Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа
Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке процессуально - технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей средней школы.В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформированы следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, выявить место коммуникативных способностей в структуре профессионально-педагогической компетентности.
2. Раскрыть сущность, структуру коммуникативной компетентности, уровни и критерии её развития.
3.Описать диагностическую методику определения уровня развития коммуникативной компетентности.
Введение
Глава 1: Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.
1.1.Понятие коммуникации.
1.2.Общение как коммуникация.
1.3.Коммуникативная компетенция учителя.
1.4.Педагогические способности учителей средней школы.
1.5.Коммуникативные барьеры.
1.6.Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.
Глава 2: Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.
2.1. Методы, которые можно использовать для изучения коммуникации.
2.2. Обработка и анализ результатов.
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Учреждение образования « Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»
Кафедра практической психологии
и дефектологии
« Коммуникативная компетентность учителей средней школы»
Мозырь 2011
Содержание
Введение
Глава 1: Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.
Глава 2: Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.
2.1. Методы, которые можно
использовать для изучения
2.2. Обработка и анализ результатов.
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Введение
Актуальность исследования. Современный этап развития системы образования Беларуси характеризуется кардинальными переменами. В образовательной стратегии приоритетной становится гуманистическая парадигма. Сегодня можно констатировать, что оформляется идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Доверие к ребёнку, учение без принуждений и наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд, исследовательский поиск, возможность выбора деятельности и принятие ответственности за свой выбор – основные ценностные установки новой школы.
С переходом к гуманистической парадигме образования, направленной на поддержку ребёнка в его развитии и саморазвитии, предъявляются качественно новые требования к личности учителя. Перед педагогическим образованием стоит задача подготовки специалистов, способных понимать и принимать внутренний мир ребёнка, стремящихся строить взаимоотношения на основе диалога, обладающих умениями создания открытых отношений, готовых к адекватному педагогическому общению с учащимися в процессе совместной с ним деятельности, к максимальной реализации способностей ученика, обеспечению его эмоционального благополучия в учебно-воспитательном процессе школы. Такая профессиональная гуманистическая позиция есть отражение определённых мировоззренческих взглядов педагога.
В данном контексте всё большее внимание уделяется педагогическому взаимодействию. Гуманистическая педагогика признаёт самым эффективным способ педагогического взаимодействия, которым достигается наиболее полное стремление к взаимопониманию, участники согласовывают свои позиции посредством диалога, который является базовой формой коммуникации.
Потребность в педагогах, способных занять гуманистическую позицию по отношению к ученикам и осуществить свои профессиональные функции через верно созданную ситуацию общения, выдвигает в разряд актуальных проблему целенаправленного развития у учителей коммуникативной компетентности(А.А. Бодалева, О.И. Даниленко, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Н.Е. Щуркова и др.)
Вопросы развития коммуникативной компетентности учителя рассматривали в своих трудах Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, М.И. Лукьянова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Е.И. Рогов и др.
Определение коммуникативной компетентности тесным образом связано с пониманием сущности педагогического общения , поэтому для нашей работы значимы теоретические исследования, проведённые Б.Г. Ананьевым, Г. М. Андреевой, А.А. Бодалевым, В.А. Горяниной, В.С. Грехневым,Я.Л. Коломинским, С.В. Кондратьевой, А.А. Леонтьевым и др.
Таким образом, широкий круг исследований, посвящённых коммуникативной компетентности, позволяет утверждать, что данная проблема является значимой для современной психологии. Несмотря на теоретическую разработанность проблемы однако нельзя утверждать , что в школе взаимоотношения в диаде « учитель- ученик» претерпевает радикальные изменения. До сих пор учитель в своей работе зачастую ориентируется на обезличенный характер и регламентированность учебно - воспитательного процесса. Проблема такого расхождения заключается в отсутствии готовности учителя к реализации профессиональной гуманности. Владение гуманистическими идеалами напрямую связано с личностно-профессиональным развитием педагога, предполагает определение системы ценностей и ценностных отношений как программного содержания профессиональной подготовки.
В нашем исследовании мы предполагаем рассмотреть развитие коммуникативной компетентности у учителей средней школы в контексте гуманистической парадигмы образования, ценностными установками которой является эмпатия, педагогическая поддержка школьника; а учитель призван быть для своих учеников образцом нравственного поведения и высокой культуры общения, способен сотрудничать с ними с позиции диалога, сотворчества.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы курсовой работы: « Коммуникативная компетентность учителей средней школы».
Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке процессуально - технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей средней школы.
Объект исследования: коммуникативная компетентность учителя.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности учителя.
Гипотеза исследования предполагает, что уровень коммуникативной компетентности выше у тех учителей, которые систематически повышают свой уровень психологической компетентности по вопросам общения и межличностных отношений. Процесс успешности коммуникативной компетентности у учителей будет успешным, если коммуникативная компетентность будет признаваться субъектами образовательного процесса как готовность учителя к осуществлению гуманистически ориентированного взаимодействия с учениками; как сложное структурное образование, содержащее мотивационный, информационно-содержательный, операционно-деятельностный компонент, и их развитие будет осуществляться в диалектическом единстве.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформированы следующие задачи:
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ
научной психолого-
- изучение документации школы;
- теоретические методы
исследования с целью описания
сущности коммуникативной
- беседы с педагогами; наблюдение педагогической деятельности.
Глава 1 . Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Поэтому социальная общность, достигаемая, например, в толпе при панике, коммуникацией не является, поскольку в данном случае происходит деперсонализация личности, и человек на какое-то время утрачивает некоторые свои индивидуальные черты, « растворяясь » в общей людской массе и подчиняясь её законам.
В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и т.д., либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем [23]. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации(средства массовой коммуникации). Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека, так или иначе связано с цивилизацией, породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнение и поведение людей. Как меж индивидуальный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимодействующих субъектов [2, с. 234].
Коммуникация выступает
как особая функция общения. Она
проявляется в передаче и принятии
информации. Эта функция играет важную
роль в межличностных отношениях,
поскольку информационные процессы
в современном мире определяют значительную
часть в жизнедеятельности
Для анализа коммуникативного
аспекта общения часто
Общение, или, как часто называют этот процесс, коммуникация – чрезмерно широкое и ёмкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. « Есть даже предложение, что где-то в просторах Вселенной коммуникация соединяет друг с другом гигантские небесные тела. И метафора Лермонтова «И звезда с звездою говорит» обретает, таким образом, новый неожиданный смысл» [4, с. 7]. Общение многолико; оно имеют много форм и видов. Педагогическое общение есть частный вид общения людей (например, в сопоставлении с мировым общением (бизнескоммуникацией), семейным общением и т.д.) [9, с. 322] .
Общение может выступать в форме коммуникации. Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:
Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, её значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. При этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.
Информация о работе Коммуникативная компетентность учителей средней школы