Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление возможных отклонений в поведении дошкольников и определение влияния игры на предупреждение нарушений в поведении старших дошкольников.
В соответствии с темой, целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучение основных понятий и теоретических основ проблемы предупреждения отклонений в поведении дошкольников через анализ научной и методической литературы.
2. Выявление возможных отклонений в поведении детей дошкольного возраста.
3. Изучение опыта работы педагогов ДОУ по предупреждению отклонений в поведении дошкольников.
4. Выявление уровня соблюдения детьми старшей группы ДОУ № 59 правил поведения
5. Практически апробировать влияние игры на предупреждение отклонения в поведении старших дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика видов нарушений поведения в дошкольном возрасте 6
1.2. Современные исследования предупреждения нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 20
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ № 59 25
2.1. Анализ опыта работы воспитателей ДОУ № 59 по использованию игры в предупреждении нарушения поведения старших дошкольников 25
2.2. Диагностика уровня усвоения детьми правил поведения 28
2.3. Разработка и реализация игр, направленных на предупреждение нарушений поведения дошкольников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 672.21 Кб (Скачать файл)

При завышенной самооценке дети стремятся во всем быть лучше других. Такой ребенок порой бывает агрессивен по отношению к другим детям, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

Причины формирования  неправильной самооценки у ребенка:

1. Стремление оберегать своего ребенка от повседневных дел, решать за него все проблемы.

2. Чрезмерная похвала либо наказание, несоизмеримое с поступком.

3. Не поощрение в ребенке инициативы.

4. Неодобрение других в присутствии ребенка.

5. Показ своим примером неадекватности отношения к успехам и неудачам.

6. Постоянное сравнение ребенка с другими детьми.

Важно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Самооценка меняется, и особенно в дошкольном возрасте. Наше отношение к ребенку, оценка его успехов и неудач - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.

 

Нарушения сна часто связаны с ночными кошмарами детей.

Чаще всего кошмарные сны бывают у детей, ночной сон которых имеет те или иные отклонения. Без них кошмары тоже возможны, если ребенок впечатлительный, действуют травмирующим образом обстоятельства, обстановка или налицо какое-либо болезненное расстройство.

Выяснить общую распространенность нарушений сна у детей мы смогли посредством опроса 1466 родителей двух педиатрических участков поликлиники. Приводимые ниже цифры получены на основе мнения родителей, отмечающих видимые нарушения сна, в то время как фактически их гораздо больше.

Плохо, обычно долго, засыпает каждый третий из детей от 1 года до 15 лет без различий по полу. В дошкольном возрасте затруднения в засыпании встречаются достоверно чаще, чем в школьном, что связано с более выраженными у дошкольников признаками невропатии и органического нарушения центральной нервной системы. 
 
Хуже всего засыпают девочки и мальчики в пятилетнем возрасте. У девочек это совпадает с нарастанием кошмарных снов, то есть ночное беспокойство у девочек в большей степени отражается на засыпании, чем у мальчиков, или, что одно и то же, девочки более чувствительны в данном возрасте к тому, что снится им ночью. Беспокойно спит (разговаривает, просыпается, ворочается) также каждый третий ребенок, будь то девочка (несколько чаще) или мальчик.

Отметим (по данным ЭВМ-анализа) достоверные взаимосвязи нарушенного сна с особенностями протекания беременности и родов, психологическим состоянием матери. По ним можно достоверно предсказать, какие нарушения сна ожидают детей.

Начнем с поверхностного сна, когда даже при малейшем шуме сон у ребенка сразу пропадает, и в лучшем случае он играет, в худшем - кричит, плачет. Оказалось, поверхностный сон связан с волнениями (эмоциональным стрессом) матери в период беременности. Сами же волнения проистекают, в данном случае, от отсутствия уверенности матери в прочности брака и наличия страха перед родами.

Держать себя в постоянном напряжении, страхе, как видим, даром не проходит. Плод напряжен, беспокоен и заснуть как следует не может еще в утробе матери. К тем же результатам приводит повышенная утомляемость матери при беременности, какими бы причинами она ни вызывалась.

Вспомним: при самом распространенном неврозе - неврастении - чаще всего нарушен именно сон. Нельзя выспаться, сон не приносит радости, переполнен всякими заботами и тревогами. 
 
Усталость днем еще больше, сон становится все хуже - возникает замкнутый круг с неизбежной раздражительностью и расстройством настроения. Что уж говорить о перенапряжении нервно-психических сил при беременности, когда и так нагрузка сказывается, а выносливость  может быть не самой высокой. Соответственно расстраивается и биоритм сна у плода, и нередко надолго.

Любой педиатр подтвердит и другую установленную нами закономерность: беспокойный, поверхностный сон более всего характерен для детей, родившихся раньше срока. Сон у них незрелый, прерывистый, да и день с ночью меняются местами. И здесь все может уладиться, если дома все спокойно и мать любящая, а не вечно недовольная появившимся "раньше времени" ребенком, да и сама нервная не в меру.

Непреходящие мучения молодым родителям доставляет и беспокойный сон ребенка. Все не по нему, места себе найти не может, мечется во сне, одеяло скидывает, что-то лепечет, выпасть из кровати норовит. И чем больше ребенок ведет себя подобным образом, тем больше беспокоятся и напрягаются родители, незримо передающие свое возбуждение и только усугубляющие у него проблемы сна.

Беспокоиться надо, но только не чрезмерно, не драматизировать ночные проблемы детей. От этого они лучше спать не будут. А вот погладить страдальца, пошептать приветливые слова, да и самим успокоиться - стоит.

 

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).

Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи - упадешь", "Не бери - обожжешься", "Не гладь - укусит", "Не открывай дверь - там чужой дядя" и т. д.

Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

Все это дает основание говорить об условно-рефлекторном характере воспроизведения страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался неприятным переживанием. Подобное сочетание осталось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Современные исследования  предупреждения нарушения   поведения  у детей старшего дошкольного возраста

В последние годы на Западе широкую популярность приобрела так называемая терапия удерживанием (холдинг-терапия), предложенная американским психиатром M.Welch для лечения детей, страдающих аутизмом.

Открытие этого метода было попыткой выхода из таких ситуаций, когда ни медикаментозное лечение, ни традиционные педагогические и психологические приемы не приводили к положительным сдвигам в состоянии аутичного ребенка. В дальнейшем показания для лечения детей по этой технологии были значительно расширены, и за рубежом ее использовали для коррекции нарушений в поведении детей.

В основе холдинг-терапии лежит естественное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, когда его поведение или самочувствие вызывают обеспокоенность. Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам, и вступлению в диалог с окружающими. При этом родители берут на себя роль формального психотерапевта, хотя в некоторых случаях (чаще всего это происходит с подростками) вначале приходится на какое-то время исключить их из процесса воздействия и привлекать постепенно, после достижения доверительных отношений между пациентом и врачом.

Холдинг-терапия показана, в первую очередь, аутичным детям или детям с некоторыми признаками аутизма. Кроме того, ее можно применять при реабилитации детей с такими отклонениями в поведении, как:

  • агрессия;
  • гиперактивность;
  • непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное);
  • снижение самооценки, которое ощущает отверженный ребенок (находящийся под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых);
  • нарушения сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых оснований;

Холдинг-терапия осуществляется по следующей схеме:

  1. сеансы должны проводиться ежедневно и занимать не меньше 1 ч;
  2. во время сеанса мать (или другой близкий человек) крепко обнимает ребенка, прижимает его к себе, и в таком положении они находятся длительное время. Если ребенка не удается удержать на руках, мать может лечь рядом с ним, прижимая его не только руками, но и всем телом к стене или спинке дивана;
  3. в течение всего сеанса нельзя уступать нарастающему сопротивлению ребенка: с ним необходимо пытаться установить и зрительный, и эмоциональный, и вербальный контакт.  
    Не следует прерывать сеанс даже в тех случаях, когда ребенок выглядит несчастным, подавленным и отрешенным от происходящего вокруг него;
  4. ребенка следует удерживать до появления стадии истощения, несмотря на любые его протесты; его отпускают только при появлении выраженной релаксации, когда можно будет общаться с ним.

В настоящее время определены следующие противопоказания для использования холдинг-терапии:

  • астматические приступы;
  • выраженные кожные заболевания;
  • диабет;
  • сердечно-сосудистые заболевания родителей.

Не следует назначать лечение, если родители не могут (или не хотят) достаточно длительно и систематически работать в контакте с врачом. В таком случае метод не принесет желаемых результатов.

Нежелательно использовать «удерживание» детей, испытавших сексуальное насилие. В этом случае можно лишь увеличить психическую травму.

Все перечисленное выше указывает на то, что педиатр должен быть хорошо информирован о ситуации в семье, прежде чем начинать проводить курс холдинг-терапии.

Мы использовали этот метод при коррекции состояния 15 детей (6 пациентов было в возрасте от 4 до 7 мес, 6 - от 3 до 5 лет и 3 - от 7 до 8 лет) в первую очередь в том случае, когда возникали аллергические реакции при попытках приема седативных средств, антидепрессантов и др., а также если родители резко отвергали любое фармакологическое воздействие на ребенка. У значительной части детей (9 человек) холдинг-терапия была использована в связи с их агрессивным поведением, нарушениями сна и рядом других эмоциональных проблем, которые, по утверждению некоторых психологов, не выходят «за рамки условной нормы». У 3 детей был диагностирован аутизм, и в этом случае холдинг-терапия встраивалась в целостную систему уже осуществлявшегося эмоционального и медикаментозного лечения аутических расстройств. В 3 случаях этот метод был назначен в качестве средства для коррекции стойкого непослушания. В 1 случае, начав лечение, родители отказались от его продолжения, не объяснив причину отказа.

У детей раннего возраста этот метод лечения использовался по двум причинам: расстройства сна и длительного плача ночью. У более старших - на первый план выходили проблемы взаимодействия детей с взрослыми. Эффект проводимой терапии увеличивался, если к лечению подключались отец и другие члены семьи.

Перед назначением холдинг-терапии все дети тщательно обследовались и получали при необходимости базовую терапию. Результаты лечения показали: у 13 детей значительно улучшилось эмоциональное состояние, появилась близость ребенка с матерью и другими членами семьи.

Кроме того, у детей повысился интерес к окружающей среде, они стали быстрее развиваться, охотнее общаться со сверстниками, а у школьников заметно улучшилась успеваемость.

У 2 детей мы вынуждены были прервать лечение: у одного ребенка (4-х лет, с агрессивным поведением) после второго сеанса появилось расстройство сна, у другого (7 лет) возбудимость и расторможенность, которые послужили причиной обращения к врачу, заметно усилились сразу же после первого эпизода холдинг-терапии.

 

 

 

 

 

1.3 Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей   старшего дошкольного возраста

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с нарушениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве,  говорить тихо,  избегать контактов со сверстниками  и взрослыми.   В таких случаях   поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.  Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение  навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на  здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.

Формирование разумного или произвольного поведения является важнейшей задачей   воспитания детей дошкольного возраста. Произвольное поведение ребенка -  это поведение осмысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. В произвольном поведении инициатива действовать определенным образом, поступать, так или иначе, принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается  в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней».  Отклоняющееся, неконструктивное поведение проявляется в агрессивности, капризах, несдержанности, гиперактивности и т. п. Основными причинами неконструктивного поведения  детей старшего дошкольного возраста считают: особенности нейродинамических свойств; дефицит родительского внимания; стиль взаимоотношений со сверстниками; недостаток двигательной активности и физической нагрузки.

Информация о работе Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста