Исследование маркетинговой среды образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Каким должно быть школьное образование в XXI столетии на сельских регионах? Почему доставшаяся нам в наследство с советских времен система образования, в свое время признанная лучшей в мире, сегодня уже не отвечает современным потребностям общества? Какими путями идти странам среднеазиатского региона, формируя свои образовательные системы в условиях глобализации? Эти вопросы волнуют сегодня не только педагогов, ученых и представителей госструктур. Каждый из нас является не только своего рода продуктом той или иной образовательной системы, но и заказчиком образовательных услуг. Не случайно к процессу формирования новых подходов к образованию сегодня активно подключились представители общественности, объединившиеся в неправительственные организации и играющие на постсоветском пространстве роль локомотива реформ в этой традиционно консервативной сфере. В этом еще раз смогли убедиться участники и гости международной конференции “Новая школа: пространство возможностей”, которая состоялась в2003 году на гостеприимном побережье Иссык- Куля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… …3
Глава 1. Сущность системы образования Кыргызстана.
Образование в Кыргызстане: анализ ситуации в
современном этапе…………………………………………………….. 7
Значение воспитательной работы в идеологическом
направлениях деятельности государства……………………………. 28
Глава 2. Состояние и проблемы образовательных учреждений
в современном этапе……………………………………….………33
2.1. Маркетинг в деятельности директора в образовательных учреждений…………………………………………………………………38
Глава 3. Проблема организации воспитательной работы
в начальных классов общеобразовательных школ
им. Кызылтейит (Ноокатского района)…………………………...55
3.1. Перспективы образовательных учреждений
и их пути развития………………………………………………………….59
Заключение………………………………………….……………………….66
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Толгонай диплом.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Такое построение учебного процесса позволяет изучать дополнительный материал школьниками второй группы на протяжении некоторой части уроков. Число их зависит от многих факторов: мастерства учителя, возможностей учеников, рационального учебного планирования и т. д. Вариант, когда группа углубленного уровня изучает дополнительный материал только на дополнительных уроках, а на остальных разделение  класса на группы базового и углубленного уровня не происходит, представляет собой экстенсивный путь углубленного изучения предмета. В этом случае требуется очень большое количество дополнительных уроков, а время остальных используется с недостаточной эффективностью для сильных учеников.  Их индивидуальные особенности позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками из базовой группы. Поэтому советуем выделить время для изучения дополнительного материала в процессе совместного обучения. Совместное обучение школьников первой и второй группы может предполагать как единую структуру урока, так и разную. В зависимости от этого можно различать:

  • совмещенное обучение первой и второй  учебных групп, допускающее лишь единую структуру урока;
  • несовмещенное совместное обучение, предполагающее различные структуры урока в учебных группах.

Такое построение процесса обучения позволяет выделить на изучение дополнительного учебного материала достаточно большой отрезок учебного времени – урок, проходящий параллельно с уроком в основной группе. В условиях несовмещенного обучения обе группы  работают в известной мере обособленно. Не взаимодействуя, т.е., по существу, в классе одновременно идут два параллельных, невзаимосвязанных урока. При этом в группе углубленного уровня урок может быть посвящен дополнительному материалу, возможен такой вариант опережающего изучения некоторых тем основного учебного материала. Несовмещенное обучение целесообразно, например, в том случае, если основной материал уже усвоен сильными учениками, а группе базового уровня требуется еще один урок для полного понимания темы, для формирования прочных умений и навыков. Основной недостаток этих уроков – разобщенность класса. Вряд ли можно считать, что ученики учатся вместе, скорее- обучаются рядом. На таких уроках основной принцип реализации углубленного изучения предметов на основе внутриклассной дифференциации – «максимально вместе» - осуществляется формально, лишь как одновременное присутствие двух групп. Эти минусы отнюдь не свидетельствуют против использования уроков такого типа, а лишь говорят о том, что нужно стремиться, с максимальной эффективностью использовать и другие возможности. Любой урок предполагает определенную последовательность этапов. Учащиеся обеих групп могут продвигаться по ним как равномерно, так и неравномерно. В зависимости от этого будем различать согласованное обучение первой и второй групп, допускающее лишь равномерное прохождение ими этапов урока, и несогласованное несовмещенное обучение, предполагающее неравномерное прохождение этапов урока группами школьников. За счет этой неравномерности можно высвободить некоторую часть урока для изучения дополнительного изучения материала учениками и из второй группы. Эта часть урока по времени может быть различной – от 5- 10 минут до половины урока и более. Равномерное же прохождение обеих групп по этапам урока может предполагать одинаковое прохождение ими каждого этапа, а может и допускать различия. Учитывая данное обстоятельство, будем различать синхронное обучение, допускающее лишь одинаковое прохождение учебными группами всех этапов урока и несинхронное согласованное обучение, предполагающее различные варианты прохождения группами этапов урока. Такое построение учебного процесса позволяет изучать небольшие фрагменты дополнительного учебного материала внутри отдельных этапов урока без нарушения его структуры в целом. При синхронном обучении дифференциация ведется на уровне индивидуального подхода, здесь не предполагается раздельное обучение по группам. В соответствии с вышесказанным можно выстроить классификацию учебного процесса при организации углубленного изучения предмета на основе внутриклассной дифференциации. Рациональное построение учебного процесса предполагает использование каждой возможности, указанной в правой колонке дихотомической классификации. Разумеется, это во многом зависит и от содержания учебного материала школьной дисциплины. Если сопоставить полученную нами дихотомию с типологией уроков для углубленного изучения предметов на основе внутриклассной дифференциации, то нетрудно увидеть, что:

  • несовместное обучение реализуется с помощью дополнительных уроков;  
  • на обычных уроках осуществляется синхронное обучение;  
  • несовмещенное совместное обучение может происходить на разнотемпных однотипных или разнотемпных разнотипных уроках;  
  • несогласованное совмещенное обучение может осуществляться на однотомных однотипных или однотомных разнотипных уроках;

 

 несинхронное согласованное обучение может иметь место на однотомных однотипных уроках. Для практики важен вопрос о соотнесении уроков типологии углубленного изучения предметов на основе внутриклассной дифференциации с известной типологией по основной дидактической цели. Общая тенденция решения , этого вопроса представлена в таблице 2. Поясним, чем полезно руководствоваться при формулировании отдельных выводов. Прежде всего заметим, что обобщающие уроки проводятся, как правило, после изучения крупных тем или разделов. Поскольку программы основного и углубленного уровня синхронизированы по времени, то изучение больших тем или разделов в обеих группах целесообразно заканчивать одновременно, а следовательно, имеет смысл на обобщающих уроках по одной и той же теме организовывать обучение как совместное (совмещенное или не совмещенное). Поэтому варианты 3—3, 1—3, 3—1, 2—3, 3—2 представляются малоупотребительными. Последние шесть вариантов, указанных в таблице, обладают такой особенностью: в одной из групп предусматривается урок контроля знаний. Поскольку ученики  контролируемой группы работают самостоятельно, открывается возможность поработать с другой группой. Однако активный обмен мнениями учителя с учениками части класса будет мешать сосредоточиться другим над выполнением контрольной работы. Кроме того, число контрольных работ практически одинаково в обеих группах, поэтому имеет смысл проводить их на одном уроке. Отмеченные шесть разновидностей также можно отнести к разряду малоупотребительных. Среди оставшихся наиболее распространенными являются уроки однотипные однотомные (1-1 и 1-2), уроки разнотипные однотомные (1-2, 2-1 и 3-1). Именно их широкое употребление позволяет до минимума сократить дополнительные занятия с учениками группы углубленного уровня изучения предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Маркетинг  в деятельности директора  в образовательных  учреждениях.

В последние годы в систему образования прочно вошли понятия «менеджмент» и «маркетинг». Они начинаем осознавать, что и школа в определённой мере подвержена законам рыночной экономики.

Маркетинг - это вид деятельности, который содействует расширению производства и торговли, выявлению запросов потребителей и удовлетворению этих запросов. Если говорить о нём применительно к школе, то маркетинг - стимул непрерывного её развития. Любая замкнутая система само вырождается.  Школа в силу своих социальных связей в случае оторванности от общества и его заказа подвергнется более интенсивному вырождению.

            Они готовят людей будущего, поэтому обязаны заниматься рискованным делом - организацией новой жизни, которая помогала бы каждому человеку найти себя. Маркетинг - это живая связь школы и общества, школа тоже должна производить. То, что пользуется платёжеспособным спросом.

Роль директора школы как организатора маркетинговой деятельности достаточно велика. Именно он выбирает стратегию и тактику развития школы на основе маркетинга.

Как это делалось на практике? Думаю, что лучше это продемонстрировать на примерах. Изучение спроса на образовательные услуги они начали лет девять тому назад. Нас интересовала такая информация:

-  в какие сроки и в какой форме следует вести приём детей в школу;

- необходима ли дифференциация учащихся по уровням образования и с какого возраста;

-  необходимо ли углублённое  образование и какое именно;

- необходимо ли дополнительное образование и какое именно; - каким должен быть режим работы школы;

  • необходимо ли профильное образование и какое именно;
  • сколько иностранных языков необходимо данному ученику и с какого возраста их изучать;

- какие общеразвивающие предметы  необходимо ввести; - каков востребуемый  образ выпускника;

  • каков образ желаемого учителя;
  • какое начальное профессиональное образование необходимо выпускникам.

Анализ собранной информации дал нам ответы на все эти вопросы, поставив одновременно перед нами серьёзные задачи, решение которых невозможно было осуществить одновременно и одномоментно.

Одни задачи были решены за несколько лет, другие решаются до сих пор, третьи претерпели изменения со временем.

Решения, предложенные школой, были направлены на максимальное удовлетворение запросов социума, и вот что из этого вышло.

Приём заявлений в первый класс они начинаем за год до начала учебного года. В течение сентября-января каждый будущий первоклассник приглашается вместе с родителями на собеседование несколько раз, как правило, 3-4 раза. Собеседование проводят учитель, психолог, логопед, дефектолог. Цель собеседований - выяснить психологическую готовность ребёнка к школе, уровень его эмоционального, интеллектуального развития, особенности его взаимоотношений со взрослыми, коммуникативные навыки, состояние здоровья, уровень элементарных общеучебных навыков.

При этом умение читать, писать, считать для нас не является важным, этому они научим ребёнка и сами. А вот развитие речи, словарный запас, элементарные мыслительные операции - край не важная для нас информация. В ходе работы с ребёнком, в том числе и по тестам, родители видят, а затем и уточняют со специалистами, в чём проявляется неготовность ребёнка к школе. Они получают консультацию о том, как необходимо работать с ребёнком, на что обратить внимание. Им предлагается посещать Центр дошкольной подготовки, который они организовали по их же просьбе. И если раньше этот центр работал только с февраля по май и только для учеников нашей гимназии, то теперь он работает весь учебный год, и его посещают все желающие, в том числе и будущие ученики других школ.

Такая работа с будущими первоклассников позволяет нам не только подготовить детей к школе, не только «подровнять их для их же комфортного состояния «равного среди равных, но и провести диагностику будущих первоклассников. Ведь зная детей, они определяем заранее, по какой программе им предстоит работать. Учителя готовят программы под конкретный контингент детей. Более того, формирование будущих классов идёт пожеланию учителей. Учитель как бы выбирает детей, которые, на его взгляд, лучше всего воспримут именно его методику и его самого как человека. Это отнюдь не отбор по способностям, это отбор по особенностям.

Тогда же определяются и адаптивность будущей учебной программы, и её сроки. Выбираются классы с углублённой программой, с классической, с компенсирующей. Причём в классах с компенсирующей программой дети обучаются 4 года.

Когда учитель знает свой будущий класс и родителей как минимум за полгода до 1 сентября, то он имеет возможность подготовить себя к работе именно с этими детьми. Не дети, таким образом, подбираются «под школу», школа готовится к приёму различных детей. Это приносит уверенность и учителю, и родителям в возможности успешного обучения детей.

Постоянно изучая запросы родителей и анализируя результаты обучения в дифференцированных и недифференцированных по уровням обучения классах, они пришли к выводу о том, что необходима дифференциация по уровням с первого класса. При этом сохраняется «прозрачность~ стенок между классами разных уровней, чтобы у ребёнка была возможность беспрепятственно перейти на более высокий уровень.

Практика последних семи лет показала, что есть активное движение «снизу вверх, то есть дети из классов компенсации переходят в стандартные классы, а из стандартных классов - в гимназические. Обратное движение большая редкость. Поэтому чем ближе к выпуску, тем больше по численности становятся гимназические классы и тем меньше стандартные и компенсирующие. Иногда гимназические классы приходится делить.

         Безусловно, почти все родители преуспевающих  в учёбе учеников голосуют за дифференцированное обучение. 95 % родителей трудно адаптируемых к учёбе также за дифференцированное обучение. Хотя семь лет назад группа родителей за это составляла только 60%. В этой подвижке свою роль сыграло то, что ни один школьник, поступивший в нашу гимназию, не отсеялся, они не выставили за дверь ни одного трудного ребёнка. Это для нас принципиальный вопрос. Во-первых, это вопрос нашей профессиональной состоятельности, во- вторых, это хорошая школа подлинного гуманизма, человечности для всех наших детей и учителей. Планка результатов, которых может достигнуть любой  ученик из любого класса (в том числе и компенсирующего), всегда поднята, она притягивает, заставляет работать.

           Говоря  об успехах учеников, они прежде  всего поощряем тех, кто продвинулся  относительно самого себя. Два  года назад добавился экономический профиль, а теперь они выявили желание родителей видеть в гимназии и гуманитарно-эстетический профиль. Поэтому наша гимназия и называется многопрофильной. На наш взгляд, чем больше профилей, тем лучше. Чем разнообразнее предложенные нами учебные программы, чем больше, предложений, тем лучше удовлетворяются запросы учащихся и родителей. Любая однотипность само вырождается.

Каждый класс в параллели (а их 6-7) имеет свой учебный план, в котором предусмотрены углублённые учебные программы по определённому профилю, а остальные учебные программы стандартны.

Каждый ученик может выбрать тот профиль и ту программу, которая более всего соответствует его природным наклонностям и способностям. Уже в начальной школе идёт диагностика наклонностей учащихся. Ею занимается в первую очередь психологическая служба гимназии.

Много профильность начинается уже в 5-м классе. Как правило, окончательный выбор профиля завершается в 8-м классе, хотя первоначальная ошибочность профиля, как показывает опыт,

составляет не более 5% от обще- I го числа школьников.

Количество классов в параллели того или иного профиля зависит от  восстребованности. Это может быть два физмата, один гуманитарный, один биохимический или наоборот. Количество. стандартных классов и классов компенсирующего обучения в каждой параллели также своё.

Такой подход позволяет создать очень гибкую и мобильную систему обучения. Но всякий раз задача одна -подстроить систему обучения под ученика, а не ученика - под систему. Я помню публикацию академика Глейстера в журнале  «Бизнесмен», как директора некоторых личностно ориентированных школ говорят родителям: Ваш ребёнок нашей школе не подходит. Для нашего коллектива сказать так, значит расписаться в своей профессиональной несостоятельности.

Информация о работе Исследование маркетинговой среды образовательных учреждений