Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:24, дипломная работа
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к новой жизни – жизнь в эпоху информационных технологий. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Введение 4
Глава I. Технические средства обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся в начальной школе
Классификация и сущность технических средств обучения
Информационно – коммуникационные технологии как инструментарий в формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках истории в начальной школе
Глава II. Использование современных технических средств обучения учащихся в аспекте ФГОС НОО при изучении истории в начальных классах
Методика применения технических средств обучения на уроках истории младших школьников
Информационно – коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках истории в начальной школе
Заключение 38
Список использованных источников 40
Говоря об особенностях методики урока с использованием ПК, «Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом он может выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды».
Используя компьютер как средство подачи учебной информации, учитель может предложить детям просмотр фрагментов учебных CD и DVD-дисков, видеофильмов. Например: учебник 4 класс «Введение в историю» автор: Е.В. Саплина, А.И. Саплин, тема «Русские доспехи » показать фильм какие были доспехи, из чего делались, и др., «Печатный станок Ивана Федорова» показать о том, как делались книги, как оформлялись, сравнение как делали раньше и сейчас книги в чем различия в чем сходство и др. «строительство Санкт – Петербурга» показать достопримечательности города.
Готовясь к уроку, учитель комплектует электронную наглядность, создаёт видео, презентацию, разрабатывает, либо подбирает подходящие компьютерные упражнения, тесты.
Очень важно отметить, что оснащение урока может включать в себя электронные материалы, созданные в рамках изучаемой темы не только самим учителем или другими учителями, но и учащимися. Продукты детской исследовательской и творческой деятельности, созданные с применением компьютерных технологий и использованные на уроке, представляют особую ценность с точки зрения формирования познавательной самостоятельности и компьютерной грамотности младших школьников.
Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
– в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;
– при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся;
– на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей.
– на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ [1].
Таким образом, современному учителю необходимо не только умение пользоваться готовыми электронными материалами, но и умение создавать информационные ресурсы в образовательных целях собственными силами и с участием воспитанников. С помощью компьютера учитель создает и накапливает дидактическое сопровождение учебного процесса: конспекты уроков, раздаточный материал для учащихся, тесты, маршрутные листы, описания алгоритмов действий, памятки, наглядные пособия, визуальные ряды, презентации и пр.
2.2 Информационно – коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо, и помощником в этом должен стать взрослый человек – родитель или учитель.
Учение в весьма значительной степени представляет собой обработку информации, включающую в себя процедуры наблюдения, слушания, говорения, чтения, письма, решения задач, запоминания дат. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как одно из ключевых условий повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования [23].
Таким образом, достигаются личностные и мета предметные результаты образовательного процесса, в частности, активное использование языковых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Необходимо научить ребёнка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. А развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя.
Безусловно, ФГОС изменяет и роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Необходимо не просто формировать или развивать необходимые интеллектуальные и личностные качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка, дать возможность сделать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор. Ученик в таком союзе сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников с взрослыми и сверстниками сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, ведёт к усложнению эмоциональных оценок за счёт появления интеллектуальных эмоций и, в конечном счёте, способствует формированию толерантного отношения друг к другу.
Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Уроки с использованием ИКТ
особенно актуальны на первой ступени
обучения. Мультимедийное сопровождение
на уроках в начальной школе позволяет
перейти от объяснительно-
Например, уроки Истории с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными, так мы отправляемся в путешествие по России через аудио – видео файлы или презентацию.
Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, районного, всероссийского уровней.
Таким образом, решающим фактором развития интеллектуального потенциала ребёнка выступает организация урочной и внеурочной предметной деятельности с использованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования коммуникативных УУД, обеспечивающих социальную компетентность и поисковую активность личности.
Можно сделать вывод, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать систему теоретических знаний, являющихся, основой последующей практической деятельности и предоставляет, возможность творческого самовыражения, а так же создаёт условия для целостного развития ребёнка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и, в целом, позволяет более эффективно формировать коммуникативную компетентность младшего школьника. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Заложить эти качества необходимо в начальной школе, поскольку именно начальная школа – это фундамент образования, и от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.
2.3 Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках истории в начальной школе
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта.
УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В составе основных видов универсальных учебных действий входят:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Активная роль учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения», понимаем, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. В пособии для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б. Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому[15].
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа[22].:
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),учитель консультирует |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |