Использование пластических материалов как средство сенсорного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить возможности использования лепки из глины и пластилина на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования – ознакомление учащихся младшего звена общеобразовательной школы (1-4 классы) с пластическими материалами.
Предмет исследования – лепка как средство сенсорного развития на уроках изобразительного искусства в младших классах.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе 7
1.1. Народная глиняная игрушка в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства 7
1.2. Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке 9
2. Особенности изучения лепки в начальной школе 14
2.1. Анализ программ по изобразительному искусству 14
2.2. Методические приемы обучения лепке младших школьников 19
2.3. Разработка плана-конспекта урока: на тему «Дымковская игрушка» 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик!!! (лепка)_.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)
  • развивать творческие способности учащихся, историческую и культурную память, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки;
  • воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.

     Задачи:

     Научить лепить из целого куска глины (пластилина), привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции дымковских игрушек. Научить выполнять роспись в традициях дымковских игрушек. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.

     Оборудование: пластилин, подкладная доска, иллюстрации игрушек, которые не раскрашены, запись ярмарочных мелодий для музыкального сопровождения, ярмарочные частушки.

     План  первого урока:  
1. Вводная беседа 10-15 минут.  
2. Объяснение последовательности лепки игрушки по наглядному пособию (или процесс лепки показывает учитель) 5-7 минут.  
3. Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки 15-20 минут.  
4. Подведение итогов 3-5 минут.  
          Ход первого урока 
Вступительное слово учителя:  
– Ребята у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Существуют такие игрушки как: Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргопольская игрушка,  Калининская игрушка. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками.

       В большом селе Дымково, что  недалеко от Вятки, родилась  дымковская игрушка. Веселый игрушечный  народец отличается яркими красками.  
Учитель показывает дымковские игрушки  
– В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.  
Учитель демонстрирует игрушки, слайды или иллюстрации “Олень”, “Индюк”, “Барышня”, “Конь” и др.

       Скажите ребята, что же общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма). Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой) А знаете почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. -       Нравится ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? (Дети отвечают.) Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Дети называют цвета.) Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.) Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

     Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка.

     - Итак, какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.)

     Постановка  задачи.

  • Сегодня, ребята, вы мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (глина или пластилин). Можете слепить коня, оленя или барана. Рассмотрим последовательность лепки. Учитель объясняет этапы создания игрушки и показывает их.
 
 

     Критерии  оценки работ учащихся:

  1. аккуратность скатывания большой массы (без морщинок и вмятин),
  2. аккуратность соединения деталей,
  3. соответствия образу дымковской игрушки.
  4. Если работы выполнены по всем трем требованиям, то оценка – 5.

     Если  по двум требованиям, то оценка – 4.

     Если  по одному требованию, то оценка - 3.

     Во  время самостоятельной работы учитель  предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно слушать веселую народную музыку.

     Вылепленные игрушки оставляют на просушку. Подводят итоги урока. Если фигурки лепили из пластилина, то уже на этом уроке можно приступить к побелке.

     План  второго урока

     1. Побелка игрушки. 3-5 мин.

     2. Изучение элементов росписи игрушки. 5-10 мин.

     3. Выполнение эскиза росписи к игрушки. 5-7 мин.

     4. Самостоятельная работа. Роспись вылепленной игрушки. 15-20 мин.

     5. Выставка работ. Подведение итогов. 5-10 мин.

     Ход второго урока

     Игрушку покрывают белой гуашью или водоэмульсионной краской. Лучше это сделать до урока, чтобы игрушка хорошо просохла.

     Проводится беседа об элементах дымковских узоров, их цветовом решении, и сопровождается демонстрацией дымковских игрушек, фотографий, слайдов, таблиц.

     Много разнообразных узоров в дымковской росписи. Как одним словом можно назвать эти узоры? (Геометрические.) Как расписать вылепленные игрушки, какие элементы лучше выбрать? (Кружочки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.) Какие цвета любят мастера из Дымкова? (Яркие, нарядные: красный, алый, малиновый, синий, желтый, оранжевый, зеленый и др.) Сколько различных цветов можно насчитать в росписи дымковских игрушек? (Ответ по конкретным примерам.)

     Учитель предлагает потренироваться в выполнении элементов росписи на бумаге, продумать размещение узора на игрушке, выполнить эскиз, а затем по эскизу расписать вылепленную на прошлом уроке игрушку. Педагог объясняет этапы росписи, изучает вместе с учителем.

     Критерии  оценки работ учащихся:

  1. соответствия узоров и цвета, характерных для дымковской игрушки,
  2. аккуратность исполнения,
  3. схожесть объемной игрушки с эскизом.

     Если  работы выполнены по всем трем требованиям, то оценка – 5.

     Если  по двум требованиям, то оценка – 4.

     Если  по одному требованию, то оценка – 3.

     В конце урока устраивается выставка. Он не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

 

     Лепка из пластилина и глины – как  один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для  развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти  возможности, построить учебный  процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

     Изучив  особенности лепки на уроках изобразительного искусства в начальной школе, мы пришли к выводу, что занятия  лепкой на уроках способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

     Занятие лепкой является эффективным средством  познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Мы выявили, что занятия скульптурой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

     Творческое  начало заложено в каждом ребенке, и  важно искать способы его раскрытия. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.

     После изучения темы мы пришли к выводу, что занятия лепкой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают ребенку расслабиться, и благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.

     В ходе  нашей работы была изучена  методическая литература и проведен урок. Гипотеза о том, что если при обучении младших школьников  на уроках изобразительного искусства использовать пластические материалы, то это будет способствовать сенсорному развитию учащихся,  их пространственному мышлению и воспитанию эстетического вкуса подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной  литературы

 

     1. Алексеева, Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть 1 / Е.В. Алексеева. - Волгоград: Учитель АСТ, 2004. - 96 с.

     2. Алексеева, Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть 2 / Е.В. Алексеева. - Волгоград: Учитель АСТ, 2004. - 96 с.

     3. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа./ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- 82-86с.

     4. Боголюбов, Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя./ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.

     5. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ В.В. Выгонов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 256с.,12ил.

     6. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины: Пособие для родителей и педагогов./ В.С. Горичева - Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.

     7. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов./ Г.Н. Давыдова.- М.: Скрипторий , 2003, 2006.- 80с.

     8. Данкевич, Е. В. Знакомтесь: глина. / (Е. В. Данкевич, О. В.Жакова) //(Серия «От простого к сложному»). - СПб.: Кристалл, 1998. - 272 с.

     9. Дроздова, С.Б. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 классы» в 2 частях. Часть 1 / С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель АСТ, 2005. - 96 с.

     10. Дроздова, С.Б. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 классы» в 2 частях. Часть 2 / С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель АСТ, 2005. - 96 с.

     11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. / И. А.  Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

     12. Казакова, И.С. Учимся рисовать и лепить животных./ И.С. Казакова - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

     13. Кард, В.А. Сказки из пластилина./(В.А. Кард, Петров                          С.И ) // Серия «Учить и воспитывать, развлекая».- СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997.-160 с.

     14. Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства./ В.И. Колякина. (Б-ка учителя изобразительной деятельности).- М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002.- 176с.

     15. Коненкова, С.Т. С веком на равнее./ С. Т. Коненкова. -М.: Молодая гвардия, 1974. - 400с. с ил.

     16. Коростина, Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» Программа 1-4. Часть 1 / Е.А. Коростина. - Волгоград: Учитель АСТ, 2004. - 96 с.

     17. Коростина, Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» Программа 1-4. Часть 2./ Е.А. Коростина. - Волгоград: Учитель АСТ, 2004. - 96 с.

     18. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей./ Е.А. Горшкова.- М.: Просвещение, 1978.- 270с., ил.

     19. Миловский, А.С. Скачи добрый единорог: для среднего и старшего школьного возраста./ А.С. Миловский.- М.: Детская литература,1986.- 191с.

     20. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями./ (Б.М. Неменский, Н.А. Горяев, Л.А. Неменская, А.С. Питеских). - М.: Просвещение, 2006.- 145с.

     21. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.А. Парамонова.- М.: Академия, 2002.-192с.

     22. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование: для педагогов дошкольных учреждений./ Л.А. Парамонова.- М.: Карапуз, 1999.-240с.

Информация о работе Использование пластических материалов как средство сенсорного развития младших школьников