Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 06:39, курсовая работа
Актуальность. Одной из важнейших задач школы является подготовка учащихся к жизни в окружающем его обществе, развитие его как субъекта. Здесь большую роль играет помощь ребенку в нахождении путей самореализации своих сил и способностей.
В структуре свободного времени детей, особенно школьников младшего и среднего возраста, большое внимание уделяется игровой деятельности, содержанием которой является эмоционально – нравственная выраженность отношения личности к происходящим событиям, и в том числе и к самому себе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
1.1. Сущность развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории……………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории ………………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)
2.1. Виды игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся……………………………………………………………………….19
2.2. Фрагменты уроков с использованием игр для развития познавательного интереса у учащихся на среднем этапе (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..36
Учитывается: Наличие мотивов учения, связанных с расширением знаний.
1 этап. Подготовка к игре. Учитель
заранее дает задания учащимся,
просит их подготовиться к
предстоящей игре, повторить тему
«Образование Древнерусского
2 этап. Основная часть игры.
Название игры: «Путешествие в Древнюю Русь».
Содержание игры:
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Направляет деятельность учащихся, разъясняет, распределяет по желанию основные роли между учащимися. Проводит урок в виде проектной деятельности учащихся. |
Класс делится на 2 группы. 1 группа – восточные славяне. 2 группа – варяги. 1 группа обосновывают свою 2 группа варяги – исконно
свободолюбивый народ, Учащиеся должны объяснить: 1. Причины призвания. 2. Историческую роль варягов в становлении Древнерусского государства. |
Ожидаемый результат: у ребят возникает чувство сопричастности к историческому процессу они ощущают себя в роли жителей Древней Руси.
Фрагмент №3.
УМК: Учебник Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.
Тема урока: Русские князья времен язычества.
Цель урока: Закрепить знания учащихся по теме «Первые русские князья».
Этап урока: Закрепление пройденного материала.
Вид игры: Игра практического соучастия.
Цель игры: Развитие познавательного интереса учащихся 6-го класса.
Учитывается: Связь с основной фундаментальной деятельностью – с учебной, познавательной.
1 этап. Подготовка к игре. Учитель заранее сообщает ученикам об игре, и просит их более подробно изучить деятельность княгини Ольги, распределяет роли и просит учеников подготовиться к игре.
2 этап. Основная часть игры.
Название игры: «Окно в прошлое».
Содержание игры:
Деятельность учащихся. |
Деятельность учеников. |
Выступает в роли ведущего. |
Ученики, получившие различные роли олицетворяют жизненный путь княгини Ольги, становятся соучастниками событий ее исторической эпохи. |
Ожидаемый результат: у ребят
возникает чувство
Фрагмент № 4.
УМК: учебник Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.
Тема урока: Русские князья времен язычества.
Цель урока: Повторение и обобщение знаний по теме «Русские князья времен язычества».
Этап урока: Закрепление пройденного материала.
Вид игры: Аналитическая.
Цель игры: Способствовать развитию познавательного интереса у учащихся 6-го класса.
Оборудование: шесть листов ватмана формата А1, фломастеры, карта «Древняя Русь в ІХ – ХІІ вв.».
Учитывается: Сформированность учебных, поисковых, исследовательских, ориентировочных умений.
Название игры: «Князья».
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Класс делится на 6 групп. Затем даются им задания. 1 группа – Олег. 2 группа – Игорь. 3 группа – Ольга. 4 группа – Святослав. 5 группа – Владимир. 6 группа – Ярослав Мудрый. |
Должны за 10 минут на листе ватмана схематически изобразить основные события правления того или иного князя, не забыв указать основные даты. Затем каждая группа в течение 5 минут защищает свой проект перед классом. Оцениваться должны: 1. точность формулировок и дат. 2. аккуратность, грамотность. 3. Наглядность. |
Ожидаемый результат: ребята используют полученные знания и применяют их на уроке, поскольку за каждое задание получают баллы от 1 до 5. В ходе заполнения знаний дети учатся взаимно обогащать друг друга историческими знаниями.
Фрагмент №5.
УМК: учебник Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до конца ХVІ вв.» 6 класс.
Тема урока: Киевская Русь при Ярославе Мудром.
Цель урока: Закрепление знаний по теме «Киевская Русь при Ярославе Мудром».
Этап урока: Закрепление пройденного материала.
Вид игры: Абстрактно-деловая.
Цель игры: Развитие познавательного интереса учащихся 6-го класса.
Учитывается: Высокая степень любознательности.
1 этап. Подготовка к игре. Учитель заранее сообщает ученикам об игре, просит их подготовиться.
2 этап. Основная часть игры.
Название игры: «Жители Древней Руси».
Содержание игры:
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Направляет деятельность учащихся, распределяет по желанию основные роли между учащимися. |
Класс делится на 2 команды. 1 команда – князь и его дружина. 2 команда – крестьяне. Крестьяне обращаются за помощью к князю по различным судебным тяжбам. |
Ожидаемый результат: у ребят возникает чувство сопричастности к историческому процессу они ощущают себя в роли жителей Древней Руси.
Фрагмент № 6
УМК: Учебник Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.
Тема урока: Культура Киевской Руси ІХ – ХІІ вв.
Цель урока: развитие познавательного интереса учащихся через использование дополнительного материала и поисковую работу самих школьников.
Этап урока: повторение изученного материала.
Вид игры: аналитическая игра.
Цель игры: способствовать развитию познавательного интереса учащихся 6 – го класса.
Оборудование: рисунки одежды, обуви, головных Руси ІХ – ХІІ вв.; разнообразные продукты питания, предметы быта и утвари для выбора употребляющихся в пищу и использовавшихся в быту ІХ – ХІІ вв.
Учитывается: Работа психических процессов: восприятия, наблюдения, эмоциональной и логической памяти, воображения.
1 этап Подготовка к игре. Учитель
заранее сообщает ученикам об
игре, ее правилах, формирует три
команды, дает задание и
2 этап Основной этап.
Название игры: «Путешествие во времени».
Содержание игры:
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
1 этап. Начинается «путешествие во времени». Просит команд выступать по заранее сделанным презентациям.
Ребятам задаются вопросы: После, какого события скифы вселялись в дома, а русские выселялись из них? Как называлось крестьянское жилище? Что занимало центральное место в избе? Задания командам: 1. Кто больше назовет функций русской печи? 2. Из предоставленного набора выберите по 4 предмета, которые были в русской избе ІХ – ХІІ вв. Примерный набор предметов: корзина, вилка, деревянная ложка, нож и т.д. 3 этап. Просит предоставить командам своих вариантов меню. |
Команды презентуют собранные ими материалы о костюме Древней Руси разных сословий и комментируют их. Один человек из группы выходит и отвечает на вопрос. Набирают очки.
|
Ожидаемый результат: у ребят возникает сопричастность к историческому процессу.
На основе данных видов игр по В.В. Шогану, Г.И. Семенову для развития познавательного интереса у учащихся мы разработали такие исторические игры как: аналитические игры: «Познай-ка», «Князья», «Путешествие во времени», ролевая: «Путешествие в Древнюю Русь», практического соучастия: «Окно в прошлое», абстрактно- деловая: «Путешествие во времени» с учетом: высокой степени любознательности, интереса; наличия мотивов учения в предпочитаемой предметной области знаний, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой; работы психических процессов: восприятия, наблюдения, эмоциональной и логической памяти, воображения; связи с основной фундаментальной деятельностью – с учебной, познавательной; сформированности учебных, поисковых, исследовательских, ориентировочных умений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе нашего исследования нами решены следующие задачи:
1.На основе трудов И.В. Дубровиной, Г.И. Щукиной, Л. Молчановой, А.А. Никольской, мы пришли к выводу, что познавательный интерес развивается по уровням, характеризующиеся различной степенью самостоятельности и заключается в отношении к усваиваемым знаниям, которая зависит от мотивации самого учащегося, проявляющаяся в учебно-познавательной деятельности.
2. Охарактеризованы особенности развития познавательного интереса учащихся данного возраста на основе анализа работ Г.С. Абрамовой, И.В. Дубровиной, Г.И. Щукиной. Они выделяют следующие особенности познавательного интереса учащихся среднего подросткового возраста:
- Высокая степень любознательности, интереса;
- Наличие мотивов учения в предпочитаемой предметной области знаний, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой;
- Работа психических процессов: восприятия, наблюдения, эмоциональной и логической памяти, воображения;
- Связана с основной фундаментальной деятельностью – с учебной, познавательной;
- Сформированность
учебных, поисковых,
3. Рассмотрены 8 видов развивающих игр для развития познавательного интереса на уроках истории по классификации Шогана В.В. такие как:
-проблемно-развивающие игры;
- абстрактно-деловые;
- ролевые игры;
- игры практического соучастия;
- аналитические игры.
По типологии Семенова Г.И. такие игры как:
- интерактивные
игры с опосредованным
- интерактивные
игры с опосредованным
- интерактивные игры – индивидуальные игровые задания.
4. Разработаны фрагменты уроков с использованием исторических игр по разделу «Древняя Русь» для развития познавательного интереса у учащихся 6-х классов (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» VІ класс.):
-аналитические игры: «Познай-ка», «Князья», «Путешествие во времени»
-ролевая игра: «Путешествие в Древнюю Русь»,
-игра практического соучастия: «Окно в прошлое»
-абстрактно- деловая игра: «Путешествие во времени»
с учетом:
-высокой степени любознательности, интереса; наличия мотивов учения в предпочитаемой предметной области знаний, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой;
-работы психических процессов: восприятия, наблюдения, эмоциональной и логической памяти, воображения;
-связи с основной фундаментальной деятельностью – с учебной, познавательной;
-сформированности учебных, поисковых, исследовательских, ориентировочных умений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология /Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект: Альма-матер, 2006. – 702с.
2. Алексеева, Н.М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе./ Н.М. Алексеева – 1994. № 4 – 478с.
3. Борзова Л.П. Игры на уроках истории /Л.П. Борзова – М.: Владос, 2001. – 467с.
4. Борзова, Л.П. Дидактические игры/Л.П. Борзова//Преподавание истории в школе.-2000.-№1. – С.12-17.
5. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / Букатов В.М// Преподавание истории в школе.- 2004.№9. – С.23- 26.
6.Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе/А.А. Вагин – М.: Просвещение, 1968. – 295с.
7. Воспитание школьников. Научно-методический журнал/ Под. ред. Л.В. Кузнецова- М.: Просвещение, 2005.- 340с.
8. Горбунов, Г.И. Игры детей и подростков вчера и сегодня/А.А. Горбунов.//Преподавание истории в школе, 1999. №9 – С.21-25.
9. Гуревич, А.Я. История конца двадцатого века. В поисках метода./А.Я. Гуревич- М.: Академия, 1999. – 476с.
10. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология/И.В.Дубровина – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320с.