Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках экономики, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Рассмотреть наглядность как основной принцип дидактики;
Проанализировать виды наглядных методов, применяемых в учебном процессе;
Исследовать наглядные методы, как способ активизации познавательной деятельности при изучении экономики.
Введение…….…………………………………………………………...…………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы наглядных методов обучения экономике…………………………………………………………………………….…..…...6
Наглядность как принцип дидактики................................................................6
1.2. Сущность и классификация наглядных методов..…………………….........17
ГЛАВА 2. Использование наглядных методов при обучении экономики..35
2.1. Роль наглядных методов на уроках экономики...............................................35
2.2. Применение наглядных пособий на уроках экономики……….……………44
Заключение……………….………………………..………………………………57
Список использованной литературы……
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…….…………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические
основы наглядных методов обучения экономике………………………………………………………
1.2. Сущность и классификация наглядных методов..…………………….........17
ГЛАВА 2. Использование наглядных методов при обучении экономики..35
2.1. Роль наглядных методов на уроках
экономики.....................
2.2. Применение наглядных пособий на уроках экономики……….……………44
Заключение……………….………………………..……
Список использованной литературы…………………………………………..60
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время роль экономического образования неуклонно возрастает в связи с необходимостью быть грамотным в области экономики для понимания экономических процессов и явлений. Этим объясняется включение курса экономики в учебный процесс общеобразовательной школы. Но для того, чтобы процесс изучения экономики был продуктивным и достаточно интересным, необходимо использовать различные методы обучения, способствующие наиболее эффективному усвоению материала.
Как известно, от методов обучения зависит немалый успех работы учителя и школы в целом. Методам обучения посвящено множество фундаментальных статей и, в частности, наглядным методам обучения. Несмотря на многовековую педагогическую практику и в наше время, проблема наглядных методов обучения остается весьма актуальной для современной школы. Наглядность выполняет стимулирующую роль. Все средства наглядности (вербальные, иллюстрированные, а также жесты, которые использует учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти школьников тот смысл, который нужно им передать или воспринять, сформировать навыки и умения.
В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом служит опорой в понимании на слух материала, в третьем создает условия для практического применения усваиваемого материала. На различных этапах обучения дети осваивают навыки и умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, организовывать свой труд, взаимодействовать, сотрудничать с окружающими людьми – взрослыми и сверстниками; с окружающей природой. Поэтому, чтобы это реализовать при изучении экономики, необходимо использовать различные наглядные пособия.
Актуальной остается также проблема управления вниманием школьников, так как произвольное внимание у них еще недостаточно сформировано. Объединив эти две проблемы в одну, мы выдвинули гипотезу о том, что наглядные методы обучения весьма эффективно использовать при управлении вниманием школьников, развития мышления и применение знаний на практики, что будет способствовать наиболее качественному усвоению изучаемого материала. Данную гипотезу мы постарались обосновать в работе.
Наглядность – один из ведущих принципов обучения. Этот метод способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Урок и другие учебные занятия невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить исторический материал понятным для учащихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память (психологами доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%), заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.
Проблема исследования: определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по экономике.
Цель исследования заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках экономики, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
Объектом исследования является учебный процесс общеобразовательной школы, а предметом исследования – наглядность как дидактический принцип обучения.
В качестве основных методов исследования, в работе использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретическое исследование заключается в том, что мы рассмотрим:
А прикладной характер нашего объекта исследования заключается в разработке уроков для младших и старших классов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе раскрываются теоретические аспекты наглядного метода обучения в экономике. Вторая глава – практическая часть дипломной работы, содержащая анализ уроков.
Дипломная работа была апробирована:
ГЛАВА 1. Теоретические основы наглядных методов обучения в экономике
Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности от этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта [1, с. 234] Использование в обучении принципа наглядности имеет длительную историю. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен.
На ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослых, дети не испытывали значительных затрудняющих обстоятельств, чтобы представить и понять, то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребенка и взрослого. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен, дети часто не понимают, о чем говорится в книгах. Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки.
К наглядному методу
Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических принципов, в том числе принципа наглядности, проходило в упорной борьбе взглядов ведущих ученых и педагогов. В частности, к ним можно отнести: Иоганна Генриха Песталоцци «Принцип непосредственного созерцания», Жан Жака Руссо «Естественного воспитания» и других видных представителей практической педагогики. Дадим краткую характеристику.
Принцип наглядности впервые теоретически обоснован в XVII в. классиком педагогической науки Яном Амосом Коменским (1592-1670). Задавшись целью создать «всеобщее искусство всех учить всему», преобразовав современную ему школу, Коменский выдвинул новые дидактические требования, которые имели большое значение для дальнейшего развития педагогической мысли и школьной практики.
Опираясь на положения материалистической философии, Я. А. Коменский утверждал, что «ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». Исходя из этого, он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности.
О наглядности при обучении говорили и до Коменского, например педагоги- гуманисты эпохи Возрождения, но именно он первый стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств. [6, с. 33-34]
Великий чешский педагог установил «золотое правило дидактики», согласно которому следует: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Нужно, писал Коменский, чтобы люди «черпали свою мудрость не из книг, но из созерцания земли и неба, дуба и бука»; в том случае, если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы, или к их моделям. Непременным условием усвоения учащимися материала Коменский считал наличие у них интереса и внимания к учению. Он предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают, пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся.
Жан Жак Руссо (1712 – 1778), в согласии со своей теорией «естественного воспитания», исключительное значение в развитии детей придавал непосредственному восприятию ими вещей и явлений. Опыт предшествует уроку, говорил Руссо, и считал, что до возраста умственного развития, то есть до 12 лет, ребенок усваивает не идеи, а лишь образ. Поэтому наглядность у Руссо приобретает значение универсального фактора в обучении. [9, с. 64]
Много ценных указаний по вопросу о наглядности в обучении находим у Иоганна Генриха Песталоцци (1746 – 1827). В основу своей теории обучения он положил принцип непосредственного созерцания, и поэтому понятно, что наглядность выступает у него как «верховное начало» обучения. Песталоцци писал: «Когда я оглядываюсь назад, я спрашиваю себя: что же собственно сделал я для человеческого обучения, то я нахожу, что я установил высочайшее верховное начало обучения, признав созерцание за безусловный фундамент всякого сознания»
Правда, Песталоцци несколько преувеличил свою заслугу, так как общие принципы наглядности и ее основы были установлены и до него еще Бэконом, а затем Коменским, однако несомненно, что он поднял на более высокий уровень как принципиальную, так и методическую сторону вопроса о наглядности. Первичной ступенью обучения и урока Песталоцци, как и Коменский, признавал непосредственное чувственное восприятие. В связи с разработкой теории элементарного обучения он наметил ряд методических правил использования наглядности. [9, с.65]
Проблемы наглядности занимали умы и отечественных педагогов, так дидактические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870) отличаются большой глубиной и оригинальностью. Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он. Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, К.Д. Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность». [9, с. 65]
По словам Ушинского, «этот ход учения, от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли, так естествен и основывается на таких ясных психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности». В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного, в частности, он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.
Информация о работе Использование наглядных методов при обучении экономики