Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:10, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение этапов обучения лексике при коммуникативном подходе. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: дать общую характеристику лексическим навыкам, выявить пути усвоения лексического материала и рассмотреть формирование лексических навыков при коммуникативном подходе.
Введение.
Глава I.
1.1 Цель и содержание коммуникативного обучения и понятие коммуникативной ситуации.
1.2 Общая характеристика лексических навыков и пути усвоения лексического материала.
Глава II.
2.1 Виды коммуникативных заданий.
2.2 Формирование лексических навыков в различных видах речевой деятельности.
Заключение.
Подобные
задания приучают школьников
к речевому взаимодействию
на иностранном языке в
2. Задания , предполагающие «информационное неравенство»( information gap) могут принимать различные формы:
-picture gap ( у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, -matching tasks)
-text gap ( у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности , присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика , и недостаток информации нужно восполнить –jig-saw reading)
-knowledge gap ( у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить - complete the-table tasks)
-belief/ opinion gap ( у обучаемых имеются разные убеждения , а нужно выработать единое мнение)
-reasoning gap ( у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить )
Примером задания типа « information gap» является коммуникативная игра “Treasure Island”( «Остров сокровищ») Два участника общения («искатели клада») имеют контурные карты с изображением « необитаемого острова». Информация на карте одного участника отсутствует на карте другого. Участники, задавая друг другу вопросы, пытаются обнаружить все подстерегающие из «опасности» В итоге единственный квадрат на контурных картах обоих участников остается пустым. Это и есть место, где спрятан клад. Работа проводится в парах, и побеждает пара участников, первая нашедшая «клад»
3. Проблемные речемыслительные задания
Они могут быть основаны на следующем:
- на предположении ( hypothesis)
Некоторые из названных приемов получили широкое распространение, например выстраивание последовательности рассказа из его фрагментов, распределенных между учащимися. Нередко учителя применяют на уроке приемы догадки о том, где спрятан предмет или что задумано ведущим. Используется ранжирование, т.е. расположение предметов или понятий по принципу из важности или полезности для учащихся. Эта работа может проходить в малых группах, вызывая дискуссии. Учителя организуют на уроках выявление сходств и различий в понятиях, изображениях и текстах, исключение лишнего предмета, мысли, текста.
Задания, требующее от учащихся открытия, может проходить в игровой форме. Одно из подобных заданий заключается в том, чтобы найти «преступника» и раскрыть обстоятельства « преступления» Для этой игры требуется 20 карточек с разными именами и обстоятельствами преступления. Данные карточки повторяются на больших картах. Карточки раздаются « свидетелям», а большие карты раздаются «следователям». Из 20 маленьких карточек одна удаляется и откладывается в сторону. Это и есть имя «преступника» и обстоятельства «преступления». « Следователи» должны как можно скорее догадаться , какая карточка отложена в сторону, назвать имя «преступника» и обстоятельства «преступления» .
При
работе над обсуждаемой
Перенос информации возможен в двух основных видах
-из текста в наглядное изображение
-из наглядного изображения в текст
Для переноса информации существуют следующие виды наглядного изображения:
Данные виды наглядного изображения можно использовать для перевода информации из текста в изображение ( например , в таблицу ) и наоборот . Картинка обычно сочетается с описанием бытовой сцены, план используется для описания места действия рассказа, карта позволяет наглядно представить географию района, диаграмма помогает представить фактическую информацию , таблица нужна для использования необходимых данных, ассоциативная карта полезна для рассуждений , карточки удобны для расположения событий в правильной последовательности. (2, стр. 20)
На уроке
иностранного языка можно
Ролевое общение реализуется в ролевой игре- виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом , распределенными ролями и межролевыми отношениями. Ролевые игры могут быть: контролируемая ролевая игра( controlled role-play), умеренно контролируемая ролевая игра ( semi-controlled role-play), свободная ролевая игра ( free role-play), эпизодически ролевая игра( small –scale role –play), длительная ролевая игра ( large-scale role-play).
Наиболее простой является ролевая игра, для участия в которой школьники получают общее описание сюжета и описания своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться , какой линии поведения следует из партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.
Наиболее сложными являются свободная и длительные ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества. Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга(упражнений в общении) . К подобным заданиям относятся следующие:
- line –up ( учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком)
- rounds ( участники « круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек.)
Коммуникативное обучение иностранным языкам осуществляется также с применением спонтанного общения. Спонтанное общение на уроке возникает , когда учебная ситуация переходит в естественную.Такое общение имеет следующие особенности:
Спонтанное иноязычное общение формирует так называемые имплицитные знания ( implicit knowledge), которые отличаются от эксплицитных знаний ( explicit knowledge). ( см. приложение1) Имплицитное творческое владение иностранным языком нуждается в целенаправленном развитии, и эта задача может быть решена путем расширения опыта спонтанного иноязычного общения учащихся.
2.2 Формирование лексических навыков в различных видах речевой деятельности.
Основной практической целью обучения
лексики в средней школе является формирование
у учащихся лексических навыков.
Шатилов определяет речевой экспрессивный
лексический навык как навык интуитивно
правильного словоупотребления и словообразования
в устной и письменной речи в соответствии
с условиями ситуации общения и целями
коммуникации.
Рецептивный лексический навык – навык
узнавания и понимания при восприятии
на слух и при чтении лексических явлений.
Лексические навыки формируются на основе
следующих лексических единиц:
- слова
- устойчивые сочетания
- речевые клише
Психофизиологической основой речевых
экспрессивных и рецептивных навыков
является лексически автоматизированные
динамические связи как единства семантических,
слухоречемоторных и графемно-фонемных
образов лексических единиц (см. схему
Бима).
Экспрессивный лексический навык предполагает:
- быстрое нахождение слова в памяти, выбор
из соответствующих синонимических и
антонимических рядов.
- включить в сочетание на основе смысловой
совместимости и в соответствии с грамматической
нормой
- включить сочетание в предложение, текст
- произнести или записать слово, что предполагает
владение его звуковой или графической
формой
Для рецептивных видов РД необходимо:
- соотносить графический или звучащий
образ слова с лексическим значением
- определение грамматической формы слова,
связь с другими словами, проникновение
в смысл
- дифференцировать сходные слова
- использование словообразовательной/
- использование прогнозирования.
В системе упражнений, развивающих любой вид речевой деятельности, выделяются две подсистемы — подготовительные упражнения и речевые упражнения.
С помощью подготовительных упражнений усваивается форма и значение языковых явлений (в данном случае "лексических единиц), а также действия с ними как компонентами речевой деятельности.
Подготовительные упражнения, являясь необходимой и крайне важной частью общей системы упражнений, включают ряд групп, в основе выделения которых могут лежать разные критерии. Например, деление видов речевых умений на рецептивные, рецептивно-репродуктивные и продуктивные; противопоставление различных групп упражнений с точки зрения их большего или меньшего приближения к естественному речевому общению — языковые (или некоммуникативные); условно-речевые (или условно-коммуникативные); речевые (коммуникативные).
Расхождение в обозначении групп упражнений (характерное как для отечественной, так и для зарубежной методики) не имеет принципиального значения. Эффективность системы упражнений в целом и особенности тех или иных групп определяют типы упражнений.
Типы подготовительных упражнений должны выделяться с учетом последовательности формирования навыков и характера операций, лежащих в их основе. Поскольку навык определяется как «закрепленные операции» (термин А. Н. Леонтьева), то в каждый тип упражнений должны входить виды, обеспечивающие достаточное повторение новых языковых явлений (в данном случае лексических единиц) в различных сочетаниях и в разном, хотя и несложном, контексте.
Этапы формирования лексических навыков
1. - презентация ЛЕ – ознакомление с формой
слова: написание, произношение, грамматические
и структурные особенности – для создания
прочных звукомоторных образов
- раскрытие значения слова – семантизация:
способы:
1) переводные: перевод, перевод-толкование
(эквивалент+объяснение).
2) беспереводные:
- наглядность: действенная, предметно-изобразительная
(- неверное понятие, + прямое соотнесения
образа, - неспособность семантизировать
абстрактные существительные
- раскрытие значения посредством ИЯ:
1) определение: - нельзя использовать для
начального этапа, м.б. слишком длинным,
+ раскрывает смысловую структуру слова
2) перечисление
3) синонимы и антонимы: + гнездовая система,
- не всегда есть синонимы, не годится для
начального обучения
4) контекст
Шатилов: беспереводное владение словом
ИЯ в значительной степени зависит от
практики, характера закрепления, Ане
от способа введения.
Использование беспереводных способов
является приоритетным.
2. и 3.
- условноречевые и подлинноречевые лексически
направленные ситуативные и контекстные
упражнения
- одним из главных условий эффективной
работы является ограничение количества
трудностей. Урок должен быть комплексным.
Группы упражнений, использующихся при
работе над лексической стороной речи:
1) языковые – начальный этап обучения
a. продуктивные лексические навыки
- read the list of words
- read in an alphabetical order
- read the sentences and fill in the blanks with appropriate words
- replace the pictures with words
- translate Russian words in the text into English
- fill in the blanks with a word from a list of synonyms
- correct misprints in the underlined words
- read the dialogue/text and find the word which is missing
- cross out an odd word from the list
- find a generalizing term for the words
- say what you have heard in other words
- replace the description with one word
- name the objects in the picture
- make a sentence with the underlined word as in pattern
- complete the sentence
- use a synonym for the underlined word
- name the words we usually use with these verbs
- make out a plan with keywords
b. условноречевые
- write what the people in the picture are saying to each other
- complete the B’s part with the new words
- listen to the beginning and complete the conversation using the new
words
- describe the picture using the new words
c. рецептивные лексические навыки
- 1 этап: изолированно дается форма, анализ
структуры, связей с другими словами, значение
- 2 этап: упражнения:
o find the word in a list of other words
o analyze the word and define its meaning by the parts which make the
word
o guess the meaning of the word by context
o fill in the blanks.
Информация о работе Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи