Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ 123.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

3. Вместо баллов, проставляемых  на листках, можно использовать цветные фишки (или мелкие предметы), которые ученики получают заранее. Возле каждого аспекта на плакате можно положить разное количество фишек. Оценка значимости того или иного аспекта темы становится очень наглядной благодаря зрительному восприятию фишек.

Письменная дискуссия (обсуждение темы с визуализацией)

Цель: выявление и фиксация мнений учеников относительно определенной темы с последующим коллективным обсуждением.

Проведение

На разных столах лежат подготовленные плакаты с начатыми фразами либо с высказываниями, побуждающими к дискуссии.

На столах также лежат маркеры. Ученики обходят столы и записывают свои мнения, возражения, согласие, вопросы. Затем все плакаты вывешиваются для ознакомления. Выбираются злободневные вопросы, формулируются предложения-стимулы, которые могут побудить учеников к дискуссии.

«Круги» [39]

Цель: актуализация и обмен опытом и знаниями по заданной теме. Проведение

  1. Ученики разбиваются на пары. Пары садятся или встают в круг лицом друг к другу; все вместе образуют два круга — внешний и внутренний.
  2. Пары ведут диалог на заданную учителем тему. По знаку учителя диалоги завершаются, и ученики микрогруппы прощаются друг с другом.
  3. Каждый из партнеров переходит на место своего левого соседа: теперь состав пар изменяется, и новые пары начинают обсуждать новую объявленную учителем тему.

Переходы происходят при каждой смене темы или вопроса. В целом каждый ученик беседует не более чем с шестью партнерами, иначе интерес начинает пропадать.

Варианты

  1. После объявления темы ученики записывают результаты своих диалогов на карточках, которые потом используют во время общего обсуждения.
  2. Работа начинается с обсуждения тем относительно общего характера, для которых достаточно недолгого обмена мнениями. Затем вопросы становятся все более конкретными или личными, время обсуждения соответственно увеличивается.
  3. После обсуждения последней темы пары объединяются в группы из четырех учащихся и работают над темой дальше, получив от учителя четко сформулированное задание.

Примечания:

  • в то время как в классе дискуссию обычно ведут лишь несколько учеников, при использовании этого метода в беседе активно участвуют все;
  • данный метод особенно хорош для обсуждения тем, по которым у учеников имеются знания или опыт: именно это и должно быть активизировано для дальнейшей работы;
  • диалоги должны быть достаточно продолжительными, чтобы могли высказаться оба ученика собеседника (не менее 5 мин), но не слишком затянутыми, чтобы не исчез положительный импульс, возникающий в начале разговора (не более 15 мин);
  • учитель должен четко разъяснить, что этот тренинг не ставит целью исчерпывающего обсуждения тем, а должен лишь помочь ученикам понять тему или сосредоточиться на ее главном содержании.

«На линии огня»

Цель: активизация противоречий и оживление затянувшихся дискуссий, тренинг умения аргументировать свое мнение и понимать противоположную позицию.

Проведение

  1. Ученики становятся в две шеренги лицом друг к другу так, что каждый имеет непосредственного противника. Одна партия отвечает за аргументы «за», другая — за аргументы «против».
  2. Все пары одновременно начинают дискуссию по предлагаемому учителем положению. Один называет только доводы в пользу, другой — против этого положения. Каждый старается убедить противника в своей правоте.
  3. Через 3 — 4 мин они меняются местами и меняют аргументацию на противоположную: теперь ученики должны научиться использовать аргументы противной стороны. Еще через 2 — 4 мин спор прекращается.
  4. На общее обсуждение выносятся следующие вопросы: «Какие аргументы были использованы?», «Произошло ли сближение?», «Удалось ли кого-то убедить?», «Какими аргументами?», «Чью сторону было легче отстаивать?» Варианты
  5. Положения, выносимые на обсуждение, высказываются учениками самостоятельно.
  6. Группам предоставляется 15 — 20 мин времени на подготовку с использованием информационных материалов. Одна группа разрабатывает доводы «за», другая — «против». Затем группы становятся в две шеренги друг против друга.

Первый участник стороны, выступающей «за», в течение одной минуты излагает один или два своих аргумента. После этого его останавливают и предоставляют возможность первому ученику от противной стороны привести один или два довода «против». Так, при строгом соблюдении временных рамок ведется спор. В заключение проводится общая открытая дискуссия.

Примечания:

  • все активно участвуют в дискуссии;
  • все говорят одновременно, поэтому говорящего слышит только его противник. В таких условиях многим ученикам легче высказаться;
  • эта игра проходит шумно и весело;
  • некоторые ученики приходят в замешательство, когда им предлагают отстаивать положения и приводить доводы, которые они не разделяют и не считают своими.

«Идейная карусель»

Цель: организация последовательного обсуждения предложенных вопросов с последующим принятием коллективного решения; актуализация знаний и выявление имеющегося опыта.

Материалы: листы бумаги.

Проведение

  1. Каждому ученику микрогруппы (по 4 — 5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все ученики записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
  2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый ученик должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются, не оцениваются и не отбираются (в этом проявляется некоторое сходство данной методики с «мозговым штурмом»).
  3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных учениками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
  4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

Вариант

Группы располагаются в пространстве класса по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемным заданием и дается время на обсуждение. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на выданном листе с вопросом. Затем каждый лист с вопросом и написанным решением передается по часовой стрелке следующей группе, которая после обсуждения также фиксирует свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов и сколько создано микрогрупп.

По окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и согласование записанных на нем точек зрения или решений. После этого группы озвучивают результат своей работы. Подводятся итоги, анализируется работа групп совместно с учителем.

Примечание:

- данное интерактивное  взаимодействие порождает синергетический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную мысль.

Ролевая дискуссия

Данная форма проведения дискуссий построена на обсуждении вопроса в соответствии с определенной ролью, которая обозначена заранее.

Обязательное условие успешной ролевой дискуссии: ученики не должны знать а позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

Цель этого вида дискуссии — определение ролевых позиций, их слабых и сильных сторон, а также выявление значимости той или иной роли в определенной ситуации.

Проведение

  1. Задается тема дискуссии (выбирается либо преподавателем в целях прояснения какого-либо вопроса, поведения, позиций слушателей в данной ситуации, либо самими слушателями, что раскрывает их интересы).
  2. Распределяются роли с описанием их характеристик (на карточках или устно). Можно дать ученику не свойственную ему роль, чтобы он осознал свои слабые и сильные стороны. Дается время на подготовку.
  3. В течение 10—15 мин идет дискуссия. Остальные члены класса наблюдают: они должны угадать, кто какую роль исполнял, и объяснить, что указывало именно на эту роль.
  4. Может быть проведен второй раунд дискуссии со сменой ролей либо с другими участниками. Смена ролей заставляет одного научиться слушать и видеть окружающих, а другого — раскрыться по-новому, вопреки своему привычному имиджу.

Описание  ролей:

«Организатор» — обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает учеников высказаться, стремится к тому, чтобы высказались все, задает уточняющие вопросы. Заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.

«Соглашатель» — выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания говорящих. Для него главное — это не поиск наилучшего решения, а мирные, бесконфликтные взаимоотношения участников дискуссии.

«Оригинал» — как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с сущностью обсуждаемых вопросов не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В споре участвует мало.

«Заводила» — с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не желает кого-либо слушать, если мнение другого не совпадает с его идеями. Эмоционален, напорист, эмоции хотя и через край, но в основном положительные.

«Спорщик» — встречает в штыки каждое предложение, любое высказывание и защищает противоположные точки зрения.

Задания для  наблюдателей:

  • наблюдать за конкретным учеником;
  • фиксировать удачные моменты дискуссии;
  • проследить логику дискуссии;
  • определить, что помогало и что мешало вести дискуссию.

Варианты ролей (по Л.Д.Столяренко) [44]

«Инициатор» — захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

«Молчун» — всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.

«Деструктор» — все время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться и т.д.).

Примечание:

- при организации обсуждения необходимо уделять внимание 
выработке навыков общения и сотрудничества. В процессе дискуссии происходит столкновение различных точек зрения. Одно из самых трудновыполнимых для учащихся правил поведения заключается в том, что следует различать личность обучающегося и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Так, «инициатор» может высказывать любые, даже самые фантастические идеи, при этом остальные члены класса не должны подвергать его насмешкам за нереальность выдвигаемых положений. Другой случай: роль «контролера» закономерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструктивную. При этом и сам критик, и его оппонент должны чувствовать границы диалога и не переносить конфликтную ситуацию за рамки учебной задачи в межличностный план.

«Мыслительные шапки» [40]

Эта методика является разновидностью ролевой дискуссии, только вместо исполнения ролей предлагается участвовать в дискуссии в соответствии с определенной мыслительной стратегией.

Цель: отработка умений видеть и принимать разные мыслительные стратегии и подходы к решению проблемы.

Материалы: шапки или эмблемы из цветной бумаги, плакаты, бумага для записей, мел для очерчивания внутреннего и внешнего кругов.

Проведение

Пять шапок разных цветов символизируют пять различных подходов к анализу проблемы, поиску решений и аргументации:

белый — призывает «нейтральные» факты, цифры и информацию, аргументирует «весом фактов»;

красный — выражает эмоции и чувства, наполнен интуицией и догадками (позитивными и негативными);

черный — несет трудности, невозможность решения, негативные оценки, т.е. выполняет роль «адвоката дьявола»;

голубой — означает холодную удаленность, контроль над собой и над другими «шапками» (держит внутренний стержень дискуссии);

желтый — характеризуется оптимизмом, радостью жизни, ожиданием будущего; позитивен и конструктивен.

Вместо шапок из бумаги можно использовать эмблемы (бумажные кружки) того же цвета.

Пятеро учеников выбирают себе шапки, надевают их и тем самым обозначают свою позицию в разговоре. После небольшой подготовки они проводят первый раунд дискуссии. Через 10 мин ученики меняются шапками и, соответственно, линией аргументации (два раза по кругу). Остальные ученики наблюдают за дискуссией из внешнего круга. Для них возможны следующие задания: язык тела, качество аргументации, воздействие смены шапок на отдельных спорщиков. По окончании слово имеют непосредственные участники, а затем наблюдатели.

Эта методика может иллюстрировать смену перспектив и множественность точек зрения и способов мышления.

Варианты

  1. Пары или маленькие группы выбирают один цвет, потом совместно готовят дискуссию, выбирают спорщиков, которые сменяются через каждые 10 мин. Возможна смешанная форма: два участника и один постоянный наблюдатель.
  2. Носитель голубой шапки имеет компетенцию «ведущего дискуссии» внутри раунда. Он регулирует время смены шапок в зависимости от течения и интенсивности дискуссии.

Примечание:

- значение цветовой символики  следует сделать зримым и ясно  записать. Можно вывесить плакаты, например, на белом плакате написать  «факты, цифры, информация» и т.д.

«Позиции»

Цель: осуществление невербального обмена мнениями.

Проведение

  1. Участники стоят в центре класса. Учитель объясняет, что один угол помещения отводится для положительных ответов, а противоположный ему — для отрицательных. Необходимо выразить свое отношение к высказанным учителем суждениям, заняв позиции на диагонали, проходящей из угла «+» в угол «-».
  2. После высказанного учителем тезиса, ученикам дается немного времени, чтобы каждый из них мог занять соответствующий угол и сравнить свою позицию с позициями других учеников.

Информация о работе Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся