Использование пластических материалов как средство сенсорного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить возможности использования лепки из глины и пластилина на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования – ознакомление учащихся младшего звена общеобразовательной школы (1-4 классы) с пластическими материалами.
Предмет исследования – лепка как средство сенсорного развития на уроках изобразительного искусства в младших классах.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе 7
1.1. Народная глиняная игрушка в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства 7
1.2. Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке 9
2. Особенности изучения лепки в начальной школе 14
2.1. Анализ программ по изобразительному искусству 14
2.2. Методические приемы обучения лепке младших школьников 19
2.3. Разработка плана-конспекта урока: на тему «Дымковская игрушка» 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик!!! (лепка)_.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

     Изделия народных мастеров оказывают положительное  влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам композиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты.

     Мелкая  народная пластика дает пример ритмичного элементарного расположения предметов. Работы школьников, выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных игрушек, приобретают стройность и ритм.

     Создание  изделия из глины всегда связано  с выражением его пластических особенностей. Творческие способности ребенка во время лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге для лепки; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера для украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении навыков декоративной лепки на изображение предметов недекоративного характера и сюжетную лепку.

     Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца значительно сокращается по 15-20 секунд в зависимости от сложной предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия.

     Развитие  детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, пластилином и соответствующими инструментами. Лепка способствует приобретению этих умений, так как  предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки.

     На  занятиях по лепке дети получают определенную физическую нагрузку, которая имеет  место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной. Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Преподаватель должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.

     Хотя  дети и приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств.

     Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связанные  с формированием у него более  сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения.

     Игра, сказки, интерес к картинкам со временем включаются в занятие лепкой и изготовлением различных поделок. Такие изображения периодично изменяются, совершенствуются не только в зависимости от возраста ребенка, но и от условий, которые помогают или мешают его художественной активности. Поэтому к началу занятий в школе уровень развития разных детей неодинаков, что обязательно надо учитывать учителю.

     В школе игра, отзывчивость на сказки и внимание к картинкам, по-прежнему, сопутствуют занятиям детей. Игровая форма организации уроков значительно повышает творческую активность учеников. Сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают их воображение. Произведения скульпторов раскрывают ранее неизвестные им возможности материалов, инструментов и средств изображения.

     Лепить  дети любят и умеют, и поэтому  могут сразу «показать себя». На первых уроках нужно хвалить детей  за работу и тем самым показать, что каждый из них замечен, отличен от других, любим и находится под опекой и защитой учителя. Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. Обычно считают, что эти различия объясняются разными способностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми или еще не проявившимися и не сформированными по причинам, от ребенка не зависящим. На первых порах важно, что дети уже мотивированы к художественной деятельности.

     Детское художественное творчество (фигурки  из пластилина или глины и другие изделия) имеют особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребенка – это овеществленное свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку или повесить на стенку и, показывая другим, говорить, что это он сам сделал. Педагогам и родителям надо относиться к ним с полной серьезностью и постоянным вниманием, потому что так непосредственно и ярко видеть мир мы никогда уже не сможем. Никогда позже люди не проявляют такой художественной талантливости, как в детстве. При внимательном отношении взрослых увлечение лепкой к концу дошкольного возраста перерастает в художественное творчество, в котором может ярко проявиться индивидуальность ребенка.

     Ребенок, в отличии от взрослого, ежедневно имеет дело с чем-то ранее ему неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новые и сильные впечатления способны комбинироваться в воображении ребенка с самыми неожиданными сочетаниями, потому что контроль со стороны житейской логики еще очень слаб, и то, что для взрослого совмещать недопустимо, у ребенка может легко объединяться в яркий и оригинальный образ.

     Творческим  продуктом изобразительной деятельности ребенка можно назвать все  художественно ценное, чего он самостоятельно раньше не делал, не видел в книжках, то есть то, что не является чистой репродукцией, а представляет собой плод его воображения.

     Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который может комбинировать воображение. Для укрепления связи фантазии с реальностью учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способность к его актуализации. Иногда задание-образец для повторения лишает детей выбора содержания своей работы, пагубно отражается на развитии их фантазии, поэтому им нельзя злоупотреблять.

     Из  вышеперечисленного можно сделать  вывод, что при лепных работах с детьми младшего школьного возраста нужно принимать во внимание их возрастные особенности. Нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален по-своему, раскрывает свои творческие способности по-разному, развивается неодинаково. Для их развития и обучения детей лепке в начальной школе существуют программы по изобразительному искусству, которые мы рассмотрим в следующей главе. 
 
 
 
 
 
 

      2. Особенности изучения лепки в начальной школе

      2.1 Анализ программ  по изобразительному  искусству

 

     Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, систематическое развитие пространственного воображения, чувства формы, привитие интереса и любви к художественной деятельности. Каждая действующая программа показывает, c помощью каких задач можно достигнуть вышеназванных целей обучения изобразительному искусству. Следует отметить, что по поводу общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения. Одна из основных задач обучения изобразительной деятельности – искать не отдельные точки соприкосновения c ребенком, a стремиться увидеть личность в целом, способности восприятия, мышления, интеллект которой находятся в сложном, постоянно изменчивом соотношении с выразительными возможностями, c активной потребностью детей живо и непосредственно реагировать на видимый мир.

     В работе проанализированы некоторые  из программ, разработанных разными  авторами для начальной школы.

     Чаще  всего учителями в начальной  школе используется программа «Изобразительное искусство». Авторами действующей в настоящее время программы являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.

     Согласно  этой программе, лепка посредством  образного отражения предметов и явлений действительности помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои творческие способности.

     В данной программе уроков по лепке  из глины и пластилина очень мало. Знакомство детей с пластичными материалами начинается со 2 класса. Данной теме уделено всего 3 урока: «Осенние подарки природы» (Лепка с натуры фруктов и овощей. Жанр натюрморта.), «Друзья детства» (Лепка с натуры животного. Анатомия, пропорции. Характер животного. Жанр анималистики.), «Мы любим спорт» (Лепка фигуры человека в движении, пропорции тела человека).

     На  первом уроке дети лепят с натуры с использованием натурных моделей - фрукты, овощи, муляжи. Основными задачами урока является:

     - познакомить с жанром натюрморта. Знакомство с натюрмортами известных художников с изображением фруктов;

     - закрепить умения работы с  объемом, массой, передача формы,  очертания овощей и фруктов;

     - развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания;

     - воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

     На 2 занятии дети лепят из пластилина животных по памяти (заяц, лиса, кот, собака, медведь, лошадь). Задачи урока:

     - дать представления об особенностях работы над изображением в объеме разными материалами;

     - познакомить с анималистическим жанром;

     - развить наблюдательность, внимание к природе, творческие способности;

     На 3 уроке дети лепят фигуру человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры. Основные задачи:

     - развить умение уловить и передать  пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме;

     - развить образное видение;

     - развить умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру, совмещать в одно целое детали;

     - развить повышенную эмоциональность,  впечатлительность, творческий склад  ума, воображения, ассоциативного мышления;

     - развить умение работать с  пластилином, понятие о работе  скульптора;

     - развить умение найти координационные  точки фигуры;

     - усвоить примерное соотношение  масс частей тела.

     В 3 классе учителя продолжают развивать  у учащихся умение лепить при помощи предметов декоративно прикладного искусства («Лепка из пластилина дымковских коней»). На этом уроке дети знакомятся с дымковской глиняной игрушкой, развивают и укрепляют мелкие мышцы руки.

     К концу курса обучения по этой программе дети должны уметь работать с глиной и пластилином и знать элементы лепки.

     Художественная  деятельность школьников на уроках находит  разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в  объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного изделия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

     На  протяжении всего курса школьники  знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного  искусства. Огромное значение имеет  познание художественной культуры своего народа.

     Художественные  знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности  – форма, пропорции, пространство, объем, ритм, композиция – осваиваются  учащимися на всем протяжении обучения.

               В первом классе дети знакомятся  с мягкими материалами: глиной  и пластилином. Они узнают, что  объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Они учатся превращать комок пластилина в птицу или животное, наблюдают природные явления и строят природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнезда и т.д.

Информация о работе Использование пластических материалов как средство сенсорного развития младших школьников