Использования произведений устного народного творчества в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»).
Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

Содержание

Роль устного народного творчества в развитии речи детей_________3

Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм_________________6

Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц, поговорок, потешек и др.)__________________11

Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей_____13

Вывод____________________________________________________16

Список литературы_________________________________________17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Работа ТиМРР.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, - писал А. С. Макаренко. – Былобы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым.» (Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т.4. М., 1957  с 417-421)

 

По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления…Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

       Сказка неотделима от красоты,  способствует развитию эстетических  чувств, без которых немыслимо  благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается.

      Сказка – благодатный и ничем  не заменимый источник воспитания  любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.» (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154)

 

       Особенностям  восприятия сказок дошкольниками отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребенку восприятие и запоминание текстов. В сказках дети умеют оценить и интересные словесные приемы, используемые в рассматриваемом жанре, и удивительную изобретательность, которая сказалась в многочисленных именах и прозвищах персонажей.

       Самыми  любимыми у дошкольников становятся  волшебные русские народные сказки  с их чудесным вымыслом, фантастичностью,  развитым сюжетным действием,  полным конфликтов, препятствий,  драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.

       Через  художественные образы народных  сказок у детей вырабатывается  умение осмысливать содержание  произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.

        Освоение в детстве этого художественного  материала поможет в дальнейшем  от народных сказок легко перейти  к замечательным сказкам А.  С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов.

Богатейшая сокровищница языка – народная сказка может  быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том  случае, если они будут слышать  рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  ВЫВОД

 

    

       Как  я использую русские народные  потешки в работе с детьми  раннего и младшего дошкольного  возраста.

      

 

      Я использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Обращаю внимание на образность, выразительность языка. Благодаря простоте и напевности звучания, дети быстро запоминают потешки и вводят их в свою речь в самостоятельных играх. 

      В своей практической работе с детьми на занятиях по развитию речи я использую «Бабушку – забавушку» - это персонаж из кукольного театра. Занятия проходят с большим интересом. Дети с удовольствием слушают, что она им расскажет, покажет знакомые «Ладушки» или «Козу рогатую», отвечают на вопросы «бабушки».

      Из опыта работы я понял, что любимые потешки следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.

      Используя  малые формы фольклора в работе  с детьми в течение дня, я  с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания и формирования у них словарного запаса. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора тем самым происходит процесс закрепления и обогащения словаря. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

  1. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 1992г.
  2. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
  3. «Художественное творчество в детском саду» Под редакцией Н. А. Ветлугиной, М. «Просвещение» 1974г.
  4. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Д\В» – 1990 № 10
  5. Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста» , «Д\В» – 1987 № 11
  6. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми»  «Д\В» – 1984 № 4
  7. Л. Павлова «Фольклор для маленьких»  «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
  8. Е. Дмитриева «Как читать детям народные сказки»  «Д\В» – 1984 № 6

     1988 № 9

  1. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.



Информация о работе Использования произведений устного народного творчества в детском саду