Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:29, реферат
История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.
Коменский в своих сочинениях много
внимания уделил раскрытию природы
ребенка и его способностей. В
этом отношении наряду с “Великой
дидактикой” следует особо
Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский.
Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.
“Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.
“Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в- четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого».
Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.
Ребенку с рождения сопутствует
“способность познания”. “...Человек
родился способным для
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
12. Обоснование Я.А. Коменским системы всеобщего образования, основных дидактических положений (дидактические принципы, классно - урочная система, цели и содержания образования, общественное назначение школ).
Дидактика.
«Золотое правило дидактики»
Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Дидактические принципы:
1. Наглядность. Обучение начинать с вещей, явлений, примеров. Золотое правило дидактики.
2. Сознательность. Не предлагать для памяти того, что не понято рассудком.
3. Систематичность и последовательность. Не делать скачков в обучении.
4. Прочность. Не спешить, а медленно идти вперед.
5. Посильность. Учитывать возможности учащихся.
Я.А. Коменский разработал классно-урочной систему обучения, теоретически обосновалее и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются:
а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели;
б) урок, что предполагает четкое соотнесение
всех видов учебной работы с конкретным
временным отрезком (учебный год,
четверть, каникулы, учебная неделя,
учебный день – от 4 до 6 уроков, урок,
перемена). Важным звеном в разработанной
Я.А. Коменским системе становится
процесс закрепления и
В школах тогда прием учащихся производился
в разное время, в течение всего
года. Ученики хотя и сидели вместе
в классе, но коллективных занятий
со всеми учениками класса большей
частью не было: каждый учащийся учил свое,
продвигался своим, индивидуальным
темпом. Учитель занимался
Коменский справедливо считается великим реформатором школы. При жизни его идеи и учение о школе не были и не могли быть осуществлены. Более того, подлинное осуществление этих идей стало возможным только спустя 300 лет.
Все учение Коменского и его практическая деятельность были направлены к коренному преобразованию существовавшей школьной системы в духе идей ее демократизации.
Коменский создал стройное для своего времени учение о школе, постаравшись раскрыть ее назначение, цели и задачи. В трудах Коменского содержится критика средневековой школы, намечены пути демократизации школьной системы, показано, каким должно быть содержание образования и каковы возможные формы связи школы с жизнью.
Коменский указывает, что, согласно обычному словоупотреблению под словом «школа» понимают как здание, так и собрание, в котором обучаются для приобретения познания вещей, понимания и умения применять всякого рода искусства. Но это определение даже сам Коменский не считал полным, исчерпывающим. Он много раз возвращался к этому вопросу, определяя школу как очаг обучения и воспитания подрастающего поколения, мастерскую знания, света. Поскольку школа ставит перед собой цель нравственного воспитания, Коменский называет ее также мастерской человечности, мастерской гуманизма.
В эпоху Коменского и до нее воспитание в основном осуществлялось двумя путями: в школе и в семье. Коменский, исходя из общественного назначения воспитания, отстаивал преимущество школьного воспитания перед семейным. Но при этом Коменский, определяя ведущую роль школы в воспитании детей, вместе с тем большое место отводил в нем семье и общественной среде, требовал согласованной, совместной работы школы и семьи в общечеловеческом деле воспитания детей.
Говоря о преимуществах школы, Коменский исходит из того основного положения, что «молодежь должна получать образование совместно».
Коменский пишет о причинах возникновения
школы: «При многообразии людей и
их занятий редко встречаются
такие родители, которые могли
бы сами воспитывать своих детей
или по роду своей деятельности располагали
бы необходимым для этого досугом.
Поэтому давно уже
Программа воспитания
Цели воспитания:
1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности.
2. Подготовка к загробной жизни.
Задачи воспитания:
1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание).
2. Управление собой (
3. Стремление к богу (религиозное воспитание).
Природосообразность воспитания.
Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек.
13. Социокультурные предпосылки и теоретические основы светского образования в Западной Европе эпохи Просвещения.
Западноевропейская
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.
Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.
С падением Римской империи начинается
история западноевропейского
Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.
Культурное взаимодействие между варварскими племенами и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.
Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.
Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.
Однако влияние этих трех начал
средневековой культуры на ее характер
не было, да и не могло быть равнозначным.
Доминантой средневековой культуры,
ее духовным стержнем стало христианство.
Оно выступало в качестве новой
мировоззренческой опоры
Условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).
Иерархичность - собственность была как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.
Информация о работе История образования как наука и учебный предмет