Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:54, курсовая работа
Современная начальная школа находится на этапе модернизации. Она требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим перед школой стоит проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Современные информационные технологии в образовании…………………..5
Образовательные информационные технологии. Понятие и общая характеристика ………………………………………………………………...…….5
Способы информатизации процесса обучения………………………….……..13
2. Теоретические и практические аспекты эффективности использования информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса в начальной школе…………………………………………….……...…19
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе……………………………………………………………………….……….19
Эффективность информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса ……………………….. ……………….…….....25
Заключение……………………………………………………………...…………..35
Список литературы…………………………………………………………..……..36
3. Построение полного
4. Построение и проведение
5. Построение и проведение
6. Прогнозирование результатов обучения учащихся и класса в целом. Как правило, никаких научно обоснованных прогнозов в школе не делается. Обычно по результатам предыдущих годов обучения отмечается снижение или повышение успеваемости.
Принцип информатизации требует, чтобы в школе на основании результатов психологического и педагогического мониторингов компьютер построил научно обоснованный прогноз результатов учащихся в процессе обучения. Это служит основанием для объективной оценки реальных результатов процесса обучения, позволяет вовремя увидеть возникающие проблемы и принять соответствующие меры.[20]
7. Оптимизация распределения
При опоре на принцип информатизации происходит оптимальное распределение учебного времени между темами и параграфами на основе построенных информационных моделей содержания образования и ученика с целью минимизации перегрузки учеников по предмету. Затем проводится оптимизация распределения учебного времени между предметами, изучаемыми в классе, с целью минимизации перегрузки учеников. Так как тут учитываются особенности ученика и класса в целом, то, вообще говоря, полученное распределение времени будет свое для каждого класса. Более того, фактор «время» является важнейшей характеристикой индивидуальной образовательной траектории ученика.
8. Дифференцированный и
В соответствии с принципом информатизации на основании полных внутришкольных мониторингов, прогнозирования результатов учеников, анализа содержания образования компьютер строит индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. При этом видны не только те результаты, которые должны быть достигнуты учеником, но и научно обоснованные рекомендации для их достижения.
9. Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке. В процессе накопления опыта у учителя вырабатывается определенный стереотип по применению различных методов и форм работы на уроке, без их должного научного обоснования. Безусловно, в этом есть и определенные положительные моменты, но это заставляет учителя не выбирать методы и формы в зависимости от содержания образования и конкретных учеников, а «подстраивать» содержание и учеников под «свои методы и формы».
Принцип информатизации требует, чтобы на основании полных внутришкольных мониторингов и анализа содержания образования компьютер рекомендовал оптимальный набор методов и форм обучения для каждого ученика и класса в целом. При этом, как и в других подробных ситуациях, компьютер может «обосновать» свой выбор, предоставляя учителю возможность глубже понять рекомендованную ему стратегию.
10. Построение оптимальной
Принцип информатизации требует, чтобы на основании полных внутришкольных мониторингов и анализа содержания образования компьютер рекомендовал оптимальную последовательность уроков различных видов по теме и оптимальную структуру каждого урока.
Этот способ является своеобразным венцом подготовительного этапа деятельности учителя. Тут учитывается и проведенное распределение учебного времени, и выбранные методы и формы работы, и дифференцированный подход к ученикам, и результаты прогнозирования. Естественно, что вся работа должна быть построена в интерактивном режиме, когда учитель и компьютер – два единомышленника, старающихся в режиме диалога решить важную дидактическую задачу оптимальным образом.
11. Оптимальное сочетание
Так как в соответствии с принципом информатизации урок построен на основе информационных моделей ученика и содержания образования, то происходит оптимальное сочетание управления (деятельность учителя) и самоуправления (деятельность ученика). Понятно, что как бы оптимально ни был спланирован урок, во время него может произойти что-то незапланированное. Но так как учитель не просто получил необходимые рекомендации от компьютера, а ознакомился со всей системой получения этих рекомендаций, то он имеет возможность мобильно реагировать на все возникающие ситуации.
Именно интерактивный режим работы («диалоги учителя и компьютера») дает полную возможность учителю проиграть возможные варианты, а затем чувствовать себя на уроке достаточно свободно и уверенно. А это уже – важнейший признак владения методикой информатизации процесса обучения.
12. Текущий анализ, самоанализ и
оперативное регулирование
13. Тематический анализ, самоанализ
и стратегическое
Использование принципа информатизации позволяет проводить сравнение результатов процесса обучения по теме (мониторинги) с прогнозными и на их основе получить научно обоснованные рекомендации компьютера по построению уроков следующей темы. По результатам тематического контроля и анализа компьютер может внести необходимые изменения в прогноз результатов учеников, что в свою очередь вызовет необходимые изменения в деятельности учителя. Таким образом осуществляется необходимая обратная связь и замыкается контур управления процессом обучения со стороны учителя.
Еще раз обратим внимание, что предложенная группа способов информатизации является относительно целостной. Но это не исключает, конечно, возможности подразделения отдельных способов информатизации на более частные. Каждый последующий способ информатизации становится полностью возможным лишь при условии успешного осуществления предыдущих (более подробно этапы внедрения мы рассмотрим ниже). В целостной же совокупности все эти способы и составляют процедуру применения на практике принципа информатизации процесса обучения.
Отметим, что многие из этих способов обычно осуществляются на практике без всякого применения идей информатизации. Некоторые из них применяются не систематически, а отдельные встречаются еще довольно редко. Отсюда видно, что многие элементы информатизации процесса обучения нуждаются еще в массовом освоении учителями. Именно поэтому надо подчеркнуть, что только при целостном применении всей системы способов можно рассчитывать на действительное осуществление информатизации процесса обучения.
2 . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Оценка качества образования
- одна из сложнейших проблем современного
образования. Для эффективного управления,
принятия обоснованных решений по управлению
качеством образования на уровне школы
необходимо обладать надежной и достоверной
информацией о ходе образовательного
процесса. Получение такой информации
возможно при осуществлении мониторинга.
История возникновения термина мониторинг такова: во второй половине ХХ века процесс слежения за состоянием плодородного слоя почвы стал назваться мониторингом (от английского следить — вести наблюдение). Термин стал распространяться на другие области науки и практической деятельности.[21]
Мониторинг в образовании — это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее звеньях, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности.
Функции мониторинга:
Диагностическая – определение уровня развития того или иного
Умения - отслеживание динамики развития ОК по
показателям и в целом
Оценочная – наличие критериев эффективности решения поставленных
задач (что такое «хорошо»)
Контрольная – критерии успешности работы учителя
Задачи мониторинга:
1. Определение уровня
2. Отслеживание индивидуальной
динамики продвижения учащихся
к метапредметным
3. Определение успешности работы
педагога по формированию
— что собираются отслеживать;
— какие возможные результаты предполагают получить;
— как можно повлиять на эти результаты;
— каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.[25]
Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:
— минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
— общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);