Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа
Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке процессуально - технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей средней школы.В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформированы следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, выявить место коммуникативных способностей в структуре профессионально-педагогической компетентности.
2. Раскрыть сущность, структуру коммуникативной компетентности, уровни и критерии её развития.
3.Описать диагностическую методику определения уровня развития коммуникативной компетентности.
Введение
Глава 1: Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.
1.1.Понятие коммуникации.
1.2.Общение как коммуникация.
1.3.Коммуникативная компетенция учителя.
1.4.Педагогические способности учителей средней школы.
1.5.Коммуникативные барьеры.
1.6.Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.
Глава 2: Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.
2.1. Методы, которые можно использовать для изучения коммуникации.
2.2. Обработка и анализ результатов.
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Важным моментом процесса
формирования коммуникативных навыков
является мысленное проигрывание своего
поведения в различных
Т.о. коммуникативную компетентность целесообразно использовать как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие.
Глава 2. Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.
2.1.Методы, которые можно использовать для изучения коммуникации.
Любая методика - это метод вмешательства (большего или меньшего). Так, в частности, область методики ориентирована в направлении воздействия на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения, другими словами КОС рассматривается как средство развития коммуникативности в общении. О важности и актуальности понимаемой таким образом цели методики свидетельствуют тенденции повышения весомости общения в жизни современного учителя. Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования коммуникативности в общении, зависит прежде всего от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В психологии в структуре общения выделяют 3 основные компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие учителем ученика. Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении – это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии [14].
Развитое общение всегда включает в себя 2 тесно связанные грани- общение, основанное на субъект-объектной схеме, при котором партнёрам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта, и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Последнее характеризуется равенством психологических позиций участников (оба субъекты), активностью сторон при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую.
Из двух указанных схем
развитого общения
Субъект-объектное психологическое воздействие приводит к результату в виде репродуктивных образований, напротив, эффекты продуктивные, творческие по своей природе, совершенно справедливо связываются с психологическим воздействием, реализующим субъект-субъектную форму общения.
Анализ возможных воздействий методики обнаруживает, что в процессе работы так или иначе затрагиваются достаточно глубокие психологические образования участников методики. Когда речь идёт о том, что в методике человек получает новые конкретные сведения о себе, то при этом имеется в виду не только некий поверхностный срез, но и такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки и т.п.
Так, Роджерс, например, считает, что действительность воздействует на личность скорее деструктивным образом и что адекватной сферой для роста здоровой личности являются «очищенные» от реальности формы лабораторного группового воздействия [14].
Овладение «субъект-субъектным», продуктивным, глубинным общением является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках методики. Активная позиция участника методики в достижении окончательных результатов является моментом принципиально важным, отражающим специфику рассматриваемого метода, его субъект-субъектную природу: только на основе активного самосознания можно добиваться действительно серьёзных результатов психологического воздействия, особенно в том случае, если оно направлено на взрослого человека и затрагивает достаточно глубокие психологические образования [14].
2.2 Обработка и анализ результатов
В рамках данного курсового
проекта в проведении исследования
приняли участие учителя-
В первой методике –КОС- мы определяли какие склонности (коммуникативные или организаторские) преобладают у данной группы учителей. Испытуемым было предложено 40 вопросов разного характера, на которые нужно было ответить «Да» или «Нет». При обработке результатов мы вычислили оценочные коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей учителей и занесли данные в таблицу 2:
№ п/п |
ФИО учителей |
Оценка |
1 |
Гавриловец А.И. |
3 |
2 |
Гавриловец Е.С. |
3 |
3 |
Гавриловец Н.П. |
3 |
4 |
Гавриловец С.И. |
4 |
5 |
Гавриловец С.Вас. |
3 |
6 |
Гавриловец С.Вл. |
5 |
7 |
Еремич Л.И. |
3 |
8 |
Жукевич О.Н. |
4 |
9 |
Ковбиченко В.П. |
3 |
10 |
Ковбиченко М.П. |
3 |
11 |
Колесная М.В. |
4 |
12 |
Лозко Т.М. |
5 |
13 |
Попович С.А. |
4 |
14 |
Приходько П.П. |
3 |
15 |
Русак Е.А. |
5 |
16 |
Саковец М.А. |
3 |
17 |
Случич Ю.А. |
4 |
18 |
Хомутовская С.А. |
3 |
19 |
Шестак А.Б. |
4 |
20 |
Юргенс А.Б. |
5 |
Из данной таблицы видно, что преобладает оценка «3» . Её получило 50% испытуемых. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
На втором месте учителя,
получившие оценку «4» (30%). Испытуемые,
получившие оценку 4, относятся к
группе с высоким уровнем проявления
коммуникативных и
Учителей, которые получили наивысшую оценку «5» насчитывается 20%. Они обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Эти учителя испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Как правило, в нашем исследовании, в последнюю группу вошли вошли молодые учителя, с максимальным стажем работы 5 лет. Также присутствуют и те, которые только прибыли на работу . Исходя из этого можно сделать вывод о том, что у молодых учителей на высоком уровне развиты коммуникативные и организаторские склонности. Они, как правило, энергичны, общительны, легко находят общий язык с окружающими и любят организовывать различные занимательные, интересные для детей мероприятия.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (тест В.С. РЯХОВСКОГО)
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности .
Обработав полученные результаты мы можем сделать следующие выводы:
Испытуемые, получившие оценку 9-13 баллов общительны , любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми. Они любят оказаться в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывают вспыльчивы, но быстро отходят. Чего им не хватает, то это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, они могут заставить себя не отступать. В эту группу входят молодые учителя: Гавриловец С.В., Лозко Т.М., Русак Е.А., Юргенс Т.П. и Гавриловец С.И.
Следующая группа испытуемых обладает нормальной коммуникабельностью. Они набрали от 14 до 18 баллов. Они любознательны, охотно слушают своего собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. Эту группу составляют : Гавриловец А.И., Гавриловец Н.П., Еремич Л.И., Жукевич О. Н., Попович С.А., Саковец М.А. и Случич Ю.А.
Гавриловец Е.С., Гавриловец С.В., Ковбиченко В.П., Ковбиченко М.П., Колесная М.В., Приходько П.П., Хомутовская С.А. и Шестак А.Б. набрали от19 до 24 баллов. Это свидетельствует о том, что эти учителя в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя уверенно. Новые проблемы их не пугают. И всё же с новыми людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях иногда много сарказма, без всякого на то основания.
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ
По результатам проведения этого теста можно сказать о том, что все учителя, кроме двух, набрали от 7 до 10 баллов. Это свидетельствует о том, что практически у всех учителей Милошевичской средней школы высокий коммуникативный контроль. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих. И только 2 учителя этой школы имеют средний коммуникативный контроль, они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своём поведении с окружающими людьми. К этим учителям относятся Гавриловец А.И. и Саковец М.А. Они набрали от 4 до 6 боллов в данном тесте.
Заключение
В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам исследования коммуникативной компетентности учителей, ознакомилась с методами диагностики коммуникативных и организаторских склонностей.
Для достижения поставленной
цели были проведены 3 методики
на определение:
Исходя из этих методик можно судить о том, что современные учителя достаточно коммуникабельны, они обладают высоким коммуникативным контролем, но, к сожалению, только молодые учителя обладают очень высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей.
Также нами был разработан социально-психологический
тренинг для решения актуальных
проблем в области
В современном мире усиливается интерес к исследованию коммуникативных способностей и коммуникабельности как к одним из важнейших психологических инструментов познания личности.
Библиографический список
1.Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 363 с.
2.Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина.- 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 264 с.
3.Бодалева А.А.
4.Брудный А.А. Понимание и общение.-М.,-1989.
5.Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 208 с.
6.Горянина, В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-416 с.
7.Емельянтв Ю.Н. Активное
социально-психологическое
8.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по соц. Психологии.- М., 1990.
9.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб.- М.: Логос, 2002. – 384 с.
10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
11.Крысько В.Г. Социальная психология: : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 448 с.
12.Леонтьев А.Н. О
13.Мелибурда Е.Л. – Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265 с.
14.Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. – М.: 1987.- 297 с.
15.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., стериотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 512 с.
16.Психологические тесты. В 2 т. / под ред. А.А. Карелина.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- Т. 2. – 247 с.
17.Рогов Е.И. Настольная
книга практического психолога:
18.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
19.Рудесташ К. Социальная психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М.: Прогресс, 1990.-220 с.
20.Рыданова И.И. Основы педагогического общения.- М., 1998.
21.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп.(Серия «Учебники, учебные пособия».)- Ростов н / Д: Феникс, 2002.- 672 с.
Информация о работе Коммуникативная компетентность учителей средней школы