быть четко отвергнуты или приняты учениками на основе их личного отношения (например: «Я уже был однажды учителем на уроке»). Так каждый опробует ситуацию, когда он противопоставляет себя другим.

«Мозговой штурм»

Метод, получивший название «Brainstorming» — мозговой штурм {мозговая атака), предложил А. Осборн в конце 1930-х годов в США. Этот метод является наиболее свободной формой дискуссии, хорошим способом быстрого включения всех членов класса в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Он используется для коллективного решения проблем при разработке конкретных проектов, где предполагаются генерация в классе разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Метод «мозгового штурма» относят одновременно к группе проблемных и коммуникативных методов.

Успех проведения «мозгового штурма» зависит от соблюдения двух главных принципов.

Первый из них лежит в области теории синергетики (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество). При совместной работе рождаются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной деятельности тех же самых учеников. Это происходит за счет интерактивного эффекта. Большая степень взаимодействия приводит к «перекрестному опылению»: идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к применению.

Второй принцип состоит в том, что если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.

«Мозговой штурм» включает три этапа: подготовительный, этап генерирования идей, этап анализа и оценки идей. Продолжительность «мозгового штурма», как правило, не менее 30-35 минут.

Подготовительный  этап. 

1. Решение организационных вопросов: подготовка помещения, 
техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение 
ролей, макет или эскиз объекта, который требуется улучшить, 
и релаксации (негромкая фоновая музыка).

2. Постановка цели и задач учителем. Задание для учеников 
обычно начинается со слов: «Почему? Зачем? Как решить? Что 
можно сделать?», т. е. от учащихся требуется найти решение или ответ на вопрос.

  1. Представление учеников и ознакомление их с правилами, процедурой «мозгового штурма» и его регламентом. Правила можно выписать и повесить на видное место.
  2. Распределение на группы «генераторов» и «аналитиков». «Генераторы» — это люди с позитивной установкой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные не только рождать, но и развивать свои идеи и быстро подхватывать чужие. «Аналитики» — специалисты, которые могут проанализировать и критически оценить выдвинутые идеи. Задача «аналитиков» — развивать выдвинутые на этапе генерирования идеи для их конкретизации, обобщать идеи, осуществлять их экспертизу.

Определяется «секретарь», который будет фиксировать в тетради или на ватмане все, что говорят ученики.

5. Интеллектуальная  разминка, которая обычно проводится  со всей группой. Ее цель — помочь учащимся освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в форме быстрого поиска ответов на неожиданные, оригинальные вопросы.

Этап генерирования  идей.

Процесс генерирования новых идей, поощряемый учителем, длится, как правило, 7-10 мин. Группа за сеанс может выдать более ста идей, из которых принимаются любые: и здравые, обдуманные, и фантастические, даже абсурдные. Автор каждой идеи может дать краткий (до 30 с) комментарий по существу своей мысли, но без аргументов.

Как уже было отмечено, все идеи записываются или стенографируются. На этом этапе очень важно соблюдать все правила и принципы, поддерживающие максимальную активность учеников.

Заключительный этап (анализ идей, 10 мин) и включает следующие стадии:

- составление  отредактированного списка идей;

  •  оценка, критика, аргументирование и ранжирование значимых для решения проблемы идей;
  • выбор и вербальное оформление наиболее оптимальных идей и предложений, по которым высказывалось меньше всего критических замечаний;
  • анализ и оценка деятельности «генераторов», «аналитиков» и других участников обсуждения.

Как правило, «мозговой штурм» проводится в небольшой группе (6—10 учеников), при большом количестве учащихся происходит деление на микрогруппы по 6 —8 человек. В этом случае на заключительном этапе микрогруппы презентуют свои варианты решений, которые также могут быть проанализированны ученикам и оценены группой выбранных экспертов или всеми участниками.

Любая сложная практическая ситуация решается неоднозначно, разными путями и способами. При групповом решении высказываются противоречивые суждения, точки зрения. Рассмотрим способ, позволяющий прийти к общему решению в группе.

Возможный конструктивный ход принятия группового решения.

    Этапы:

  1. Запись всех предложений.
  2. Группировка предложений.
  3. Совместное определение критериев для оценки каждой микрогруппы предложений.
  4. Составление таблицы.

 

                   Таблица 2.

                                     Критерии оценки

 

\ Критерии Идеи       \

Выгода для образовательного учреждения

Эффективность данного варианта решения проблемы

Стоимость

реализации

идеи

Возможность реализации предложенного варианта решения

Общая сумма баллов

1-я группа

         

2-я группа

 

       

  1. Индивидуальное оценивание в баллах (от 1 до 3) предложений по согласованным критериям.
  2. Подсчет общего количества баллов, набранных каждым предложением (группой предложений), ранжирование по баллам.

Определение наиболее рациональных предложений (набравших наибольшее количество баллов).

Правила «мозгового штурма» [46]

Важной составляющей, способствующей успеху проведения «мозгового штурма», являются особые условия его проведения, опирающиеся на правила.

1. Отсутствие всякой критики:

- во время выдвижения идей запрещаются их критика, неодобрительные замечания, иронические реплики и т.п. Высказывания записываются без изменений и не оцениваются, несмотря на то, что они могут показаться глупыми, смешными или абсурдными;

  • нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи или, наоборот, чрезмерное покровительство ей;
  • запрещается показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение невербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, поднимая брови, демонстрируя скепсис или ухмыляясь и т.п.).

2. Поощрение предлагаемых идей:

- одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, 
причем оказывается предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях;

- превыше всего ставится количество высказанных идей, а не их качество;

- идеи презентуются короткими высказываниями.

3. Равноправие участников «мозгового штурма»:

  • чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый ученик должен чувствовать, что его предложение будет услышано и рассмотрено;
  • для предотвращения доминирования одного или двух членов группы целесообразно установить систему, при которой каждый ученик может высказать свое предложение в порядке очереди. Это позволит привлечь к генерированию идей всех учащихся;

- если у кого-то из учеников отсутствуют идеи или предложения, об этом нужно сразу же заявить, причем никто не долженэту ситуацию комментировать и выяснять, по какой причине обучаемый не может внести предложение. В случае возникновения ситуации, когда все предложения исчерпаны, руководитель «штурма» может простимулировать микрогруппу дополнительно с помощью каких-либо рекомендаций или инициатив.

4. Свобода ассоциаций и творческого воображения:

  • в «мозговом штурме» существует запрет на введение каких-либо ограничений;
  • любая предложенная идея (даже если она не относится к обсуждаемой проблеме) стоит рассмотрения и внимания учеников, так как может вызвать ассоциацию у кого-либо из членов микрогруппы и привести к рождению новой идеи.

  В конце дискуссии подводятся итоги.

 

3.4 Исследование по оценке эффективности внедрения интерактивных   форм, способов  и методов в процесс преподавания уроков географии

 

Организация и методика эффективности изучения интерактивных форм, способов  и методов в процессе преподавания уроков географии проводилась в двух параллельных классах в старшем звене.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Боровской средней школы Северо- Казахстанской области, с апреля по май 2011 года. Для проведения исследования было привлечено 47 учащихся 9 классов.

Контрольную группу составили 24 учащихся 9 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 25 учащихся 9 «А» класса.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

Для исследования были использованы следующие методики: внедрение интерактивных форм, способов  и методов в процесс преподавания уроков географии, анкетирование и наблюдение.

Экспериментальная работа проводилась совместно с психологом школы.

Эксперимент заключался в том, что в одном из классов были введены занятия с интерактивной методикой, а в другом классе уроки проходили в традиционном режиме.  Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, наблюдение за которым проводилось негласно. После чего ученикам необходимо было ответить на ряд вопросов по  составленной анкете. Анкета состоит из восьми вопросов.

Экспериментатор предлагает ответить на вопросы анкеты.

Оценка результатов:

7 – 8 правильных ответов  – высокий уровень;

4 – 6 правильных ответов  – средний уровень;

1– 3 правильных ответов – низкий уровень.

   Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей механизмов в природной среде. Работа с картой. Знание законов природы. Знание правил по предмету. Географические знания и элементы сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты. Работа в микрогруппах. Умение анализировать и высказывать свою точку зрения.

  Средний уровень: недостаточное  знание географических понятий. Учащиеся недостаточно хорошо выполняют ряд заданий по предмету. Умения и навыки, умение говорить, доказывать сформированы на среднем уровне.

Информация о работе Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся