Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 08:08, курсовая работа
Проблема исследования. Проблема исследования, заключается в недостаточном использовании обучающих компьютерных игр в учебном процессе.
Объект исследования: процесс обучения школьников с использованием обучающих игр.
Предмет исследования: использование обучающих компьютерных игр для лучшего усвоения и закрепления знаний на уроке информатики в начальной школе.
Введение
3
Глава I.
Роль обучающих игровых технологий в школе
7
1.1.
Обучающие компьютерные игры, их роль и место в учебном процессе
7
1.2.
Влияние обучающих компьютерных игр на процесс обучения
15
1.3.
Классификация обучающих компьютерных игр
22
Глава II.
Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе
30
2.1.
Критерии отбора обучающих компьютерных игр для учебного процесса
30
2.2.
Обучающие компьютерные игры и Цифровые Образовательные Ресурсы
33
2.3.
Апробация внедрения компьютерной обучающей игры в учебный процесс при изучении темы «Алгоритмы» в основной школе
40
Заключение
61
Библиография
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
Кафедра информатики и МПИ
Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной школы |
Допустить к защите:
Зав. кафедрой
___________________
Научный руководитель: ___________________
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент ___________________ |
Выпускная квалификационная (дипломная) работа студента VI курса физико-математического факультета ОЗО, специальность «050202 (65) Информатика»
|
Тобольск 2011
Введение |
3 | ||
Глава I. |
Роль обучающих игровых технологий в школе |
7 | |
1.1. |
Обучающие компьютерные игры, их роль и место в учебном процессе |
7 | |
1.2. |
Влияние обучающих компьютерных игр на процесс обучения |
15 | |
1.3. |
Классификация обучающих компьютерных игр |
22 | |
Глава II. |
Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе |
30 | |
2.1. |
Критерии отбора обучающих компьютерных игр для учебного процесса |
30 | |
2.2. |
Обучающие компьютерные игры и Цифровые Образовательные Ресурсы |
33 | |
2.3. |
Апробация внедрения компьютерной обучающей игры в учебный процесс при изучении темы «Алгоритмы» в основной школе |
40 | |
Заключение |
61 | ||
Библиография |
63 | ||
Приложения |
65 |
Оглавление
Введение
Актуальность темы. Современное общество шагнуло в 21 век, вооруженное компьютерными технологиями и интернетом. Уже 28.08.2001г вышло Постановление Правительства РФ за №630 «О Федеральной целевой программе Развития единой образовательной информационной среды» (2001 – 2005гг), а спустя пять лет выходит Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2005г. за №750 «О реализации в 2005г. проекта «Поставка компьютерной техники в городские и поселковые школы РФ». С этого времени началась глобальная компьютеризация образования в России.
Современный мир испытывает настоящий информационный бум. Начиная с XVII века, поток научных и других открытий удваивался каждые 10-15 лет [18]. К 1970г. он начал удваиваться каждые 5 лет, а в настоящее время удвоение происходит каждые 2 – 3 года. И весь этот поток не минует наших учеников. Объем учебного материала в программах школ с каждым годом возрастает. По этой причине в настоящее время существует противоречие между фактическим характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. А жизнь предъявляет к школеновые требования, требует новых методик и средств обучения. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни.Школа на современном этапе не ставит цель дать детям какой-то определенный объем знаний. Цель у школы гораздо более важная: научить самостоятельнодобывать нужные знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности, формировать научное мировоззрение.
Замечательный советский педагог-новатор В.Ф.Шаталов отмечал, что «для успешного обучения в классе нужно создать такую атмосферу, в которой невозможно не выучиться». Вот такую атмосферу привносит в учебный процесс обучающая компьютерная игра, даже если длиться она будет 2-3 минуты.
Создание обучающих компьютерных игр (далее ОКИ) представляет собой одно из важных направлений в компьютеризации обучения. Соединение эмоциональной привлекательности, котороеприсуще игре, и аудиовизуальных, вычислительных, информационных и других возможностей вычислительной техники несет в себе большой дидактический потенциал, который можети должен быть реализован в школьной практике.
По своей дидактической направленности наиболеераспространенными и действенными оказались игры, предназначенные дляконтроля и оценки знаний и умений учащихся. Кроме них существует целый ряд игр, используемых при изучении нового материала, а также закреплении пройденного. Определенные успехи достигнутыпри обучении дошкольников и младших школьников: имеется, например, рядобучающих программ, позволяющих ознакомить детей этого возраста с понятием компьютер, компьютерная программа, освоение клавиатуры и т.д. Создано такженемало компьютерных игр, которые успешно применяются для формированиянавыков чтения, письма и счета.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что внедрение обучающих игр в образовательный процесс является одной из важнейших задач и требует серьезной психолого-педагогической и методологической проработки.
Проблема исследования. Проблема исследования, заключается в недостаточном использовании обучающих компьютерных игр в учебном процессе.
Объект исследования: процесс обучения школьников с использованием обучающих игр.
Предмет исследования: использование обучающих компьютерных игр для лучшего усвоения и закрепления знаний на уроке информатики в начальной школе.
Гипотеза исследования: Предполагается, что использование обучающих компьютерных игрна уроках информатики повышает качество обучения.
Цель исследования: на основе анализа разработанныхи проведенных уроковвыявить эффективность использования компьютерных обучающих игр в учебном процессе.
Задачи исследования:
Теоретическойи методологической основой исследования выступаютработы следующих авторов:А. Н. Зимняя, В.В. Шулепова, Т.А. Ильина,
Е. М. Минкин, Г.К. Селевко, и др. Теория и практика применения компьютерных обучающих игрна уроках информатики в школе освещена авторами:С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, В.С. Леднев,
Н.И. Пак, А.Л. Семенов, Е.К. Хеннер и др.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение, анализ литературы по заданной тематике; сравнение обучающих и развивающих компьютерных игр; классификация,эксперимент по разработке и апробированию урока с применением ОКИ.
Теоретическая значимость исследования:
Рассмотрено применение игровых технологий в образовательном процессе, их роль и влияние на качество обучения детей.
Определенные в работе рекомендации по использованию компьютерных образовательных игр позволяют отобрать и сделать правильный выбор нужных и уместных игровых программных сред.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны рекомендации по использованию компьютерных обучающих игр, которые могут быть применены в преподавании курса информатикив основной школе.
На защиту выносится:
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте имеется 6 рисунков, 2 таблицы, 4 приложения, библиография включает 22 наименования.
ГлаваI. Роль обучающих игровых технологий в школе
В настоящее время все больше на рынке появляется множество различных игр якобы обучающего характера. Но все ли из них полезны и допустимы для применения в школе? Для начала уточним, что такое «учебная игра».
Учебная игра – сложное системное образование, допускающее различные способы представления. Она может выступать как деятельность, как процесс, «вплетающийся» в иную деятельность, и как особая форма учебной деятельности. Каждое из этих представлений имеет свою сферу применимости.
Известно, что игра, как метод обучения, существует с древних времен, и использовалась достаточно широко для передачи опыта от старшего поколения младшему. В настоящее время при достаточно большом уплотнении материала, активном и интенсивном учебном процессе игровая деятельность может использоваться в следующих случаях:
В зависимости от того, как учитель понимает функции игры и классифицирует их, сочетаются элементы игры и ученья, а также зависит место и роль игровой технологии в учебном процессе.
По виду деятельности, игры можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические [11]. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
В игре могут выделяться следующие компоненты учения[19]:
мотивационный, познавательный, ориентационный, содержательно-операционный;
Мотивационный – связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности, включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре.
Познавательный – включает в себя приобретение новых знаний.
Ориентационный – включает принятые учениками цели учебно-познавательной деятельности в процессе игры.
Содержательно-мотивационный – опирается на имеющиеся знания и способы деятельности. Действия(операции) определяются не только целью, но и реальными условиями – системой ориентиров. Система ориентиров (ориентировочная основа действий) в зависимости от характера действий может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы.
Ценностно-волевой – обеспечивает высокую степень целенаправленной познавательной активности, включает внимание, эмоциональную окрашенность игры.
Оценочный–сличает результаты игровой деятельности с целью игры. В процессе происходит ее самоуправление.
Все указанные компоненты игры находятся во взаимосвязи друг с другом, их нельзя отделить один от другого, так как все они определяют структуру игры, элементами которой могут быть:
Типология педагогических игр по характеру игровой методики достаточно обширна – предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Игровая среда также в значительной степени влияет на специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций[15]: