Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:54, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Особенности  развития мелкой моторики у дизартриков

 

Представляется необходимым рассмотреть особенности развития мелкой моторики у дизартриков, проанализировать развитие мелкой моторики у детей с нормальным здоровьем и у детей с дизартрией, поскольку эти сведения следует учитывать в процессе обучения их грамоте.

 

Поливара З.В. [23] отмечает, что у детей, страдающих дизартрией, прослеживается задержка становления тонкой моторики рук:

 

К возрасту 3-х месяцев эти дети захватывают игрушки, длительно удерживают, в дальнейшем проводят различные манипуляции с ними, но движения носят преимущественно размашистый характер, хаотичны.

 

К 1 году их действия приобретают характер ситуативной игры, как и у здорового ребёнка, но движения также носят преимущественно размашистый характер, хаотичны.

 

В более позднем периоде - 1,5-2 года отмечаются запаздалые навыки самостоятельной еды (ложкой, питье из чашки).

 

В возрасте 2-3-х лет, когда предметно - манипуляторная деятельность становиться основной, дети с дизартрией демонстрируют низкий уровень сформированности моторики пальцев рук. Они с трудом складывают пирамидки различной сложности, мягкие конструкторы. Им сложно даётся овладение шнуровкой, застегиванием пуговиц. Родители отмечают, что ребенок не может себя обслужить - сам не одевается, не обувается. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Такие дети обычно неопрятны.

 

С 2,5 лет дети с нормой речевого онтогенеза проявляют интерес к рисованию, учатся удерживать карандаш, кисточку для акварели. Дети с дизартрией начинают рисовать поздно. Даже в 5-6-летнем возрасте им доступны лишь самые простые движения, требуется помощь взрослого, отсутствует естественный детский интерес к рисованию. В дальнейшем их рисунки небрежны, размыты, выходят за границы контура.

 

В школьном возрасте отпечаток незрелости афферентной системы сказывается и на почерке.

 

В своих исследованиях Архипова Е. Ф. [1] обращает внимание на позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью, отмечает трудности при овладении навыками самообслуживания, нелюбовь к рисованию. Многие дети в течение длительного времени не умеют держать правильно карандаш, в дальнейшем у них сохраняются стойкие трудности при формировании графомоторных навыков. У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.

 

Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. Большинство детей со стертой дизартрией справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение заданий при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.

 

Выполнение пальчиковых проб на поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца, характеризуется в большинстве случаев медленным темпом, одновременными движениями нескольких пальцев. Кроме того, отмечается напряженность пальцев, невозможность удерживать их согнутыми. У части детей при выполнении задания для одной конечности наблюдаются сопутствующие синкинезии - движения пальцев другой руки. Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме.

 

Анализ выполнения пальчиковых проб показал, что несколько сложнее для воспроизведения оказались пробы на поочередное выпрямление пальцев, а не сгибание [1].

 

Архипова Е.Ф. [1] обращает наше внимание на интересные данные представленью в исследовании Лопатиной Л.В., посвященном изучению психомоторики детей с МДР (минимальные дизартрические расстройства).

 

При исследовании психомоторики детей со стертой дизартрией использовались тесты, предложенные Озерецким Н. П., Бондаревским Е. Я., Серебровской М. В.

 

1. Тест на  статическую координацию движений  показывает, что нарушение статики  проявляются в значительной трудности (а иногда и невозможности) сохранения равновесия, в треморе конечностей. При удержании позы дети часто покачиваются, пытаясь удержать равновесие, опускают приподнятую ногу, касаясь ею пола, поднимались на носки. Лучше удерживают равновесие, стоя на правой ноге. Испытывая трудности сохранения равновесия (преимущественно стоя на левой ноге), пытаются удерживаться руками за спинку рядом стоящего стула.

 

2. Тест на  динамическую координацию движений. Выполнение этого теста показывает, что более чем в трети случаев дети осуществляют бросок мяча в цель не «с развернутого плеча», без замаха, а снизу. При этом в момент броска одной рукой другая напряжена и приведена к телу. Количество попаданий мячом в цель значительно больше при выполнении движений правой рукой. В большинстве случаев успешное выполнение теста для правой руки осуществляется с первой попытки, в то время как для левой со второй и третьей.

 

3. Тест на  исследование скорости движений. Выполнение данного задания показывает, что больше половины детей затрудняются сесть на пол и встать без помощи рук. В основном задание выполняется в замедленном темпе. Дети способны сесть на пол без помощи рук, но не могут без этой помощи подняться. Они опираются либо на одну, либо на обе руки. Менее чем в половине случаев детям доступно быстрое и правильное выполнение этого задания с первой попытки без помощи рук. Невозможность выполнения этого теста отмечалась в единичных случаях. Характер выполнения детьми задания подтверждает недостаточную сформированность динамической координации движений и двигательной маневренности, обнаруженную при выполнении других тестов.

 

4. Тесты  на двигательную память, в которых  движения экспериментатора программируют  последовательность их выполнения  и одновременно оказывают сбивающее воздействие, вызывает значительные трудности у большинства детей. При воспроизведении движений наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинались уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому. Безошибочное выполнение этого теста с первой попытки зафиксировано лишь в единичных случаях.

 

5. Тест на  одновременность движений вызывает  наибольшую трудность для выполнения. Одновременное выполнение движений для обеих конечностей наблюдается у незначительного количества детей. Чаще отмечаются либо выраженные трудности выполнения этих движений (преимущественно для левой руки), либо разновременное их выполнение. За время, отведенное на выполнение задания, большинство детей более трех раз изменяют темп наматывания нити, при этом темпе выполнения этого движения не соответствует темпу ходьбы.

 

6. Тест на  выявление синкинезий (т.е. содружественных, лишних движений). Этот тест выполняется более успешно. Подавляющее количество детей выполняют его в достаточном темпе (для обеих конечностей) без возникновения синкинезий. В то же время зафиксированы случаи выполнения движений в замедленном темпе, с нарушением амплитуды (преимущественно для левой руки), с напряжением пальцев при удержании карандаша, с многочисленными синкинезиями: движениями губ, высовыванием языка, наклонами головы вперед и др. Эти тесты направлены на выявление зрелости уровневой организации движений по Бернштейну. Исследования Лопатиной Л. В. подтверждают, что у детей со стертой дизартрией почти по всем уровням (по Бернштейну) отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике. Выявляются нарушения функции статического равновесия (уровень А), динамической координации (уровня В), нарушения темпа и ловкости движений (уровень В и С); снижение двигательной памяти (уровень Д).

 

Эти исследования не только раскрывают механизм нарушения и структуру дефекта при стертой дизартрии, но и определяют новые направления в психолого-педагогическом, медицинском и логопедическом аспектах воздействия, направленные на коррекцию психомоторики детей.

 

Характеризуя состояние двигательной сферы детей со стертой дизартрией, Архипова Е. Ф. [1] подчеркивает, что одни исследователи отмечают наличие активных движений в полном объеме, указывая при этом, что они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Другие находят в ограничении объема движений как верхних, так и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны. Это указывает на наличие паретических явлений в конечностях. В таких случаях сила в мышцах на стороне пареза оказывается ослабленной, а тонус - слегка повышенным.

 

Проявление моторных нарушений у детей со стертой дизартрией укладывается в выделяемые пять форм двигательной недостаточности:

 

· форма Дюпре -- моторная дебильность, которая проявляется в синкинезиях, дистонии, неловкости движений;

 

· форма Гамбурга -- «двигательный инфантилизм», который характеризуется задержкой моторного развития, т.е. наличием в старшем возрасте особенностей, свойственных более младшему возрасту;

 

· экстрапирамидная недостаточность (К. Якоб), что (проявляется в слабости, обеднении мимики, жестов, автоматических движений);

 

· фронтальная форма двигательной недостаточности (М.О. Гуревич), которая характеризуется резко выраженной подвижностью, обилием движений;

 

· церебеллярная или мозжечковая недостаточность (А. Баллон), проявляющаяся в дизметрии (неточности движений), в нарушениях тонуса, в статических нарушениях [1].

 

Однако моторная недостаточность у детей со стертой дизартрией выявляется в сглаженной, стертой форме, что обуславливается наличием негрубых, неярко выраженных органических нарушений.

 

Нередко наблюдается нарушение пространственной организации движений, их последовательности. Детям-дизартрикам трудно дается усвоение как игровых, так и трудовых процессов. Они не могут четко и точно выполнять различные двигательные упражнения, им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге.

 

Трудности в развитии пространственных представлений у детей данной категории объясняются нарушенной деятельностью двигательно кинестического анализатора, недостаточностью пространственного анализа и синтеза, а особенности последних рассматриваются как следствие нарушения высших корковых функций.

 

Таким образом, можно сделать выводы о том, что центральная нервная система выполняет интегрирующую роль, объединяя в единое целое все ткани, органы и координируя их специфическую активность в составе целостных гомеостатических и поведенческих функциональных систем.

 

Управляет деятельностью опорно-двигательного аппарата. ЦНС регулирует тонус мышц и посредством его перераспределения поддерживает естественную позу, а при нарушении восстанавливает ее, а также инициирует все виды двигательной активности (физическая работа, физкультура, спорт, любое перемещение организма).

 

Все вышеперечисленные исследования свидетельствуют о том, что дети с дизартрией не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи и моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, так как их развития протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.

 

 ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И  ЕГО АНАЛИЗ

 

2.1 Организация  и методики исследования

 

Исследование проводилось базе муниципального образовательного дошкольного учреждения детского сада «Золотой петушок» № 97 г. Тюмени.

 

Экспериментом было охвачено трое детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени в возрасте 5 лет.

 

Содержание исследования:

 

I. Анализ  анамнестических данных. Работа  с речевыми картами, историями  болезни детей.

 

II. Исследование  состояния мелкой ручной моторики.

 

Исследование по выявлению особенностей мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени проводилось как диагностическая проба.

 

Материалом для исследования стали 7 упражнений из пособия И. Светловой [28].

 

Для исследования мелкой моторики были предложены следующие задания:

 

1. Кинетическая  проба «кулак - ребро - ладонь»:

 

Инструкция: "Делай, как я". Экспериментатор выполняет последовательный ряд движений: кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе; меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения. Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагает ему сделать упражнение самому и в более быстром темпе.

 

Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки;

 

2. Графическая  проба «Заборчик»:

 

Экспериментатор рисует ребенку образец

 

Инструкция: "Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги". Условия те же, что и в пункте 1;

 

3. Реципрокная  координация рук:

 

Инструкция: "Положи руки на стол. Делай, как я". Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте. Несколько раз экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом предлагает ему сделать упражнение самому;

 

4. Поочередное  касание большого пальца руки  каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»):

Информация о работе Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени