Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа
Для раскрытия темы нами была поставлена цель: через анализ теоретической литературы подобрать эффективные методы и средства для развития лексических навыков у детей с ОНР III уровня, которые заключаются в формировании у них навыков словообразования.
Объект исследования: навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие навыков
словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возможно с помощью систематической логопедической работы.
Введение…………………………………………………………………………4
I Особенности формирования словообразования у детей дошкольного
возраста
Проблема формирования словообразования в трудах отечественных
ученых……………………………………………………………………………...7
Развитие лексики в онтогенезе…………………………………………..12
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи……………………………………………………………...24
Состояние понятийного словаря и процессов словообразования у
детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………...36
II Логопедическая работа по развитию навыков словообразования у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников
с общим недоразвитием речи…….……………………………………………..44
2.2. Логопедическая работа по развитию навыков словообразования……..51
III Исследовательская деятельность по организации и проведению
логопедической работы для развития навыков словообразования у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3.1. Выявление навыков словообразования у детей с ОНР III уровня……..64
3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….70
3.3. Развитие навыков словообразования…………………………………….79
3.4. Итог проведенной логопедической работы……………………………..84
Заключение………………….…………………………………………………....94
Список литературы………………….……………………………………...……97
Большинство детей данной подгруппы имеют средний и низкий уровень, это говорит о том, что у этих детей не сформирован навык словообразования существительных, обозначающих лиц женского пола, с использованием суффиксов -ниц; -иц
Далее переходим к качественному анализу. У многих детей вызвало затруднения образование существительных, обозначающих лиц женского пола, с использованием суффиксов -ниц; -иц
Вывод: у детей с ОНР III уровня не сформирован навык словообразования существительных, обозначающих лиц женского пола, с использованием суффиксов - ниц; - иц
При анализе результатов по методике № 4 «Образование уменьшительной формы прилагательного к названному признаку предмета»
были получены результаты и занесены в таблицу № 4 (Приложение стр.5). По данным таблицы можно сделать выводы:
Из 12-ти детей принимавших участие в исследовании, никто не набрал такое количество баллов, которое соответствовало бы высокому уровню по данной методике.
6 детей затруднялись в выполнении задания и набрали 8-11 баллов – средний уровень.
6 детей, участвовавших в исследовании, плохо справились с заданиями по данной методике, получив 5-6 баллов – низкий уровень.
Наглядно это изображено на гистограмме 4.
Кол-во детей
Гистограмма 4.
«Образование уменьшительной
формы прилагательного к
Анализируя данные гистограммы, приходим к заключению, что большинство детей имеют средний и низкий уровень. Это объясняется тем, что у этих детей в силу их психолого-педагогических особенностей, в том числе и речевых возможностей, навык образования уменьшительной формы прилагательного к названному признаку предмета не сформирован.
Далее переходим к
качественному анализу
Вывод: у детей данной группы выявлены затруднения в образовании уменьшительной формы прилагательного к названному признаку предмета.
При анализе результатов по методике № 5 «Образование относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов -ов; -ев» результаты выполнения заданий были занесены в таблицу № 5
(Приложение стр.6).
По данным таблицы можно сделать выводы.
Из 12-ти детей принимавших участие в исследовании, никто не набрал такое количество баллов, которое соответствовало бы высокому уровню по данной методике.
6 детей выполнили задания, набрав 16-18 баллов – средний уровень.
6 детей выполнили задания по данной методике и получили 8-14 баллов – низкий уровень.
Наглядно это показано в гистограмме 5.
Гистограмма 5.
«Образование относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов -ов; -ев»
Анализируя данные гистограммы № 5, мы заметили, что все дети испытывали трудности в выполнении заданий по данной методике. Это объясняется тем, что у детей данной группы не сформирован навык образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов -ов; -ев, в силу их психолого-педагогических особенностей, в частности замедленным темпом усвоения форм словообразования, т.е. у детей с ОНР III уровня (данной подгруппы) не сформирован навык владения лексическими значениями.
Вывод: у детей данной группы выявлены затруднения в образовании относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов -ов; -ев.
При анализе результатов по методике № 6 «Образование глаголов совершенного и несовершенного вида» результаты выполнения заданий были занесены в таблицу № 6 (Приложение стр.7).
По данным таблицы можно сделать выводы.
Из 12-ти детей принимавших участие в исследовании, никто не набрал такое количество баллов, которое соответствовало бы высокому уровню по данной методике.
4 ребенка справились с заданиями, набрав 22-25 баллов – средний уровень.
8 детей по данной методике получили 15 -20 баллов – низкий уровень.
Наглядно это показано в гистограмме 6.
Гистограмма 6.
«Образование глаголов совершенного и несовершенного вида»
Анализируя данные гистограммы № 6, мы заметили, что все дети испытывали трудности в выполнении заданий по данной методике. Это объясняется тем, что у детей данной группы не сформирован навык образования глаголов совершенного и несовершенного вида в силу их психолого-педагогических особенностей, в частности замедленным темпом усвоения форм словообразования слов, т.е. у детей с ОНР III уровня не сформирован навык владения лексическими значениями.
Вывод: Словарь детей с ОНР III уровня, принявших участие в исследовании не соответствует возрасту в виду несформированности у них форм образования глаголов совершенного и несовершенного вида. Объясняется это дисгармонией развития морфологической и синтаксической структуры языка, семантических и формально-языковых компонентов у данных детей.
Проанализировав все методики, приходим к выводу, что развитие лексики у детей с ОНР III уровня, принявших участие в исследовании не соответствует возрасту в виду несформированности у них форм словообразования. Объясняется это дисгармонией развития морфологической и синтаксической структуры языка, семантических и формально-языковых компонентов у данных детей.
3.3. Развитие навыков словообразования
Изучив состояние
Наша методика состоит из 20 занятий (Приложение стр.14-29). Занятия проводились два раза в неделю, в течение четырех месяцев (с ноября 2005 г. по март 2006 г.).
Разработанная нами система занятий состоит из четырех этапов:
1. этап – формирование готовности к словообразованию. (5 занятий)
2. этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. (5 занятий)
3. этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей. (5 занятий)
4. этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. (5 занятий)
Занятия 1 этапа направлены на развитие ориентировочно-
На первом этапе мы работаем над формированием предварительной ориентировки детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев, как: длина слогового контура слов, звуковое сходство пар родственных слов. Для ориентировки детей в морфемной структуре слов используем метод их бинарного (парного) противопоставления, сопровождающийся сравнением содержательного аспекта. Отдельно остановимся на специфике подбора лексического материала для специальных упражнений. В современной лингвистике в зависимости от степени членимости слов выделяют два класса: исходные, или производящие основы, типа «лист, цвет», и производные слова типа «лиственный, цветной». Именно такой принцип деления слов обусловливает целесообразность указанных выше критериев для ориентировки. Объединяя исходные и производные слова в пары для ориентировки, мы соблюдаем следующие условия:
– наличие между словами существенной семантической разницы, например, «камень – каменщик» Уменьшительно-ласкательные суффиксы не изменяют полностью значение слова, а лишь меняют качественную характеристику обозначаемого, а поэтому представляется нецелесообразным начинать с них парное противопоставление значений слов;
– наличие значительной кинестетически ощутимой разницы между исходным и производным словами. В ряде случаев, когда словообразовательный аффикс выражен одним звуком, ребенок игнорирует произносительную разницу между вариантами слов («конфета – конфетка»), использование продуктивных словообразовательных принципов: суффиксального – для имен существительных и прилагательных, префиксального – для глаголов;
– подбор слов, имеющих четкие границы членимости, например «ключ – ключник»;
– при контекстном предъявлении парных однокоренных слов располагать их в непосредственной близости друг от друга – по принципу минимальной удаленности производного слова от производящего в рамках одного предложения.
Задания подобного плана, мы используем при формировании предварительной ориентировки детей в морфемной структуре не только имен существительных, но и других частей речи. Лексический материал при этом подбираем в соответствии с указанными выше принципами. Таким образом, первое направление нашей работы на первом этапе, фактически направлено на формирование начальных уровней антиципации как особого качества восприятия, обеспечивающего опережающее опознание объекта и (или) слова еще до того, как они будут полностью восприняты.
Разрабатывая со 2 по 4 этапы нашей работы, мы взяли за основу методику Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой. Потому что их логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Работу над словообразовательными аффиксами мы осуществляем следующим образом.
1. Сравниваем слова с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираем слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделяем общее значение, вносимое аффиксом.
3. Выделяем в предъявленной группе слов сходное звучание (общей морфемы).
4.Закрепляем связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносим значение уменьшительности, -ниц- значение вместилища).
5. Анализируем звуковой состав выделенной морфемы.
6. Самостоятельное образование детьми слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования используем прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравниваем ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняем, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваем родственные слова (мотивирующее и производное); определяем, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делаем упор на семантику, значение морфемы..
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используем графические схемы слов. При этом вначале составляем графическую схему корневой морфемы, а затем к ней добавляем графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Занятия 2 этапа направлены на закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Содержание второго этапа нашей работы:
1. Существительные.
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -ник-.
2. Глаголы.
Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
3. Прилагательные.
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-
Занятия 3 этапа направлены на закрепление менее продуктивных моделей.
Содержание третьего этапа нашей работы:
1. Существительные.
Образование а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -енък-, -ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); в) существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).
2. Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
3. Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом - и - без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -,
-ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-,-чив- -лив.
Занятия 4 этапа направлены на уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание четвертого этапа нашей работы:
1. Существительные.
Образование названий профессий.
2. Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с -, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.
3. Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -енък.
Распределив, таким образом, занятия в нашей системе мы предусмотрели все слагаемые параметры, необходимые для развития словообразования.
Распределив, таким образом, занятия в нашей системе мы предусмотрели все слагаемые параметры, необходимые для развития словообразования.
Структура занятий на первом этапе представлена следующим образом:
1. Организационный момент.
2. Парное противопоставление слов.
3. Физическая разминка.
4. Закрепление
5. Итог.
Структура занятий на втором-четвертом этапах представлена следующим образом:
1. Организационный момент.
2. Сравнение слов с одинаковой морфемой.
3. Физическая разминка.
4. Закрепление словообразовательн
5. Итог.
3.4. Итог проведенной логопедической работы.
Для проведения контрольного исследования мы воспользовались теми же методиками, что и в констатирующем исследовании. Это объясняется необходимостью проверить эффективность нашей коррекционной работы.
По результатам проведения методики № 1 выяснилось, что абсолютно со всеми заданиями 2-е детей. Это позволяет нам говорить о том, что эти дети отлично образовывают уменьшительно-ласкательную форму существительного с помощью суффиксов -ик; -чик.