Использование наглядных методов при обучении экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках экономики, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Рассмотреть наглядность как основной принцип дидактики;
Проанализировать виды наглядных методов, применяемых в учебном процессе;
Исследовать наглядные методы, как способ активизации познавательной деятельности при изучении экономики.

Содержание

Введение…….…………………………………………………………...…………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы наглядных методов обучения экономике…………………………………………………………………………….…..…...6
Наглядность как принцип дидактики................................................................6
1.2. Сущность и классификация наглядных методов..…………………….........17

ГЛАВА 2. Использование наглядных методов при обучении экономики..35
2.1. Роль наглядных методов на уроках экономики...............................................35
2.2. Применение наглядных пособий на уроках экономики……….……………44

Заключение……………….………………………..………………………………57
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

развития мышления через наглядный метод обучения.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)
  1. Разгадать ребусы: слова ДЕНЬГИ, РЕКЛАМА, ПОТРЕБИТЕЛЬ. Расшифровать данные понятия.
  2. Домашнее задание

Составить кроссворд. (10-15 слов)

Таким образом, при обучении одной и той же темы, в нашем случае «Деньги», информация будет значительно меняться. Младшим школьникам лучше предоставлять информацию в форме театрализованного представления, а для старшеклассников – уже более в серьезной форме. Если для младшего возраста лучше делать темы в качестве вводного, ознакомительного материала, то для старшего возраста можно уже углублять темы, давать интересную дополнительную информацию.

Как для младшего, так и для старшего возрастов лучше строить урок с помощью метода беседы, делать презентации, экскурсию в краеведческий музей (коллекция денег), интересно показать покупательную способность денег (когда и что сколько стоило). Желательно чтобы во время урока была активность класса, рассуждения учеников. Однако не стоит забывать, что в том и другом случае нужно строить все на интересе ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение – важный и надежный способ получения качественного и фундаментального образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Отношение учащихся к деятельности преподавателя обычно характеризуется активностью взаимного сотрудничества. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В нашей работе мы рассмотрели активизацию познавательной деятельности через наглядный метод обучения.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Таким активным методом обучения и является наглядный метод обучения. В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. В процессе исследования мы рассмотрели наглядность как основной принцип дидактики. Как известно, 90% разнообразной информации человеком воспринимается зрительно. А живое и яркое восприятие очень важно при работе с учащимися.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, мы ставим принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.

Применение наглядных средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки культуры; практические навыки ;воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.

В нашей работе мы рассмотрели правила с помощью которых реализуется принцип наглядности.

Учитывая правила применения принципа наглядности, мы во второй части дипломной работы доказали, что применение наглядных методов при обучении экономике способствует лучшему восприятию учащимися конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий. Успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстрактной деятельности. Поэтому в обучении экономике широко применяют показ наглядных пособий в виде схем, таблиц, графиков, слайдов, диаграмм, видеофильмов и другое.

Однако надо помнить, что наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.

Таким образом цели и задачи нашей работы мы выполнили. Использование наглядных методов при обучении экономики способствует более эффективному усвоению экономического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  2. Школа юного экономиста. Разработка занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 312 с.
  3. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. – Спб: Питер Ком, 1999. – 448 с.
  4. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: учеб. пособие / Е.Г. Ефимова. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта : Московский психолого – социальный институт, 2006. – 156 с.
  5. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Практическое пособие по экономической теории. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. 192 с.
  6. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение , 1082. – 447 с.
  7. Общие основы педагогики: учебник / В.В.Краевский. – М.: Академия, 2003 – 256 с.
  8. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 474 с.
  9. Лоркипанидзе О.Д. Принципы,организации и методы обучения. Изд. 2-е – М., 1957 – 172 с.
  10. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: для детей младшего и среднего школьного возраста. Издание второе, дополнительное / Художник А.Н. Балдина. – М.: изд-во «Вита - пресс», изд-во «Триада», 1993. – 352 с.
  11. Методика преподавания экономики: учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н. В. Матвеев. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2009 – 196 с.
  12. Паневина Г.Н. Интерактивный атлас как комплексное электронное средство обучения географии. // География и экология в школе XXI века. – 2008. – №6. – С.47 – 48.
  13. Петров А.В. Классификация средств наглядности в современной системе обучения. // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – № 2. – С. 88 – 92.
  14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 608 с.
  15. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. И авт. вводных статей А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 528 с.
  16. Подласый И.П. Педагогика Учеб. Для студентов высших пед. учеб. Заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996- 432 с.
  17. Пястолов С. Наглядно – образная модель предприятия. // школьный экономический журнал – 1999 – №5. – С. 25 – 29.
  18. Самусева Е.Н. Система работы с картой. // География и экология в школе XXI века. – 2007. – № 8. – С. 50 – 52.
  19. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд./ В.Д.Симоненко, Т.А. Степченко – М.: Вита-Пресс, 2004. – 176с.
  20. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Практикум для старших классов / В.Д.Симоненко, Т.А. Степченко – М.: Вита-Пресс, 2004. – 80с.
  21. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Методическое пособие/ В.Д.Симоненко, Т.А. Степченко– М.: Вита-Пресс, 2004. – 128с.
  22. Педагогика: Учебн. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиямов; Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
  23. Студеникин М.Т. Становление и развитие методики обучения истории в XVIII – XIX вв. // Преподавания истории и обществознания в школе. – 2008. – №1. – С. 9 – 14.
  24. Методика преподавания экономических дисциплин учебно – методический комплекс / Н.П. Хвесян, М.В. Сакович. – Минск: БГУ, 2006 – 116 с.
  25. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – Спб: Питер, 2001. – 544 с.
  26. Черняк В.З. Экономика: Таблицы и схемы. – М.: Гуманит. изд. центр Владос 2000. – 208 с.
  27. Шунькова Е.В. Методы мультимедийного обучения экологии. // География и экология в школе XXI века. – 2008. – № 10. – С. 40 – 41.
  28. http://www.festival.1september.ru/subjects/26/?n=7
  29. http://www. pedsovet. org
  30. http://www.psihologu.info/contert/view/153/16/
  31. http://www.wikipedia.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Экономический кругооборот

 


 


 

 

 

 

Движение продуктов труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Факторы производства

 



 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование наглядных методов при обучении экономики