Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:34, курсовая работа
В данной работе будут затронуты следующие вопросы:
- история становления данного подхода
- что включает в себя понятие компетентности, и каковы ключевые компетенции, которые должны быть выработаны у учащегося
- проблема постановки цели и разработки программ в рамках компетентностного подхода
- вывод о перспективах применения компетентностного подхода в Российском образовании.
Введение………………………………………………………………………2
1. Краткий обзор истории становления компетентностного подхода…….3
2. Понятие компетентности /компетенции………………………………….5
3. Виды компетенций. Проблема ключевых компетенций………………...8
4. Проблема постановки цели и проблема составления программы в
рамках компетентностного подхода……………………………………..…16
5. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании......20
Заключение……………………...……………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………..26
•
Смысл организации
• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.»
Изменения
в образовании вызваны
3. Виды компетенций. Проблема ключевых компетенций.
Исходя из того, что разные авторы по-разному толкуют само понятие компетенции, можно легко сделать вывод, что они выделяют разные виды и классификации компетенций. Так, например, Дж. Равен, который говорит о компетенции как о явлении, состоящем «из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения»9, в своей работе «Компетентность в современном обществе» приводит 37 видов компетенций. Приведем их ниже в сокращенном виде.
Вполне естественно полагать, что школа общеобразовательная школа не в состоянии сформировать такой уровень компетентности у учеников, чтобы они смогли решать задачи во всех сферах деятельности и во всех ситуациях. Поэтому цель школы согласно «Концепции модернизации Российского образования» определяется следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»11.
Возникает вопрос: что такое ключевые компетенции, и каковы они?
В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы была высказана идея о необходимости выделения ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. Советом Европы было определено 5 ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые европейцы. Это:
-
«политические и социальные
- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном
обществе. Для того, чтобы контролировать
проявление (возрождение – resurgence) расизма
и ксенофобии и развития климата нетолерантности,
образование должно «оснастить молодых
людей межкультурными компетенциями,
такими как принятие различий, уважение
других и способность жить с людьми других
культур, языков и религий;
- компетенции, относящиеся к владению
(mastery) устной и письменной коммуникацией,
которые особенно важны для работы и социальной
жизни, с акцентом на то, что тем людям,
которые не владеют ими, угрожает социальная
изоляция. В этом же контексте коммуникации
все большую важность приобретает владение
более чем одним языком;
- компетенции, связанные с возрастанием
информатизации общества. Владение этими
технологиями, понимание их применения,
слабых и сильных сторон и способов к критическому
суждению в отношении информации, распространяемой
масс-медийными средствами и рекламой;
- способность учиться на протяжении жизни
в качестве основы непрерывного обучения
в контексте как личной профессиональной,
так и социальной жизни»12.
Снова мы можем отметить, что существуют несколько различающиеся взгляды на понятие ключевых компетенций учащихся. Проанализируем несколько работ, посвященных этому аспекту компетентностного подхода.
Начнем с работы И.А.Зимней. Зимняя говорит о том, что теоретически можно выделить три группы ключевых компетенций13:
-
компетенции, относящиеся к
- компетенции, относящиеся к взаимодействию
человека с другими людьми;
- компетенции, относящиеся к деятельности
человека, проявляющиеся во всех ее типах
и формах.
В данном случае компетенции понимаются как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека, обозначим, очертим сначала круг этих основных компетенций, имея в виду их дальнейшие проявления в качестве компетентностей. Всего здесь выделяется 10 ключевых компетенций, которые распределяются следующим образом:
1.
Компетенции, относящиеся к самому человеку
как личности, субъекту деятельности,
общения. Они суть:
- компетенции здоровьесбережения: знание
и соблюдение норм здорового образа жизни,
знание опасности курения, алкоголизма,
наркомании, СПИДа; знание и соблюдение
правил личной гигиены, обихода; физическая
культура человека, свобода и ответственность
выбора образа жизни,
- компетенции ценностно-смысловой ориентации
в мире: ценности бытия, жизни; ценности
культуры (живопись, литература, искусство,
музыка), науки; производства; истории
цивилизаций, собственной страны; религии;
- компетенции интеграции: структурирование
знаний, ситуативно-адекватной актуализации
знаний, расширения приращения накопленных
знаний;
- компетенции гражданственности: знания
и соблюдение прав и обязанностей гражданина;
свобода и ответственность, уверенность
в себе, собственное достоинство, гражданский
долг; знание и гордость за символы государства
(герб, флаг, гимн);
- компетенции самосовершенствования,
саморегулирования, саморазвития, личностной
и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное
развитие; языковое и речевое развитие;
овладение культурой родного языка, владение
иностранным языком.
2.
Компетенции, относящиеся к социальному
взаимодействию человека и социальной
сферы:
- компетенции социального взаимодействия:
с обществом, общностью, коллективом, семьей,
друзьями, партнерами, конфликты и их погашение,
сотрудничество, толерантность, уважение
и принятие другого (раса, национальность,
религия, статус, роль, пол), социальная
мобильность;
- компетенции в общении: устном, письменном,
диалог, монолог, порождение и принятие
текста, знание и соблюдение традиций
, ритуала, этикета; кросс-культурное общение;
деловая переписка; делопроизводство,
бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные
задачи, уровни воздействия на реципиента.
3.
Компетенции, относящиеся к деятельности
человека:
- компетенция познавательной деятельности:
постановка и решение познавательных
задач; нестандартные решения, проблемные
ситуации - их создание и разрешение; продуктивное
и репродуктивное познание, исследование,
интеллектуальная деятельность;
- компетенции деятельности: игра, учение,
труд; средства и способы деятельности:
планирование, проектирование,моделирование,
прогнозирование, исследовательская деятельность,
ориентация в разных видах деятельности;
- компетенции информационных технологий:
прием, переработка, выдача информации;
преобразование информации (чтение, конспектирование),
массмедийные, мультимедийные технологии,
компьютерная грамотность; владение электронной,
интернет-технологией.
Так выглядит список ключевых компетенций в работе И.А.Зимней14. Теперь рассмотрим взгляд на проблему ключевых компетенций доктора педагогических наук А.В.Хуторского.
Хуторской
говорит о необходимости
К ключевым компетенциям он относит следующие виды компетенций:
1.
Ценностно-смысловые
компетенции. Это компетенции в сфере
мировоззрения, связанные с ценностными
ориентирами ученика, его способностью
видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться
в нем, осознавать свою роль и предназначение,
уметь выбирать целевые и смысловые установки
для своих действий и поступков, принимать
решения. Данные компетенции обеспечивают
механизм самоопределения ученика в ситуациях
учебной и иной деятельности. От них зависит
индивидуальная образовательная траектория
ученика и программа его жизнедеятельности
в целом.
2. Общекультурные
компетенции. Круг вопросов, по отношению
к которым ученик должен быть хорошо осведомлен,
обладать познаниями и опытом деятельности,
это – особенности национальной и общечеловеческой
культуры, духовно-нравственные основы
жизни человека и человечества, отдельных
народов, культурологические основы семейных,
социальных, общественных явлений и традиций,
роль науки и религии в жизни человека,
их влияние на мир, компетенции в бытовой
и культурно-досуговой сфере, например,
владение эффективными способами организации
свободного времени. Сюда же относится
опыт освоения учеником научной картины
мира, расширяющейся до культурологического
и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные
компетенции. Это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности,
соотнесенной с реальными познаваемыми
объектами. Сюда входят знания и умения
организации целеполагания, планирования,
анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной
деятельности. По отношению к изучаемым
объектам ученик овладевает креативными
навыками продуктивной деятельности:
добыванием знаний непосредственно из
реальности, владением приемами действий
в нестандартных ситуациях, эвристическими
методами решения проблем. В рамках данных
компетенций определяются требования
соответствующей функциональной грамотности:
умение отличать факты от домыслов, владение
измерительными навыками, использование
вероятностных, статистических и иных
методов познания.
4. Информационные
компетенции. При помощи реальных объектов
(телевизор, магнитофон, телефон, факс,
компьютер и т.д.) и информационных технологий
(аудио- видеозапись, электронная почта,
СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно
искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее. Данные компетенции
обеспечивают навыки деятельности ученика
по отношению к информации, содержащейся
в учебных предметах и образовательных
областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные
компетенции. Включают знание необходимых
языков, способов взаимодействия с окружающими
и удаленными людьми и событиями, навыки
работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе. Ученик
должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос,
вести дискуссию и др.
6.
Социально-трудовые
компетенции означают владение знаниями
и опытом в сфере гражданско-общественной
деятельности (выполнение роли гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя),
в социально-трудовой сфере (права потребителя,
покупателя, клиента, производителя), в
сфере семейных отношений и обязанностей,
в вопросах экономики и права, в области
профессионального самоопределения. Ученик
овладевает минимально необходимыми для
жизни в современном обществе навыками
социальной активности и функциональной
грамотности.
7. Компетенции личностного
самосовершенствования
направлены на освоение способов физического,
духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Реальным объектом в сфере данных компетенций
выступает сам ученик. Он овладевает способами
деятельности в собственных интересах
и возможностях, что выражаются в его непрерывном
самопознании, развитии необходимых современному
человеку личностных качеств, формировании
психологической грамотности, культуры
мышления и поведения.
Хуторской говорит о том, что данный перечень ключевых компетенций основан на определении «целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе»17.
Также я считаю необходимым рассмотреть позицию О.Е.Лебедева относительно вопроса о ключевых компетенциях.
О.Е.Лебедев, не противореча «Концепции модернизации Российского образования», говорит о том, что формирование ключевых компетентностей – это цель школьного образования. Под ключевыми компетентностями автор понимает «способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем»18, причем эта способность может быть реализована учащимися и за рамками школьного образования. К целям школьного образования, т.е. к тем способностям и возможностям, которые учащиеся могут приобрести в результате их учебной деятельности, Лебедев определяет следующим образом:
• Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.