Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Содержание

Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фольклор в развитии речи детей.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Особое место в произведениях  устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей [8].  Сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у него. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него. Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций.

Следовательно, изучение детского фольклора вне связи  с народной педагогикой непродуктивно  и неправомерно. Таким образом, детский  фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

 В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильному звукопроизношению, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

 Наше исследование  подтвердило предположение, что  эффективность работы воспитателя  по привитию детям знаний малых  форм устного народного творчества положительно влияет на развитие речи детей и умение применять эти формы в повседневной деятельности.

      

                            

 

 

 

                             Список используемой литературы:

 

1. Василенко В.А. Детский фольклор. - М.: Просвещение, 1988. - 325с.

2. Ветрова В.В.  Ладушки ( игры для детей и  родителей ). – М.: Знание, 1994. – 256 с.

3. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию  речи в первой младшей   группе  детского сада. Пособие для воспитателя  детского сада. – 2-е изд., перераб.  – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

4. Гурович Л.М.  и др. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя дет. сада/Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова; Под ред. В.И Логиновой. – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

5.  Знакомство детей с русским народным творчеством / Сост. Л.С. Куприна. - М.: Просвещение, 1988. - 233с.

6. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нискаен. - М., 1990. - 278с.

7. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1988. - 287с.

8.  Книга для  чтения в детском саду и  дома. Хрестоматия. 2-4 года/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильичук и др. – М.: Оникс XXI век, 2005.

9. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей  к истокам русской народной  культуры: Программа. Учебно-методическое  пособие. – 2-е изд., перераб.  И доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 304 с.: ил.

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед.  учеб. заведений. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: Издательский центр  « Академия», 2000. – 416 с.

11. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., 1992. - 325с.

12. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-

13. Литература  и фантазия: Кн. для воспитателей  дет. сада и родителей /Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.

14. Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. - М., 1991. - 211с.

15. Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография. - 1974. - №4.

16. Мельников М.Н. Поиски сокровищ. Записки фольклориста. - Новосибирск, 1985. - 222с.

17. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

18. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 405с.

19. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352с.

20. Раз, два,  три, четыре, пять, мы идем с  тобой играть: Рус. дет. игровой  фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.: ил.

21. Развиваем  память вместе с мамой. –  Мн.: Харвест, М.: ООО « Издательство  АСТ», 2001. – 256 С. ( Мамина школа  ).

22. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7

23. Русский фольклор / Сост. И примеч. В. Аникина. – М.: Худож.  Лит., 1986. – 367 с. (Классики и современники).

24. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 1997. - 344с.

25. Соломенникова  О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 104 с

26. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.

27. Федорова  Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки  для детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003. – 128 с.

28. Хрестоматия  по детской литературе. Учебное  пособие для пед. Училищ. Под  редакцией Е.Е.Зубаревой. Москва « Просвещение» 1988.

29. Хрестоматия  для дошкольников. Кн. 1.2 – 4 года / Оформл. М. Пыльцына. – Ростов  н/Д: ЗАО «Книга», ООО «Владис», 2001. – 576 с.

30. Энциклопедия  детского фольклора. Москва, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1

 

Анкета для  родителей и педагогов.

 

    Какие  малые формы фольклора Вы знаете?

 

    Какие  используете с детьми? С какой целью?

 

    Загадываете  ли детям загадки? Как часто?

 

    Какие  потешки Вы знаете?

 

    Поете  ли Вы своим детям колыбельные песни?

   

    Какие?

 

     Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни

    ребенка?

 

 

 

 

 

 

                   Приложение 2

                            

Консультация  для родителей

            «Баю-баюшки-баю…»- как укладывать ребенка спать.

 

Пробуждение и  засыпание – очень важные моменты  в жизни детей. Проснуться – это  всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!

Теперь можно  встать, умыться, обтереться влажным  полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок  идет в детский сад. И – день начался.

Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: "Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут – будем укладываться". Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи "Спокойной ночи, малыши!" сразу умываться - и в постель.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает". Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику. Если выполнять это в течение, хотя бы месяца, и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.

Очень важно, в  каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания – ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.

На многих детей  очень хорошо действуют колыбельные  песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская  речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

                                        

 

                     

Потешки для  игры

 

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые,

Красные кафтанчики,

Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят:

Всё про Вареньку,

Всё про маленьку...

                     ***

Этот пальчик 

Этот пальчик самый  толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый  длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

                  ***

В этом домике

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство  зайчат,

На третьем - семейство  рыжих бельчат,

На четвертом живет  с птенцами синица,

На пятом сова - очень  умная птица.

 

 

 

 

 

Ну, что же, пора нам  обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще  к ним придем.

                 ***

Этот пальчик 

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

              ***

Раз, два три четыре пять!

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке пять:

Раз, два, три, четыре пять!

Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:

То играют в ладушки,

То зачем-то лезут в  рот,

Книжки рвут у бабушки...

Переделав все дела,

Тянут скатерть со стола.

Лезут в соль и в  компот,

А потом наоборот.

Пальчики дружные, все  такие нужные!

Сидит белка на тележке 

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(загибаем пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

              ***

Будут пальчики вставать

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики - ура!

Одеваться нам пора.

Утро настало.

Солнышко встало.

- Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

- Вставай, Большак!

- Вставай, Указка!

- Вставай, Середка!

- Вставай, Сиротка!

- И Крошка-Митрошка!

-Привет, Ладошка!

Все потянулись и проcнулись.

              ***

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

 

 

 

 

 

 

Потешки для  одевания

 

Раз, два, три, четыре, пять — 

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки 

Валенки-сапожки 

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

                   ***

Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста