Исследование маркетинговой среды образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Каким должно быть школьное образование в XXI столетии на сельских регионах? Почему доставшаяся нам в наследство с советских времен система образования, в свое время признанная лучшей в мире, сегодня уже не отвечает современным потребностям общества? Какими путями идти странам среднеазиатского региона, формируя свои образовательные системы в условиях глобализации? Эти вопросы волнуют сегодня не только педагогов, ученых и представителей госструктур. Каждый из нас является не только своего рода продуктом той или иной образовательной системы, но и заказчиком образовательных услуг. Не случайно к процессу формирования новых подходов к образованию сегодня активно подключились представители общественности, объединившиеся в неправительственные организации и играющие на постсоветском пространстве роль локомотива реформ в этой традиционно консервативной сфере. В этом еще раз смогли убедиться участники и гости международной конференции “Новая школа: пространство возможностей”, которая состоялась в2003 году на гостеприимном побережье Иссык- Куля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… …3
Глава 1. Сущность системы образования Кыргызстана.
Образование в Кыргызстане: анализ ситуации в
современном этапе…………………………………………………….. 7
Значение воспитательной работы в идеологическом
направлениях деятельности государства……………………………. 28
Глава 2. Состояние и проблемы образовательных учреждений
в современном этапе……………………………………….………33
2.1. Маркетинг в деятельности директора в образовательных учреждений…………………………………………………………………38
Глава 3. Проблема организации воспитательной работы
в начальных классов общеобразовательных школ
им. Кызылтейит (Ноокатского района)…………………………...55
3.1. Перспективы образовательных учреждений
и их пути развития………………………………………………………….59
Заключение………………………………………….……………………….66
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Толгонай диплом.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Выявленная потребность родителей в дополнительном образовании позволила начальной школе перейти на школу полного дня с таким режимом работы, который позволяет перемежать математику, плавание, русский язык, хореографию, труд, шахматы, физкультуру, чтение, народное искусство и т.д. С одной стороны это уход от пресловутой продлёнки, с другой – родителям не приходится бегать по городу и водить ребёнка по кружкам для самостоятельного хождения он ещё мал.

Режим работы гимназии был также определён благодаря опросу. Большинство родителей склонно к более равномерно распределенной нагрузке ученика в течение недели. Поэтому работаем они по шестидневке и считаем это удобным. В середине третьей четверти из- за пика заболеваемости простудой и накопленной усталости ребят и учителей устраиваем каникулы без предварительной аттестации. И вообще график каникул меняется каждый год в зависимости от воспитательных и учебных задач (из-за турслётов, поездок за границу, больших праздников и пр.).

Надо ли говорить, как велик сейчас, да и все последние 10 лет спрос на изучение иностранного языка? У нас 19 учителей иностранного языка. Первый иностранный изучается с первого класса, второй - с пятого. Семь лет назад они создали на нашей базе платный центр обучения иностранному языку для детей и взрослых, который в 1997 году вырос до 400 студентов и его пришлось «отпочковать». Теперь наше детище - это отдельное частное учебное заведение.

Очень интересен анализ потребности в новых предметах. Признавая технократизм прежней школы, предлагая ввести цикл гуманитарных обще развивающих предметов, родители вместе с тем предлагали не снижать уровень физико-математического и естественно научного образования. Особенно настоятельными были предложения глубоко изучать в старших классах русский язык и общемировую литературу. В итоге, создав гуманитарные классы с углублёнными программами по мировой и отечественной литературе, истории, праву, языкам, математические и естественнонаучные классы с углублёнными программами по математике, физике, химии, биологии, информатике, они в 1992 году во всех старших классах ввели стилистику русского языка, историю мировых искусств, историю мировых религий, а в среднем звене - историю культуры Отечества и другие гуманитарные предметы.

          В области  профессионального образования  нам также пришлось перестраиваться. Они отказались от звонких в советское время профессий - арматурщик, вязальщица, продавец, которые ориентированным на высшее образование учащимся не нужны. Предложили старшеклассникам профессиональное образование, котopoe является жизненно необходимым любому современному человеку. Это вождение автомобиля и машинопись. на русском и латинском шрифте. Сегодня, несмотря на добровольность этого профессионального образования, все старшеклассники стремятся его получить.

           Что  касается образа учителя и ученика, то это задача для решения на многие годы. Хотя какие - то составляющие характеристики уже выявились. Так, среди качеств учителя на первое место поставлен профессионализм, затем внешние манеры, этика и только потом такие качества, как доброта, терпимость и другие. Как видите, на первое место выходит прагматизм, и с этим нельзя не считаться: это условие выживания в современном мире. И не стоит истерично ностальгировать, надо принять мир таким, каков он есть или каким становится.

         Ученик  должен научиться ещё в школе  устанавливать деловые и личные  отношения с любыми по характеру  учителями, ведь жизнь - не оранжерея  с особым климатом. Но учитель  должен быть очень разносторонне  образованным, высокопрофессиональным мастером своего дела. Его серьёзное и ответственное отношение к своему труду должно быть видно детям. Я не ратую за черствых или недобрых к детям учителей, но я против «добреньких», постоянно слизывающих детские слёзки и вечно растерянных перед любой сложной, нестандартной или «хамской» ситуацией. Наша задача – научить школьников выжить в любой сложной ситуации, и не только выжить, а жить счастливо, умея приносить радость жизни и себе, и другим. Надо только понять, что время революционеров и вечно желающих «пострадать за что-либо» прошло. Пришло время людей действия и созидания.

Каков же он, на их взгляд и взгляд сотен опрошенных нами людей? Помимо высокого уровня общей культуры, выпускник должен обладать высокой конкурентоспособностью, потребностью в перманентном образовании. Идущий навстречу новый век несёт в себе нарастающий как снежная лавина поток информации. Наш выпускник должен уметь не только прекрасно ориентироваться в ней, уметь быстро получать нужную информацию, но и уметь использовать её, проявляя свои профессиональные знания, а при необходимости самостоятельно приобретая новые, а то и новую профессию.

Для решения этой задачи необходимы иные, на наш взгляд, интегрированные образовательные программы, другие технологии обучения. Над этим и собирается работать в ближайшие 5 лет коллектив гимназии.

Цель маркетинговой деятельности – конкурентоспособность любого учреждения, в том числе и школы.

          Они  изучали не только детский, но  и взрослый образовательный заказ, с тем, чтобы заработать на этом деньги и вложить их в развитие гимназии (а потребности у нас большие). Поэтому в разное время у нас возникали, работали, а некоторые продолжают работать и поныне образовательные курсы для населения. Их диапазон широк: курсы бухгалтеров, пользователей компьютера, вологодских кружевниц, гувернёров, секретарей-машинисток, центр изучения иностранного языка и другие. Они  очень приветствуют любые образовательные инициативы учителей внеучебного расписания, помогаем оформить их юридически. Всё это позволяет школе выстоять

при отсутствии финансирования. Реклама результатов обучения учащихся, высокий процент поступления наших учащихся в государственные вузы привлекает спонсоров и заставляет попечительский совет гимназии изыскивать возможности материального обеспечения гимназии. Осенью этого года наши дети даже заработали деньги на спортинвентарь. Произошло это так.

Сейчас нам трудно представить, как бы они жили и работали, если бы не учитывали образовательные запросы населения. Маркетинговая деятельность позволила им стать одной из самых престижных школ района. Директор - тот лидер, которому приходится самому принимать решения по важнейшим вопросам, ибо сейчас, как никогда прежде, результаты деятельности школы зависят от того, насколько профессионально ею управляют, насколько правильно выстроены приоритеты, насколько глубоко разработано и реализуется перспективное планирование образовательного заказа. А это и есть маркетинговая деятельность.

Перспективы развития содержания образования также составляют суть этой деятельности руководителя образовательного учреждения. Вот как стандартная общеобразовательная школа на окраине подмосковного города переходила к новому качественному состоянию и к новому статусу многопрофильной гимназии.

Осуществляя углублённое многопрофильное обучение, они не отказались от обслуживания всех детей своего микрорайона; создали для них необходимых ycловий. В течение 6 лет школа приспосабливалась, адаптировалась к тому социальному образовательному заказу, который был выявлен. Надо ли говорить, сколь разнообразны образовательные заказы 768 учащихся и их родителей? Реально ли удовлетворить все потребности ребят с учётом их природных способностей и наклонностей?

Каким должен быть веер предложенных образовательных программ и технологий? На все эти вопросы коллектив гимназии упорно искал ответы.

Сегодня он с полным правом может сказать, что основной социальный заказ на углублённое обучение - они реализуют. Содержание учебных программ и дополнительного образования разнообразное и глубокое. Учебные планы - насыщенные и напряжённые, у каждого класса свой учебный план. Технологии обучения разнообразны и оптимальны. Число гимназических классов выросло за 7 лет с 4 до62,7 процента.

Отсева учащихся с 2002 года нет, чему во многом способствуют классы компенсирующего обучения. И что нас особенно радует - число медалистов среди выпускников колеблется от 15 до30 процентов, в вузы поступают свыше 80 процентов наших питомцев.

Многопрофильность обучения и возможность свободно переходить из класса в класс внутри параллели позволяет строить образовательный процесс на принципах природосообразности. Этому помогают и вспомогательные службы школы (психологическая, социальная), благодаря чему они стали проявлять больше заботы о детях, укрепили общешкольный коллектив, постоянно следим за состоянием здоровья наших учеников.

Школа вот уже шесть лет на финансовой самостоятельности, нам передан пищеблок. Для жителей района организованы и действуют центр изучения иностранных языков, центр подготовки дошкольников, молодежная  организация, разработана программа «Планирование семьи».

          Не с потолка родилась новая  модель школы. Учителя с помощью социологов провели глубокое исследование в области социального заказа Наукатского района. Из 10139 учеников около 10% по итогам тестирования были потенциальными претендентами на глубокое образование. Это около2000 ребят. Условия к этому в школе были: опыт, углублённого факультативного обучения отдельных предметов, высокопрофессиональный стабильный коллектив, готовность к творческой работе и развитию.

Таким образом,  директору и заместителям пришлось пройти за эти годы все четыре ступени маркетинговой деятельности: изучение спроса на образовательные услуги (сбор и анализ маркетинговой информации), определение соответствующих спросу целей и задач образовательной среды (планирование маркетинга), рекламирование результатов и стимулирование спроса и контроль соответствия цели результатам (маркетинговый контроль).

К сожалению, пока не определено, что такое педагогический маркетинг. Для себя они определили его так: это деятельность, направленная на изучение спроса на образовательные услуги, создание соответствующей спросу образовательной среды и стимулирование спроса средствами педагогической деятельности.

Целью педагогического маркетинга они поставили – создать адаптированную к современным условиям конкурентоспособную школу.  А вот рост конкурентоспособности напоминает цепную реакцию.

Новые задачи потребовали усилить информационно-аналитическую функцию управления. Создали банк данных, где хранится вся информация. Она делится на два блока. l-й блок – внешняя информация (образовательный спрос родителей, стандарты, особенности образовательной политики в регионе). 2-й блок - информация внутренняя (качество знаний и качество преподавания, уровень воспитанности и воспитательной работы, работа с родителями, состояние управленческой деятельности, материально- техническая база, кадры и т.д.).

Сопоставление внутренней и внешней информации (а они это делаем регулярно) даёт чёткое представление об уровне соответствия заонисла его реализации. Так, например, они получили от горожан запрос на курсы по углублённому обучению иностранных языков. Открыли их, ониуспешно работают. Значит, они смогли удовлетворить запрос общества. А вот занятия курсов бухгалтеров и пользователей компьютеров пришлось корректировать (на первых порах они не соответствовали желаемому). Постоянная коррекция качества образования, повышение его планки, рост имиджа школы всё это и составляет задачи школьного маркетинга. Постоянный анализ внутренней информации помогает нам глубоко изучать фактическое состояние дели обоснованность применения новых технологий. Задачи могут быть локальными, не связанными между собой (например, введение местного компонента образования в учебный план отдельных классов или изменения режима дня в начальной школе), модульными (например, дифференциация учащихся 5-11-x классов по уровню образования) и системными, охватывающими всю школу (например, получение нового статуса учебного заведения).

Но в любом случае они должны соответствовать поставленной цели - повысить конкурентность школы.

Планирование школьного маркетинга побудило коллектив разработать программу достижения цели. Здесь важно сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления. Каждая задача доведена до исполнителей, определены показали, характеризующие успешность достижения цели, сроки, вид информационного обеспечения и т.д. Например, целевая программа (,Защита прав детей и родителей на удовлетворение образовательных  потребностей разбита на такие подзадачи:

- ознакомить родителей с изменившимися условиями учебной деятельности школы;

-    оказать помощь родителям  в адаптации детей к новым  условиям.

Всё это расписано по конкретным мероприятиям календарно. После планирования маркетинга в действие вступает школьный менеджмент. Его назначение получение результата.

         В период реализации программ им необходимо ознакомить коллектив с положительными промежуточными результатами, стимулировать спрос на них. Тем более это важно, когда окончательный положительный результат уже получен. Для этой цели организуется служба маркетинга. Это новая для школ функция. Задача службы - реклама успехов школы в достижении поставленных целей и создание новой волны спроса на образовательные услуги учебного заведения.

            Руководить школьной службой  маркетинга должен только директор, поскольку речь идёт об имидже школы, о правильном трактовании и оценке результатов её деятельности, о привлечении новых учащихся и финансово благополучных предприятий.

           В  службу организации маркетинга могут входить: директор, его заместитель по воспитательной работе, председатель родительского комитета и председатель попечительского совета, а также председатель ученического комитета. Их основные задачи можно представить так.

            Директор занимается рекламой  результатов деятельности в вышестоящих организациях – в управлении образованием, в средствах массовой информации, среди родителей, учителей и бывших выпускников.

           Заместитель  директора по воспитательной работе – рекламой результатов деятельности в школе (в стенгазете, по радио, в молодёжной печати).

          Председатель  попечительского совета - рекламирует  школу среди спонсоров, попечителей, шефов.

          Председатель  учкома школы занимается рекламой результатов деятельности среди учащихся района.

Информация о работе Исследование маркетинговой среды образовательных учреждений