Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа
Каким должно быть школьное образование в XXI столетии на сельских регионах? Почему доставшаяся нам в наследство с советских времен система образования, в свое время признанная лучшей в мире, сегодня уже не отвечает современным потребностям общества? Какими путями идти странам среднеазиатского региона, формируя свои образовательные системы в условиях глобализации? Эти вопросы волнуют сегодня не только педагогов, ученых и представителей госструктур. Каждый из нас является не только своего рода продуктом той или иной образовательной системы, но и заказчиком образовательных услуг. Не случайно к процессу формирования новых подходов к образованию сегодня активно подключились представители общественности, объединившиеся в неправительственные организации и играющие на постсоветском пространстве роль локомотива реформ в этой традиционно консервативной сфере. В этом еще раз смогли убедиться участники и гости международной конференции “Новая школа: пространство возможностей”, которая состоялась в2003 году на гостеприимном побережье Иссык- Куля.
Введение…………………………………………………………………… …3
Глава 1. Сущность системы образования Кыргызстана.
Образование в Кыргызстане: анализ ситуации в
современном этапе…………………………………………………….. 7
Значение воспитательной работы в идеологическом
направлениях деятельности государства……………………………. 28
Глава 2. Состояние и проблемы образовательных учреждений
в современном этапе……………………………………….………33
2.1. Маркетинг в деятельности директора в образовательных учреждений…………………………………………………………………38
Глава 3. Проблема организации воспитательной работы
в начальных классов общеобразовательных школ
им. Кызылтейит (Ноокатского района)…………………………...55
3.1. Перспективы образовательных учреждений
и их пути развития………………………………………………………….59
Заключение………………………………………….……………………….66
Список использованной литературы…………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность системы образования Кыргызстана.
современном этапе…………………………………………………….. 7
направлениях деятельности государства……………………………. 28
3.1. Перспективы образовательных учреждений
и их пути развития…………………………………………………………
Заключение………………………………………….………
Список использованной литературы…………………….……………....69
Приложения……………………………………………………
Введение.
Каким должно быть школьное образование в XXI столетии на сельских регионах? Почему доставшаяся нам в наследство с советских времен система образования, в свое время признанная лучшей в мире, сегодня уже не отвечает современным потребностям общества? Какими путями идти странам среднеазиатского региона, формируя свои образовательные системы в условиях глобализации? Эти вопросы волнуют сегодня не только педагогов, ученых и представителей госструктур. Каждый из нас является не только своего рода продуктом той или иной образовательной системы, но и заказчиком образовательных услуг. Не случайно к процессу формирования новых подходов к образованию сегодня активно подключились представители общественности, объединившиеся в неправительственные организации и играющие на постсоветском пространстве роль локомотива реформ в этой традиционно консервативной сфере. В этом еще раз смогли убедиться участники и гости международной конференции “Новая школа: пространство возможностей”, которая состоялась в2003 году на гостеприимном побережье Иссык- Куля.
Александр Иванов, председатель правления Фонда образовательных инициатив, волновался: впервые за почти десятилетие существования организации проводится столь представительная встреча. Приехали специалисты и эксперты в области образования, представители неправительственного сектора из 15 стран СНГ, Азии, Восточной Европы. Среди них - целое созвездие имен: Павел Згага из Словении - профессор факультета образования университета Любляны, который был среди экспертов, поставивших свои подписи под Болонским соглашением, и вошел в состав комитета по его реализации; Ефим Рачевский - выдающийся педагог, создатель собственной авторской школы, лауреат президентской премии в области образования и один из тех, кто сегодня прокладывает новые пути в реформировании системы образования стран СНГ; известный в Европе специалист в области разработки образовательной политики, генеральный директор Национального института общественного образования Габор Халаш (Будапешт), который помогал в подготовке стратегий развития образования в Болгарии, Чехии, Дании и других европейских странах. Список можно продолжить, но главное, пожалуй, не имена, а та атмосфера искреннего, заинтересованного участия, обмена информацией, которая, выходя за рамки программы встречи (а в нее плотно были вмонтированы доклады, дискуссии, мастер-классы, презентации), выливалась в неформальный обмен мнениями, беседы и споры, которые из аудиторий плавно перемещались в кулуары, на живописный иссыккульский берег...
Среднеазиатская сеть сотрудничества в области образования объединила представителей четырех стран региона: Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Различные темпы экономических и политических реформ в государствах ОЦАС накладывают свой отпечаток и на процессы в образовании. Если Казахстан и наша республика уже подошли к сбалансированному сотрудничеству государства и неправительственного сектора, общему видению того, каким путем должно идти развитие образования, то Таджикистан делает первые заметные шаги в этом направлении, а в Узбекистане пока явно доминирует монополия государственных структур. Но объединяет всех понимание того, что новые экономические отношения формируют иной социальный заказ на тот “продукт”, который поставляет обществу образовательная система.
«Если раньше образование было ориентировано на подготовку кадров, то сегодня на первый план выходят развитие человеческого капитала, формирование базовой компетенции, - считает представитель ЦАССО в Казахстане Сауле Каликова, - Сегодня новые технологии поступают в страну вместе с пакетами обучающих программ, а это требует от специалистов мобильности, способности адаптироваться к новому, навыков самообразования».
Что такое эффективная школа? Как и для чего развивать критическое мышление школьников и какие инструменты можно для этого использовать? Что дал опыт введения системы национального тестирования в некоторых странах Содружества и региона? Как и чему учить учителей? Что дают децентрализация и демократизация в системе образования? На эти вопросы есть свои ответы у каждого из участников. Есть немало интересных наработок у кыргызстанцев и многие из них, реализованы в жизнь благодаря проектам Фонда поддержки образовательных инициатив. Это и школьные парламенты, и летний лагерь “Эвергриния”, где дети, играя и общаясь, осваивают азы системы государственного устройства, учатся быть активными и успешными гражданами своей страны. Это удивительно интересный и личностно ориентированный журнал для учителей и родителей “Мектеп - Школа”, который ведет с читателем диалог о будущем и настоящем отечественного образования. Это летняя экономическая школа
для старшеклассников и другие проекты.
Не менее творчески работают представители гражданского сектора и на региональном уровне. Сейчас, например, на уровне ЦАССО идет изучение ситуации с частным репетиторством. Не секрет, что в этой сфере образовательных услуг крутятся немалые деньги, которые фактически находятся в теневом обороте. Как рассказал участникам форума наш соотечественник Александр Иванов, здесь встает целый спектр проблем как нравственного, так и юридического характера: в какой мере нынешнее положение с услугами репетиторства способствует коррупции, насколько состоятельна государственная школа при столь широких ныне масштабах репетиторства.
Рассказать обо всем, что было в центре внимания участников конференции, - задача заманчивая, но, к сожалению, невыполнимая. Как сказал Байдулло Сафаров – педагог из Таджикистана: “Маленькие люди в маленьких странах, объединившись, могут делать большие дела”. И эта объединившая всех идея, пожалуй, способна продвинуть нас к сближению больше, чем усилия политиков.
Глава 1. Сущность системы образования Кыргызстана.
1.1. Образование в Кыргызстане: анализ ситуации в современном этапе.
Современная ситуация, сложившаяся в образовательной сфере КР и исследованная на предмет соответствия и возможностей использования образования в качестве средства для межэтнической интеграции в поликультурном обществе республики, Рабочей группой фиксируется через следующие содержательные блоки: «Законодательно-правовое обеспечение развития образования в КР»; «Образовательные нормы и стандарты, учебно-дисциплинарные программы»; «Многоязычное образование и языковое обучение для этнических групп», «Подготовка и переподготовка кадров для образования», «Учебники, пособия, методическая литература»; «Внеурочная воспитательная работа».
Существующие и выявленные в каждой из сфер недочеты, разрывы и недоработки составляют предметы особого внимания, на которые могут и должны быть направлены корректировочные действенные меры, предлагаемые РГ в виде конкретных рекомендаций.
1. Образовательные нормы и
Полиэтничность в системе
а) инвариативный (республиканский) компонент, цель которого обеспечить единое школьное образовательное пространство на территории КР и приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих запросам общества;
б) вариативный (региональный) компонент, который обеспечивает особые потребности и интересы в области образования регионов и представляет собой ту часть содержания образования, в которой отражены социально-экономические особенности их развития (география, история, культура регионов и т.д.).
В настоящее время система образования КР мало ориентирована на учет специфических особенностей (полиэтничность, языковое разнообразие) государства и общества. В уровне нормативных документов для образования (норм, стандартов, программ) «элементы» поликультурности и многоязычности представлены крайне слабо, а предусмотренный в государственных стандартах общего среднего образования компонент межэтнической интеграции, педагогами практически не используется – он замещается дополнительными занятиями со школьниками, чаще по языку.
Сегодня МОН и МП КР не располагает образовательными стандартами и учебными программами по изучению родного языка (для этнических групп), равно как и учебными программами по ряду нужных для школ республики предметов, таких как история и культура этнических меньшинств, проживающих в республике, тогда как интерес к вопросам межкультурного образования и обмена именно через образовательную сферу имеет выражение в обществе.
В лучшем случае предусмотрены обзорные темы, которые не имеют особой эффективности. Исключение составляют программы для кыргызо-русско-узбекских школ, но государственные стандарты, учебники и программы на языках обучения дают сильный крен в сторону моноэтноса, не освещая культуру и историю других этносов.
Исключением является русский язык и русская литература, особенно в русскоязычных школах, где обучение ведется на основе российских учебников. Государственные образовательные стандарты не переведены на языки иных этнических групп. Нет программ на узбекском и таджикском языках, учебные и календарные планы создаются самостоятельно.
Общим для всех является факт, что содержание учебников и программ на разных языках обучения различное, нет единых стандартов и программ. Зачастую содержание программ и учебников не совпадает. Обучение на языках этнических групп ведется только в школах, расположенных в местах их компактного проживания и только на уроках, где изучается родной язык и литература, либо в воскресных школах или кружках. Учебные материалы на языках малых этнических групп имеются только в школах, где язык изучается как родной. Вместе с тем, учебными программами, методическими, дидактическими и иными материалами учебный процесс на языках этнических групп не обеспечен. В тех школах, где язык этнических групп изучается как родной, часов недостаточно.
Учебные программы, разработанные с учетом традиций, культуры и истории всех этнических общин, проживающих в КР, могут способствовать укреплению взаимопонимания между людьми и воспитывать преданность единому государству. Для достижения этих целей учебные программы должны отражать, насколько возможно, разнообразие традиций внутри страны и, одновременно, устанавливать общие рамки для взаимопонимания и общих ценностей. В этой связи, учебные программы могут предоставить возможность для поддержки ценностей толерантности, взаимопонимания и гражданского участия. Все эти элементы должны приниматься во внимание при разработке учебников и других учебно-методических материалов для учащихся.
Отсутствие базовых (программ и стандартов) документов является препятствием для разработки новых, востребованных обществом, курсов для учащихся и внедрения их в практику школ. В данной связи в республике достаточно инертно перенимается имеющийся опыт.
В курсе литературы не изучаются литературные произведения классиков дунганской, уйгурской, курдской, корейской, украинской литературы, а также классических произведений других народов, как это было в курсе «Литературы народов СССР».
Поскольку язык и культура в образовании являются фундаментальными элементами идентичности, и поскольку образование является одним из основных путей передачи этих элементов из поколения в поколение, образовательная политика в отношении языка и культуры должна разрабатываться с особой тщательностью. Образовательная политика в этой сфере должна отражать баланс между правами и обязанностями.
Существование и воспроизводство этнической группы в значительной степени зависит от возможностей сохранения и использования родного языка. На практике реализация данного принципа ведется по двум направлениям: 1) через создание условий для обучения учащихся на родном языке (в республике обучение ведется на государственном, русском, таджикском, узбекском языках) и 2) обучение учащихся - представителей малых этносов родному языку.
В республике в настоящее время действует 2045 школ, 143 - с русским, 141 - с узбекским и 2 - с таджикским языком обучения. Всего в школах с кыргызским языком обучения обучается 736105 учащихся, в школах с русским языком обучения - 266841 учащийся, в школах с узбекским языком обучения 154244 ученика, в школах с таджикским языком - 3036 человек1.
В Кыргызстане отмечается различная степень владения и использования родного языка в различных этнических группах. Максимальную степень владения родным языком демонстрируют русские, кыргызы, турки и узбеки. Характеризуя региональные особенности использования родного языка, необходимо отметить, что практически повсеместное употребление кыргызского языка отмечается в Нарынской, Таласской и Иссык-Кульской областях, узбекского – в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях (а также таджикского и кыргызского языков).
Основная часть представителей этнических групп желают дать своим детям образование на родном языке. Однако многие отмечают, что знание языка должно быть востребовано. Поэтому все более возрастает интерес к изучению кыргызского языка, а также к сохранению, а в отдельных случаях, и к увеличению часов изучения русского языка, особенно в южных регионах и некоторых областях севера (40%).
Более 30% респондентов считают необходимым для своих детей изучать узбекский язык. По данным анализа факт владения кыргызским языком отметило 14% детей, русским – 40%, узбекским – 25%. Полученные данные позволяют говорить о благоприятных предпосылках для развития межэтнической коммуникации и межэтнического взаимодействия.
Информация о работе Исследование маркетинговой среды образовательных учреждений