Использование дидактических игр на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс по технологии.
Предмет исследования: использование дидактической игры на уроках технологии.
Цель исследования - разработка методики использования дидактической игры в образовательном процессе по технологии

Содержание

Введение……………………………………………………..………..………..3
Глава1. Игровые технологии
1.1. Теоретические основы игровых технологий…..................................…6
1.2. Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии……………………………………………..……………….13
1.3. Виды дидактических игр……………………………………..….….…17
Вывод к главе 1.
Глава 2. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках технологии
2.1. Методика построения уроков технологии с использованием дидактических игр………………………………..……………....…….…..…25
2.2. Разработка дидактической игры-урока………………………………32
Вывод к главе 2.
Заключение ……………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………….………….……..…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАЙМУХАМЕТОВА Н.А..docx

— 1,008.18 Кб (Скачать файл)

Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение учащихся, обеспечивают игрокам равные условия. Правила выступают регулятором игрового действия и позволяют учащимся осуществлять ценностный обмен. Какие правила следует выработать в процессе подготовки к игре? Во-первых, правила действия в воображаемой ситуации: ты — эколог, ты — историк, ты — лесовод. Правила игры должны соответствовать профессиональной деятельности участника игры и быть направлены на выполнение действия в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем, разделов, курсов школьных предметов.

Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра, особенно на первых порах, становится неуправляемой, учебные цели остаются нереализованными. Правила взаимоотношений учащихся друг с другом выполняют воспитательную роль в игре, направляют ее по заданному пути. Приведем некоторые примеры правил: закончил свою работу — помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища и т.д. В играх-состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные очки.

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Игровые действия побуждаются игровыми мотивами. Мы отмечали, что игровые действия характеризуются сознательной целью и ориентировочной основой действия. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить карту, измерять расстояние по карте и глобусу, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Это следует учитывать при разработке игр. Игровые действия тесно связаны с формированием умений учащихся. Не следует проводить игру, если не сформированы определенные умения. Следует указать на то, что игровые действия могут стать и неигровыми, если отсутствует побуждающий мотив.

Назовем основные требования к игровым действиям учащихся: игровые действия должны быть мотивированы, а также спланированы и управляемы, должны соответствовать числу играющих и постепенно усложняться.

 Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил): менее заметным (получил удовлетворение, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры через определенное время). В результате игры проявляется ценностное отношение к действительности и друг к другу.

Различают результат для учителя, заключающийся в показателе уровня усвоения знаний и умений, норм поведения, и для учащихся — в достижении определенных целей (моральное удовлетворение от игры, отгадывание кроссворда, интерес к проблеме).

Рассмотренные структурные элементы тесно связаны между собой. Характер и игровые ситуации определяются содержанием темы, возрастными особенностями учащихся, их интересами. Учащиеся 5—7-х классов увлекаются играми, в которых есть тайна или нужно сделать открытие, что-то найти, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, самостоятельной творческой работы.

Школьники в подростковом возрасте в играх стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются настольными играми, состязаниями. Для них организуют игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особое увлечение в этом возрасте вызывают компьютерные игры.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учащихся 10 — 11-х классов характерна потребность в диалоге. Их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться.

 Старшеклассников привлекают и разнообразные настольные игры, кроссворды, сканворды, шарады, развивающие не только память, но и логическое мышление (найди ошибку в тексте, реши задачу), а также игры-состязания (клуб знатоков, КВН), ролевые игры, направленные на активную речевую деятельность (пресс-конференция, презентация, брифинг), при этом фигурируют роли с высокой общественной окраской (министр, дипломат, академик). Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов. Эти возрастные особенности учитываются учителем при организации игр.

Игры классифицируют по разным признакам. Их разделяют  по особенностям проявления в них ролевой деятельности и правил игры: на игры с правилами и творческие игры. Роль в игре может жестко регламентироваться правилами, обязанность выполнения которых составляет содержание игры. В играх с правилами происходит «отчуждение» роли, а ведущим фактором игровой деятельности становятся правила. Так, в зависимости от жесткости правил, вольности развития сюжета, регламентации компьютерные игры могут быть творческими и с правилами. Игры, эмоционально стимулируя деятельность учащихся, придают личностную значимость содержанию изучаемого материала.

                                

 

 

1.2. Роль дидактической игры в  образовательном процессе на  уроках технологии.

 

Игра в самом общем понимании представляет собой такой вид непродуктивной деятельности, в которой мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Игра как социальный феномен сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными тренировками, искусством (в аспекте двуплановости осознанной веры в поведении играющего). В аспекте последнего замечания вполне правомерно рассматривать игру как особое средство в технологической подготовке школьников. Однако прежде чем приступить к раскрытию данного аспекта в настоящее работе, необходимо обратиться к пониманию сущности игры как специфической человеческой деятельности, а также к пониманию её значения для образовательного процесса в целом.

Ценность и приоритетность применения игрового метода на школьном этапе современной образовательной системы обусловлена тем, что игра как таковая активнее влияет на процессы становления личности учащегося, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Уже на предшкольном этапе онтогенеза игра для ребенка становится важнейшим способом группового диалогичного познания окружающей действительности. В контексте личностных интересов, отвечает важной биологической потребности его организма в получении постоянной информации извне. Компенсирует событийную (средовую) монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды, создает зону ближайшего развития ребенка, готовит его к переходу на следующий возрастной этап. А также, к новым видам деятельности на основе их подражательного воспроизведения, или воображаемой, иллюзорной реализации нереализуемых желаний в познаваемой, мыслимой (а не видимой) ситуации оперирования значениями как вещами, одновременно оторванными и неразрывными от реального действия с реальным предметом.

Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для учащихся становится доступным определение конкретных целей своих поступков. Выбор из множества вариантов адекватных средств их достижения; предвидение конечного результата своих действий; принятие на себя ответственности за свое поведение; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, в расширении диапазона общения и жизненного кругозора, в реадаптации и социализации. Игра имеет и воспитательное значение: она дисциплинирует, приучает подчиняться правилам для достижения поставленной цели, в результате чего формируются такие качества личности, как выдержка, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами. Игра также оказывает влияние на физическое (удовлетворение потребности в движениях, которые становятся более точными и координированными) и психическое (укрепление и развитие психических процессов, повышение фрустрационной толерантности, создание адекватных форм психического реагирования) развитие детей. Кроме того, игра помогает ребенку овладеть ценностями культуры, раскрепостить свое воображение, развить сообразительность, сформировать способы логического мышления (анализ, сравнение, классификацию и т.д.), рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях, различные способности, необходимые для индивидуального творчества, а также создаёт образовательную сотворческую среду. Участие школьников в играх является одной из форм освоения ими одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы. Игра повышает умственную активность и самостоятельность учащихся, что позволяет ему решать более трудные задачи, чем на занятии, закреплять полученные знания и умения, пользуясь ими в разных условиях. Благодаря активной форме участия в игре у детей достигается высокий уровень запоминания событий (90%), имевших в ней место. Также игровая деятельность преследует и эмоционально-гедонистическую цель, т.е. получение субъектом удовольствия от процесса перевоплощения в роль, от контактов с партнёрами по игре и от демонстрации им своих возможностей как игрока.

Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях игра как таковая преимущественно рассматривается с точки зрения ее развивающего (физического, умственного, нравственного и эстетического) влияния. При этом главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности учащегося, что выражается в весьма разветвленной классификации игр, базирующейся на степени самостоятельности и творчества детей. В соответствии с данными критериями выделяются творческие (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, с предметным материалом) игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры как ценное средство воспитания умственной активности детей.

В концепциях российских исследователей в последнее время также отмечается тенденция к созданию и обоснованию серии развивающих дидактических игр, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительный процессов включенных в них субъектов, переносом сформированных у них умственных действий на новое содержание, отсутствием фиксированных правил и необходимостью выбора способов решения задачи. Сущность таких дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, преодолевая при этом определенные трудности», что повышает их интеллектуальную активность. Также в отечественной психолого-педагогической науке и практике дидактическая игра рассматривается как средство закрепления знаний, полученных на занятиях, как одна из форм обучения, как средство образовательной работы. Данный подход определяется задачами обучения школьников, предполагающими не только формирование у детей определенного объема знаний, но и научение использованию полученных сведений, развитие активности, самостоятельности мышления и иных общих познавательных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды дидактических  игр

 

   Природа создала детские игры  для всесторонней подготовки  к жизни. Поэтому они имеют  генетическую связь со  всеми  видами деятельности человека  и выступают как специфически  детская форма и познания, и  труда, и общения, и искусства, и  спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные  игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

   Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

   Ко второму типу относят игры  сюжетно-ролевые. Правила в них  существуют неявно. Они — в  нормах поведения воспроизводимых  героев: доктор сам себе не  ставит градусник, пассажир не  летает в кабине летчика.

   Рассмотрим в самых общих чертах  характерные особенности типов  игр по классификации О.С.Газмана .[5]

1. Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

   Специалисты отмечают, что основные  особенности подвижных игр школьников  — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них  проявляется умение действовать  за команду в непрерывно меняющихся  условиях.

    Велико значение подвижных игр  в нравственном воспитании. Они  развивают чувство товарищеской  солидарности, взаимопомощи, ответственности  за действия друг друга.

2. Сюжетно-ролевые игры  (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

   В этих играх на основе жизненных  или художественных впечатлений  свободно и самостоятельно воспроизводятся  социальные отношения и материальные  объекты или разыгрываются фантастические  ситуации, не имеющие пока аналога  в жизни. Основные компоненты  ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и  роль.

   В настоящее время появились, и все более активно используются  в обучении компьютерные игры.

3. Компьютерные игры  имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудноуловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках технологии