Использование сенсорных систем ребенка в развитии художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Содержание

Введение
Глава I. Использование сенсорных систем ребенка в развитии художественного творчества
1.1. Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития
1.2. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста посредствам сенсорных систем
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерства образования и науки Российской Федераци1.docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что сенсорное  воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у  детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное  развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине). Что касается сенсорного развития, с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а  с другой стороны, имеет самостоятельное  значение, так как полноценное  восприятие необходимо и для успешного  обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов  труда.

 

1.2. Формирование  представлений о сенсорных эталонах  у детей

дошкольного возраста

 

В дошкольных воспитательно-образовательных  учреждениях решаются основные задачи в сенсорном воспитании детей [13; 54-56].

На первом году жизни это  обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися  яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления  об основных разновидностях цвета и  формы и об отношении между  двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные  эталоны: устойчивые, закрепленные в  речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее  следует знакомить их с оттенками  цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке  по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнению все более  сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у детей аналитическое  восприятие: умение разбираться в  сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.

Сенсорными эталонами  в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный. Хроматические цвета расположены  в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости  от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих  в спектре не подряд, дает промежуточный  между ними цвет, а смешение соседних цветов - оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый  и др.). Хроматические цвета делятся  на две группы - теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический  цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность – степень его  чистоты, то есть, примеси к данному  цвету серого цвета той же светлоты. Вначале у детей формируют  представления о хроматических  цветах, белом и черном цвете, создают  условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет, как находящийся между зеленым и синим.

При ознакомлении детей с  оттенками цветовых тонов нецелесообразно  рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. Когда  обозначают оттенки цвета, указывают  обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов  по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь  в виду, что некоторые светлые  оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного  называния светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и  правильное название. Это относится  в еще большей степени к  названиям оттенков по цветовому  тону (занимающих промежуточное положение  между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.).

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы  предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также  форма трапеции. Однако во всех случаях  имеется в виду умение узнавать соответствующую  форму, называть ее и действовать  с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.п.). Прямоугольник  и квадрат, овал и круг даются детям  как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т.е. квадрат  не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника). Разновидности  геометрических форм, с которыми следует  знакомить детей, - это овалы с  разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а также  прямоугольные, остроугольные и  тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности  на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а  названия разновидностей не даются). Важное значение имеет вопрос о использовании при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности. Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно). Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможность выполнять действия по словесной инструкции. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно. Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего). Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Ребенок должен научиться  воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления  о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в  разной степени. Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход  к выделению и узнаванию оттенков.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость  отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов  сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению  формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный» и т.п.). Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев  форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие  очертания, форму основной части, форму  и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали.

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой  последовательности осмотра по определенной схеме. Этому порядку должно соответствовать  и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием  обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению  обводимой формы с усвоенными эталонами.

При сравнении предметов  по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера  необходимо учить детей решению  все более сложных глазомерных  задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или  меньшего) предмета из двух, затем – выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Еще сложнее произвести глазомерное «сложение» - подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, овладеть зрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер. Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру. Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим. Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Таким образом, можно сделать  вывод, что формирование у ребенка  представлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для  дальнейшего развития. Недостаточно научить детей точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В  природе и произведениях искусства  цвета находятся в сложных  и разнообразных сочетаниях. Ребенка  нужно научить обследовать эти  сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных. Научить глубоко  воспринимать форму, что предполагает развитие умения зрительно дробить  предмет на отдельные элементы, соответствующие  различным геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов  между собой.

 

 

1.3. Развитие художественного  творчества детей дошкольного

возраста посредствам  сенсорного воспитания

 

Дошкольный возраст имеет  богатейшие возможности для развития творческих художественных способностей. К сожалению, эти возможности  с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие  потенциальные возможности всестороннего  развития ребенка. Однако эти возможности  могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость  и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Психологические  и педагогические исследования, а  также практика наших детских  садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению  с ранним детством. Этот новый тип  деятельности Л.С. Выготский характеризует  как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника  возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность  идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде  и во всем вы будете иметь дело с  совершенно новыми отношениями, которые  возникают между мышлением и  действиями ребенка»[15; 36]. В отличие  от взрослых дети не способны во всех деталях  обдумать предстоящую работу, они  намечают лишь общий план, который  реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать  творческие способности ребенка, целенаправленно  воображение, побуждать его в  любом деле идти от мысли к действию. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство  родной природы.

К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка, конструирование.

Рисование для ребенка  – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции  обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом  деятельности детей дошкольного  возраста. Мы считаем, что в связи  с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют  свои чувства и представления  об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Рисуя, ребенок проявляет  свое стремление к познанию окружающего  мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень  этого познания. Чем более развито  у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они  действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение  такие специфические особенности  их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски. Карандашами создается линейная форма, при этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали, затем только можно приступать к раскрашиванию.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может  передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что  свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая

желаемой выразительности. Ее своеобразие заключается в  объемном способе изображения. Основное место на занятиях лепкой занимает глина как наиболее пластичный материал.

Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов. Занятия  аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получая представление  о пространственном положении их частей и величин. В процессе занятий  у детей развивается чувство  ритма, цвета, симметрии, на основе чего формируется художественный вкус. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают  основные приемы вырезывания, правила  работы с клеем.

В детском саду применяются  такие виды конструирования, как  конструирование из наборов конструкторов, бумаги, природного материала. При конструировании  из бумаги уточняются знания детей  о геометрических плоскостных фигурах. Дети знакомятся с приемами видоизменения  плоских форм путем отгибания, складывания, разрезания и склеивания, в результате чего появляется новая объемная форма. Работа с природным материалом заключает  в себе большие возможности сближения  ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения  к ней и формирования первых трудовых навыков.

Информация о работе Использование сенсорных систем ребенка в развитии художественного творчества