Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения [38]:
5) приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на другом подходе;
Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего ученика, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.
Типы вопросов в дискуссии:
Открытые вопросы {восполняющие)
Открытые вопросы идеальны для начала дискуссии. Они приглашают ученика отвечать в свободной форме и обычно начинаются со слов «что», «как», «где», «когда», «почему». Данные вопросы направлены также на выяснение новых свойств или качеств явлений и объектов.
Закрытые вопросы (уточняющие) Закрытыми называются такие вопросы, которые требуют однозначного ответа, состоящего из одного слова, часто просто «да» или «нет». Они обычно направлены на выяснение истинности или ложности высказываний, на проверку информации или ограничение возможностей выбора. Например: «Правильно ли я понял, что...?», «Сколько раз происходило это событие?», «Верно ли, что...?». Следует избегать большого количества закрытых вопросов. Они уменьшают степень участия отвечающего и напоминают допрос.
Наводящие вопросы Они служат для того, чтобы подвести ученика к ответу, который ожидает услышать учитель. Этого подхода часто избегают, считая его манипулятивным. Примеры наводящих вопросов: «Вы же понимаете, почему мы поступаем именно так, не правда ли?», «Этот урок мог бы быть полезным для вас, вы не находите?», «Разве вы не считаете, что урок географии по этой теме может помочь?».
Вопросы с подтекстом. Хотя, как и наводящие вопросы, вопросы с подтекстом препятствуют свободному ответу того человека, которому адресованы, они все же действуют более тонко. Такие вопросы снимают давление с респондента и переносят его на ответ, спрятанный в подтексте. Пример: «Вы согласитесь с экспертами, что вариант. А лучше, чем вариант В?».
Возвратные вопросы Возвратные вопросы иногда могут быть похожими на наводящие, но они используются для того, чтобы показать понимание, продемонстрировать включенность в беседу, развить ответ или поощрить дальнейший разговор. Это такие вопросы, как: «Вы сказали, что без дополнительных временных затрат эти проблемы не решить?»
Тренировочные вопросы. Тренировочные вопросы создают заинтересованность, направляют внимание учеников и стимулируют ее активность, усиливают включенность в работу, поощряют мышление: даже когда задаваемый вопрос риторический и от учеников не требуется реакции, ее участники все равно задумываются над возможным ответом.
Иллюстрацией может служить вопрос: «Кто же, хотя бы изредка, не сталкивался с подобной проблемой?»
Дискуссия как сложная организационная форма обучения требует от учителя серьезной подготовки, актуализации педагогических и психологических знаний, педагогического мастерства, владения коммуникативными умениями.
3.3 Современные виды групповых дискуссий и техники
их организации
В общественной практике получили распространение различные виды обмена мнениями, отличающиеся степенью регламентированности (формальности) и полноты обсуждения. В последнее время в образовательной практике накопилось множество разнообразных вариантов и техник организации групповых дискуссий, отличающихся друг от друга целевой установкой, содержанием организуемой с их помощью деятельности и количеством учеников. В дискуссии могут принимать участие двое и более учеников. Наиболее конструктивный вариант — 6 — 8 человек. Такое количество учеников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров. Но современные техники проведения дискуссии позволяют включить в нее 20 и более человек.
Рассмотрим основные виды организации дискуссионных обсуждений. В обучении учеников-старшеклассников популярны свернутые формы дискуссии: «круглые столы», форумы, дебаты, симпозиумы, «панельная дискуссия» и др.
Панельная дискуссия Цель: организация обсуждения проблемы в многочисленной группе.
Проведение
Проводится в больших группах (свыше 25-30 учеников):
5) представители микрогрупп собираются
в центре круга и получают
возможность высказать мнение группы,
отстаивая ее позиции.
Остальные участники
следят за ходом обсуждения и тем, насколько
точно представитель микрогруппы
выражает общую позицию. Они
не могут высказывать собственное мнение,
а имеют возможность лишь передавать в
ходе обсуждения записки, в которых излагают
свои соображения;
Важно, чтобы все ученики «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы, только тогда внимание класса не будет переключаться на посторонние предметы.
Примечание:
- если занятие проводится в актовом зале, то обсуждение проблемы представителями микрогрупп может происходить на сцене.
Форум-обсуждение. Цель и механизм его проведения сходны с «панельной дискуссией», но в конце мнениями обмениваются все участники, а не только представители микрогрупп.
Симпозиум — более формализованное, регламентированное {по сравнению с вышеперечисленными) обсуждение. В ходе него ученики выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих. Обсуждение, как правило, ведется черезучителя.
Дебаты — явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях учеников, имеющих прямо противоположные мнения по обсуждаемой проблеме.
«Круглый стол» — наиболее актуальная и распространенная в образовательной практике форма проведения дискуссии.
«Круглый стол» — это беседа, в которой на равных участвуют 15 — 25 учеников; в ходе нее происходит обмен мнениями между всеми учениками. Руководит беседой учитель который, однако, старается не захватывать содержательного лидерства. Как правило, перед учениками не стоит задача полностью решить проблему; они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу, поэтому на «круглый стол» приглашают специалистов различных направлений. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Существует важное условие при проведении «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т. е. процесс коммуникации должен происходить «глаза в глаза», что приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности включения каждого в обсуждение, стимулирует невербальные средства общения (мимику, жесты, эмоциональные проявления). Учитель также располагается в общем кругу как равноправный член класса, что создает менее формальную обстановку. На практике «круглые столы» наиболее часто используются при проведении конференций по предмету география, при подведении уроков-закреплений, уроков-семинаров.
Одной из популярных в последние годы является «техника аквариума», которая выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами участников по определенному вопросу.
Цель: предоставить участникам возможность свободного включения в обсуждение проблемы и выхода из него.
Проведение.
Вариант
Класс делится на две части, одна половина садится в центр, вторая располагается вокруг них. Ученики в центре ведут дискуссию на заданную тему, а те, кто окружает их, внимательно наблюдают (каждый за одним-двумя участниками). При этом фиксируются: активность, характер предложений, критика, эмоциональные реакции. Затем проводится «общая дискуссия» — сопоставление оценок.
« Снежный ком» Цель: наработка и согласование мнений всех членов группы. При использовании этой техники в активное обсуждение включаются практически все участники. Количество человек может достигать 30 — 35.
Проведение
Для проведения этого вида дискуссии понадобятся большое количество карточек (половина листа А4 ) и маркеры.
1. Участникам раздается по 4— 8 карточек. Каждому предлагается написать по 4—8 вариантов решения какого-либо вопроса.
Всякий раз необходимо предоставлять ученикам несколько минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения, учеников просят обосновать их положительную или отрицательную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису. Этот метод не применяется, если по условиям времени нет возможности провести дискуссию. Простое поднятие карточек малорезультативно.
«Приоритеты»
Цель: сопоставление и согласование позиций по обсуждаемым вопросам, формирование представлений о многообразии аспектов видения одной и той же темы.
Проведение
Если учениками должно быть принято общее решение (например, требуется определить, какая методическая проблема является наиболее актуальной для учебного заведения), то теперь, как и ранее в малых группах, все должны прийти к соглашению о приоритетах.
Варианты
Ученики получают не готовые тезисы, а чистые листки, складывают их пополам вдоль и разделяют на 10 граф. По каждому вопросу ученик записывает в графах на левой половине листа 10 важнейших, по его мнению, аспектов изученной темы. Лишь после этого дается новое задание: распределить эти аспекты в соответствии с их значимостью (обозначить приоритеты). С этой целью на правой стороне листа выставляются оценки по десятибалльной системе. Важно, что суть состоит не в выработке единого мнения группы, а в том, чтобы получить представление о многообразии аспектов темы: заполненные листки кладутся затем на стол, к которому все ученики подходят и изучают результаты.