Использование сенсорных систем ребенка в развитии художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Содержание

Введение
Глава I. Использование сенсорных систем ребенка в развитии художественного творчества
1.1. Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития
1.2. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста посредствам сенсорных систем
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерства образования и науки Российской Федераци1.docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава I. Использование сенсорных  систем ребенка в развитии художественного  творчества

1.1. Понятие сенсорного  воспитания ребенка, и генезис  его развития

1.2. Формирование представлений  о сенсорных эталонах у детей  дошкольного возраста

1.3. Развитие художественного  творчества детей дошкольного  возраста посредствам сенсорных  систем

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей.

Готовность ребенка к  школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед  детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью  и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании  букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок  не может воспроизводить образцы  движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного  обучения ребенка. Не менее важно  иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в  ряду способностей, обеспечивающих успехи в любом виде деятельности, занимают сенсорные способности. А истоки сенсорных способностей лежат в  общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды  детства.

Исследованием этой проблемы занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как З.М.Богуславская, Л.С .Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, А.А.Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П.Усова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Использование сенсорных систем ребенка в развитии

художественного творчества

 

1.1. Понятие сенсорного  воспитания ребенка, и генезис  его

развития

 

Под сенсорным воспитанием  в настоящее время понимают «целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)»[4; 21]. Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н.Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем»[2; 37]. Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс.

Сенсорное воспитание на занятиях является основной формой организации  детей в дидактической системе  детского дошкольного учреждения. Основной задачей в этом случае выступает  необходимость формировать у  детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию  разнообразной деятельности (в том  числе рисования, конструирования, труда в природе, звукового анализа  слов и т.д.) Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и  формирование представлений о внешних  свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.[3; 16]. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений  об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

С восприятия предметов и  явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное  восприятие. Сенсорное воспитание детей  дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-7 лет такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания являются формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.

Также был выявлен тот  факт, что уровень ориентирования детей на внешние свойства объектов зависит от характера деятельности, в которую оказывается включенным объект в момент обследования, а не от объективных особенностей объекта. Кроме того, ориентировочно-исследовательская деятельность детей разного возраста изменяется в зависимости от соответствия применяемых способов оперирования особенностям взятых для анализа предметов и от степени совершенства применяемого способа оперирования.

Основная задача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста - формирование у детей таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слова, труда в природе и т.д.

В детском саду ребенок  обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует  постоянного внимания к внешним  свойствам предметов, их учета и  использования. Так, для того чтобы  получить в рисунке сходство с  изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности  его формы, цвета. Конструирование  требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок  выясняет взаимоотношения частей в  пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних  свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления  о явлениях живой и неживой  природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить.

Понятие «сенсорная культура»  вошло в дошкольную педагогику благодаря  работам М. Монтессори. Однако она  считала, что для приобретения такой  культуры достаточно систематически упражнять  органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств  предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что  развитие ребенка коренным образом  отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие  от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная  культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной  человечеством (общепринятые представления  о цвете, форме и других свойствах  вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и  других свойств предметов, в частности  игрушек и предметов домашнего  обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без  целенаправленного воспитания, так  или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического  руководства взрослых, оно нередко  оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное  воспитание - последовательное планомерное  ознакомление ребенка с сенсорной  культурой человечества.

Большое значение в сенсорном  воспитании имеет формирование у  детей представлений о сенсорных  эталонах - общепринятых образцах внешних  свойств предметов. В качестве сенсорных  эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного  детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это  вовсе не значит научиться правильно  называть то или иное свойство (как  иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь  пользоваться такими представлениями  для анализа и выделения свойств  самых различных предметов в  самых различных ситуациях. Иначе  говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В различных пособиях речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с  этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в  детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и  цвет имеют определяющее значение для  формирования зрительных представлений  о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного  усвоения многих учебных предметов  в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового  восприятия, то оно в настоящее  время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте  и музыкальному воспитанию дошкольников.

В каждом возрасте перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Н.Н. Поддьяков  выделил 3 периода освоения эталонных  значений качеств: [3; 74].

I (до трех лет) –  период сенсомоторных пред эталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления – некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.);

II (до пяти лет) –  ребенок пользуется предметными  эталонами, то есть образцы  свойств предметов соотносятся  с определенными предметами, например, овал определяется через форму  огурца;

3. III (старше пяти лет)  – на основе накопления опыта  и его обобщения под руководством  взрослого происходит усвоение  детьми общепринятых эталонов, когда  сами свойства предметов приобретают  эталонное значение в отрыве  от конкретного предмета (трава  зеленая, яблоки как шар, крыша  домика треугольная).

Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых  впечатлений, оно становится необходимым  не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального  общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в  условиях ограниченности притока впечатлений  дети испытывают «сенсорный голод», ведущий  к значительным задержкам общего развития. У ребенка дошкольного  возраста начинают накапливаться представления  о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы  эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что  ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Современные исследования говорят  о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах  предметов. Более того, заучивание отдельных  разновидностей свойств ведет к  тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый  как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать  свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник  он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь  с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого  от воспитанников. Достаточно, чтобы  дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с  величиной предметов. Величина не имеет  «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой  по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной  форме. Необходимо учить детей выполнять  различные продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок  усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно  учитывать при выполнении самых  различных действий.

Информация о работе Использование сенсорных систем ребенка в развитии художественного творчества