Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:15, курсовая работа
Цель: Выявление особенностей подготовки к обучению в школе детей с
ранним детским аутизмом дошкольного возраста Объект: Изучение аутичных детей дошкольного возраста Предмет: Рассмотреть и проанализировать особенности подготовки к
обучению в школе детей с ранним детским аутизмом дошкольного
возраста
Введение
Глава I. Понятия раннего детского аутизма и его особенностей
Исторический аспект изучения раннего детского аутизма
Основные причины появления детского аутизма и его признак
Глава П. Особенности организации процесса обучения детей дошкольного
возраста с ранним детским аутизмом
Пространственная - временная организация аутичного ребенка в
школе
Смысловое структурирование жизни ребенка в школе
Взаимодействие аутичного ребенка с учителем и с детьми
Глава III. Исследование готовности детей с ранним детским аутизмом к
школе
3.1. Виды коррекционной работы и особенности в подготовке к
школе детей с аутизмом дошкольного возраста
3.2. Методики для выявления готовности детей с аутизмом к школе
Заключение
Список литературы
3.2. Методики
для выявления готовности
Комплекс «Готовность ребенка к школе»
I. Ориентировка в окружающем, запас знаний, отношение к школе
Методика
Данные вьывляются в беседе с ребенком. Прежде чем начинать беседу, надо дать
ребенку осмотреться в новой для него ситуации. Во время обследования родители
должны сидеть поодаль, у него за спиной, чтобы он общался не сними, а с
педагогом.
Вопросы:
44 9. Хочешь ли ты идти в школу?
10.Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
11. Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учительницей? Оценка результатов
По результатам беседы заполняются первые два пункта протокола обследования. После номера каждого вопроса ставится знак «+» или «-». Знак «+» ставится при следующих ответах:
Вопросы 1-4: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена);
Вопрос 5: названо не меньше 2 домашних и 2 диких животных; не названы дикие животные вместо домашних и наоборот; Вопрос 6: «весной», «когда зима кончилась» и т.п.; Вопрос 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» т.п.; Вопрос 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и т.п.; Вопрос 9: утвердительный ответ;
Вопрос 10: указания на занятия, получение знаний и т.п.; Вопрос 11: предпочтение школьного обучения домашнему. Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний вопросы 1 -8 : «высокий» - 7 - 8 «плюсов»; «средний» - 5 - 6; «низкий» - 4 и менее. Итоговый уровень сформированное™ положительного отношения к школе (пункт 2) определяется по вопросам 9—И: «высокий» - 3 «плюса»; «средний» -2; «низкий» -1 или ни одного.
П. Умственное и речевое развитие
Методика 1 (мышление и речь)
1. Понимание грамматической конструкции
Проверяющий произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как
дочитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко.
Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок
хорошо его расслышал. Затем проверяющий задает вопрос: «Что Петя делал
45
2. Выполнение словесных поручений
На столе в беспорядке лежат карандаши. Проверяющий говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?»
Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Проверяющий говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик». Затем задаются те же вопросы.
3. Изменение существительных по числу
Проверяющий говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить карандаши». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
4. Рассказ по картинке
Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий. Проверяющий просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Оценка результатов
На основе выполнения описанных заданий заполняется третий пункт протокола. Выполнение каждого из заданий оценивается знаками «+», «+-»,«-».
В задании 1 знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «-» -неправильный ответ (знак «+-» не используется).
В задании 2 знаком «+» отмечается верное выполнение полной конструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «-» невыполнение ни полной, ни упрощенной инструкции. Промежуточные результаты отмечаются знаком «+-».
В задании 3 знак «+» ставится в том случае, когда ребенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол -столы), искаженные формы множественного числа (город - городы, ребенок -
46 особенностей местной речи характерны ошибки типа «браты», «окны» и т.п., то
при оценке результатов они не учитываются. Знак «-» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок. Промежуточные результаты (3-6 ошибок) отмечаются знаком «+-».
В задании 4 знаком «+» отмечаются правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считаются ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается - умывается - завтракает - идет в школу» дана последовательность «приходит из школы - умывается - ужинает -ложится спать»). Знак «+-» ставится в том случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать, знак «-» -когда последовательность картинок случайна.
Итоговый уровень развития мышления и речи оценивается как «высокий», если выполнение всех четырех заданий оценено знаком «+»; как «низкий» - если выполнение трех или всех четырех заданий оценено знаком «-», а также если два задания оценены знаком «-», а остальные два знаком «+-». В промежуточных случаях уровень оценивается как средний.
Методика 2 (образные представления)
1. Собирание разрезных картинок
Ребенку предлагают сложить картинку из частей. Проверяющий говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.
2. Рисунок человека
Ребенку предлагают нарисовать человека («дядю»), самого лучшего, какой у него получится. Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, его надо ободрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по своему интересен. При упорном отказе можно спросить: «Что есть у человека?» - и после ответ, например, «голова» - предложить: «Так нарисуй голову». Затем спросить: «Что еще есть у человека?» и предложить нарисовать следующую часть тела и т.п. В конце обязательно нужно спросить: «Ты
47 Оценка результатов
По результатам выполнения двух заданий заполняется четвертый пункт протокола. Каждое из заданий оценивается знаками «+»,«+-»,«-».
1. Собирание разрезной картинки
оценивается знаком «+» в том
случае, когда ребенком правильно
сложена первая (сложная) картинка. Если
она
сложена неверно, а вторая
(более простая) верно, то ставится знак
«+-». Если
обе картинки собраны неверно, то ставится
знак «-».
2. При оценке рисунка человека учитывается:
Рисунок оценивается знаком «+», если имеются все семь основных частей и не менее трех второстепенных деталей; руки и ноги имеют толщину. Рисунок оценивается знаком «-», если изображено пять или меньше основных частей (вне зависимости от наличия дополнительных деталей и от способа изображения рук и ног). В промежуточных случаях рисунок оценивается знаком «+-».
Итоговый
уровень расценивается как «
Методика 3 (анализ образца)
На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигурка человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. Сначала проверяющий спрашивает: «Что это?» Если ребенок сам не говорит, что это человек, то ему сообщают это. Если же он считает, что получился самолет, то возражать не обязательно. Далее проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человечка».
48 Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо,
но давай посмотрим, у тебя точно так же, как у меня, или нет», - и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспериментатор дает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» - «Голова», -«Посмотри, у тебя так же» и т.д. То есть проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть.
Оценка результатов
На основе выполнения описанных заданий заполняется пятый пункт протокола. При высоком уровне готовности к школе ребенок способен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу. Показателем среднего уровня готовности является умение исправить свою фигурку с помощь взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца. Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправляет ошибки в своей конструкции.
При любых результатах выполнение второго задания уровень готовности считается неплохим, если в первом задании ребенок все сделал правильно.
Методика 4 (одномоментное восприятие количества)
На столе перед ребенком россыпью лежат спички. Проверяющий говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколько буду брать я», - затем берет одну спичу, показывает ее ребенку на ладони и сразу зажимает в кулаке. Потом ребенку предлагается взять спички. Количество спичек фиксируется, после чего и взрослый, и ребенок кладут свои спички обратно в кучу.
Далее проверяющий берет 3 спички, и т.д.
Оценка результатов
На основе выполнения описанных заданий заполняется шестой пункт протокола. Высокий уровень фиксируется, когда ребенок способен к одномоментному восприятию 4-5 спичек; средний - 3 спичек, низкий -1-2 спичек.
Ш. Развитие движений
49 При низком уровне развития крупных движений у школьников возникают
трудности на занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками (из-за невозможности полноценно участвовать в подвижных играх). Поэтому развитию крупных движений - один из важных показателей подготовленности к школе. Его оценка производится на основе наблюдений за походкой ребенка, а также за тем, как он бросает мяч взрослому, ловит мяч, брошенный ему взрослым.
Оценка результатов
Показателем низкого уровня развития крупных движений служат: неустойчивая, неровная походка; наличие большого количества лишних движений, сопутствующих основному действию и мешающих его выполнению; нарушения координации движений, приводящие к невозможности поймать и удержать мяч, бросить его взрослому.
Развитие крупных движений оценивается как «недостаточное» только в том случае, когда какие-либо из указанных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников. В противном случае развитие крупных движений характеризуется как «достаточное». Результаты оценки заносятся в восьмой пункт протокола.
Комплекс «Психическое развитие детей 6-7 лет»
Методика 1. (графический диктант).
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Методика проводится следующим образом. Ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенным на нем четырьмя точками, дается предварительные объяснения: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры». Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону должен проводить линию. Проводишь только те линии, которые я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Помнишь где правая рука? Вытяни правую руку в
50
После того, как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора.
При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Ребенку нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы.
Оценка результатов
Точное воспроизведение узора - 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).
Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.
Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.
Информация о работе Исследование готовности детей с ранним детским аутизмом к школе