Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:05, контрольная работа
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Введение
Глава I. Использование сенсорных систем ребенка в развитии художественного творчества
1.1. Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития
1.2. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста посредствам сенсорных систем
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава I. Использование сенсорных систем ребенка в развитии художественного творчества
1.1. Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития
1.2. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие художественного
творчества детей дошкольного
возраста посредствам
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время происходит
значительное расширение области исследования
отечественной специальной
Готовность ребенка к
школьному обучению в значительной
мере зависит от его сенсорного развития.
Исследования, проведенные советскими
психологами, показали, что значительная
часть трудностей, возникающих перед
детьми в ходе начального обучения,
связана с недостаточной
Но дело не только в том,
что низкий уровень сенсорного развития
резко снижает возможность
Исследованием этой проблемы занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как З.М.Богуславская, Л.С .Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, А.А.Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П.Усова.
Глава I. Использование сенсорных систем ребенка в развитии
художественного творчества
1.1. Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его
развития
Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)»[4; 21]. Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н.Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем»[2; 37]. Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс.
Сенсорное воспитание на занятиях
является основной формой организации
детей в дидактической системе
детского дошкольного учреждения. Основной
задачей в этом случае выступает
необходимость формировать у
детей такие умения воспринимать
и представлять предметы и явления,
которые способствовали бы совершенствованию
разнообразной деятельности (в том
числе рисования, конструирования,
труда в природе, звукового анализа
слов и т.д.) Современные программно-
Сенсорное развитие ребенка
- это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве,
а также запахе, вкусе.[3; 16]. Именно
дошкольный возраст наиболее благоприятен
для совершенствования
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-7 лет такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания являются формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Также был выявлен тот
факт, что уровень ориентирования
детей на внешние свойства объектов
зависит от характера деятельности, в
которую оказывается включенным объект
в момент обследования, а не от объективных
особенностей объекта. Кроме того, ориентировочно-
Основная задача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста - формирование у детей таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слова, труда в природе и т.д.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить.
Понятие «сенсорная культура»
вошло в дошкольную педагогику благодаря
работам М. Монтессори. Однако она
считала, что для приобретения такой
культуры достаточно систематически упражнять
органы чувств ребенка в различении
формы, цвета, величины и других свойств
предметов. Такая точка зрения была
ошибочной, она не учитывала, что
развитие ребенка коренным образом
отличается от развития детенышей животных.
Ребенок развивается путем «
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном
воспитании имеет формирование у
детей представлений о
Усвоение сенсорных эталонов
- длительный и сложный процесс, не
ограничивающийся рамками дошкольного
детства и имеющий свою предысторию.
Усвоить сенсорный эталон - это
вовсе не значит научиться правильно
называть то или иное свойство (как
иногда считают не слишком искушенные
педагоги). Необходимо иметь четкие
представления о разновидностях
каждого свойства и, главное, уметь
пользоваться такими представлениями
для анализа и выделения
В различных пособиях речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Н.Н. Поддьяков выделил 3 периода освоения эталонных значений качеств: [3; 74].
I (до трех лет) – период сенсомоторных пред эталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления – некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.);
II (до пяти лет) –
ребенок пользуется
3. III (старше пяти лет)
– на основе накопления опыта
и его обобщения под
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. У ребенка дошкольного возраста начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.
Знакомя детей с различными
свойствами предметов, не следует добиваться
запоминания и употребления их названий.
Главное, чтобы ребенок умел учитывать
свойства предметов во время действий
с ними. И не беда, если треугольник
он будет при этом называть «угольником»
или «крышей». Взрослый, занимаясь
с детьми, употребляет названия форм
и цветов, но не требует этого
от воспитанников. Достаточно, чтобы
дети научились правильно понимать
слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение
здесь составляет ознакомление с
величиной предметов. Величина не имеет
«абсолютного» значения. Она воспринимается
только в сравнении с другой величиной.
Предмет оценивается как
Информация о работе Использование сенсорных систем ребенка в развитии художественного творчества