Компетентностный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут затронуты следующие вопросы:

- история становления данного подхода

- что включает в себя понятие компетентности, и каковы ключевые компетенции, которые должны быть выработаны у учащегося

- проблема постановки цели и разработки программ в рамках компетентностного подхода

- вывод о перспективах применения компетентностного подхода в Российском образовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

1. Краткий обзор истории становления компетентностного подхода…….3

2. Понятие компетентности /компетенции………………………………….5

3. Виды компетенций. Проблема ключевых компетенций………………...8

4. Проблема постановки цели и проблема составления программы в

рамках компетентностного подхода……………………………………..…16

5. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании......20

Заключение……………………...……………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

куросвик по антропологии.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

     • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

     • Оценка образовательных результатов  основывается на анализе уровней  образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.»

     Изменения в образовании вызваны переменами в общественной жизни, главной из которых, Лебедев, как и многие другие авторы, считает «ускорение темпов развитие общества», изменение требований к работнику на рынке труда, развитие процессов информатизации. Многие считают, что путь развития образования, направленный всего лишь на увеличение объема изучаемого материала, является экстенсивным и тупиковым, и поэтому предлагают иные решения проблемы, в том числе, переход на компетентностный подход. Преимущество этого подхода в том, что акцент здесь делается на «результат ученика, который не сводится только к уровню предметной обученности, но и должен включать уровень сформированной компетентности – способности действовать в ситуации неопределенности на основе полученных знаний».8 

3. Виды компетенций.  Проблема ключевых компетенций.

     Исходя  из того, что разные авторы по-разному  толкуют само понятие компетенции, можно легко сделать вывод, что они выделяют разные виды и классификации компетенций. Так, например, Дж. Равен, который говорит о компетенции как о явлении, состоящем «из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения»9, в своей работе «Компетентность в современном обществе» приводит 37 видов компетенций. Приведем их ниже в сокращенном виде.

  1. тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
  2. тенденция контролировать свою деятельность;
  3. вовлечение эмоций в процесс деятельности;
  4. готовность и способность обучаться самостоятельно;
  5. поиск и использование обратной связи;
  6. уверенность в себе;
  7. самоконтроль;
  8. адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
  9. склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;
  10. внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
  11. самостоятельность мышления, оригинальность;
  12. критическое мышление;
  13. готовность решать сложные вопросы;
  14. готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
  15. исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);
  16. готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
  17. отсутствие фатализма;
  18. готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
  19. знание того, как использовать инновации;
  20. уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;
  21. установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;
  22. настойчивость;
  23. использование ресурсов;
  24. доверие;
  25. отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
  26. способность принимать решения;
  27. персональная ответственность;
  28. способность к совместной работе ради достижения цели;
  29. способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
  30. способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
  31. стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;
  32. готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
  33. способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  34. способность эффективно работать в качестве подчиненного;
  35. терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;
  36. понимание плюралистической политики;
  37. готовность заниматься организационным и общественным планированием10.

     Вполне  естественно полагать, что школа  общеобразовательная школа не в  состоянии сформировать такой уровень компетентности у учеников, чтобы они смогли решать задачи во всех сферах деятельности и во всех ситуациях. Поэтому цель школы согласно «Концепции модернизации Российского образования» определяется следующим образом: «Общеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»11.

     Возникает вопрос: что такое ключевые компетенции, и каковы они?

     В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы была высказана идея о необходимости выделения ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. Советом Европы было определено 5 ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые европейцы. Это:

     - «политические и социальные компетенции,  такие как способность принимать  ответственность, участвовать в  принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; 
- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение – resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий; 
- компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком; 
- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой; 
- способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни»12.

     Снова мы можем отметить, что существуют несколько различающиеся взгляды на понятие ключевых компетенций учащихся. Проанализируем несколько работ, посвященных этому аспекту компетентностного подхода.

     Начнем  с работы И.А.Зимней. Зимняя говорит  о том, что теоретически можно  выделить три группы ключевых компетенций13:

     - компетенции, относящиеся к самому  себе как личности, как субъекту  жизнедеятельности; 
- компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;  
- компетенции, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

     В данном случае компетенции понимаются как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека, обозначим, очертим сначала круг этих основных компетенций, имея в виду их дальнейшие проявления в качестве компетентностей. Всего здесь выделяется 10 ключевых компетенций, которые распределяются следующим образом:

     1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть: 
- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни, 
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии; 
- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;  
- компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);  
- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

     2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: 
- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; 
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций , ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

     3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека: 
- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; 
- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование,моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности; 
- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

     Так выглядит список ключевых компетенций  в работе И.А.Зимней14. Теперь рассмотрим взгляд на проблему ключевых компетенций доктора педагогических наук А.В.Хуторского.

     Хуторской говорит о необходимости формирования у учащихся так называемых общеобразовательных  компетенций, которые он определяет следующим образом: «Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности15». Ученики должны не просто усваивать некий набор знаний и умений, отдельных друг от друга, но развить способности применять эти знания в жизни, решая повседневные задачи различного уровня, начиная от бытовых проблем и заканчивая производственными и социальными. А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию образовательных компетенций16:

  1. ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  2. общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  3. предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

     К ключевым компетенциям он относит следующие  виды компетенций:

1. Ценностно-смысловые  компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.  
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.  
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.  
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер и т.д.) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.  
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально-трудовые  компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.  
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

     Хуторской говорит о том, что данный перечень ключевых компетенций основан на определении «целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе»17.

     Также я считаю необходимым рассмотреть  позицию О.Е.Лебедева относительно вопроса о ключевых компетенциях.

     О.Е.Лебедев, не противореча «Концепции модернизации Российского образования», говорит о том, что формирование ключевых компетентностей – это цель школьного образования. Под ключевыми компетентностями автор понимает «способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем»18, причем эта способность может быть реализована учащимися и за рамками школьного образования. К целям школьного образования, т.е. к тем способностям и возможностям, которые учащиеся могут приобрести в результате их учебной деятельности, Лебедев определяет следующим образом:

     •  Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.

Информация о работе Компетентностный подход в образовании