Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:36, реферат
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и
внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть
они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если
только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает
на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает
информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет
запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для
развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых
простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на
определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.
Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений
пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень
большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем
внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы
нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и
координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов,
что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.
Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая
деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе
формирования таких важных структур, как познавательная мотивация,
произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают
психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать
выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится
эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки
результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и
неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила,
подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того,
практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить
задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только
интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества,
такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а
так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем
самым его отношение к окружающему миру.
Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ.
Целью данной программы является развитие способностей детей
дошкольного возраста с использованием современных информационных
технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели,
можно объединить в следующие группы:
I. Группа задач ознакомительно-
Задачи:
1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для
обработки информации:
. познакомить с историей ЭВМ;
. познакомить с назначением ЭВМ;
. познакомить с устройством ЭВМ.
2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной
работы на компьютере.
3. Преодолевать при
компьютером.
4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
познакомить с клавиатурой;
познакомить с манипулятором "Мышь".
II. Группа задач образовательно-
Задачи:
1. Формировать навыки учебной деятельности:
3. учить осознавать цели;
4. выбирать системы действий для достижения цели;
5. учить оценивать результаты деятельности.
2. Формировать элементарные математические представления:
6. совершенствовать навыки счета;
7. изучать и закреплять цифры;
8. проводить работу с геометрическими фигурами;
9. решать простейшие
10. развивать умение
11. закреплять представления о величине предметов.
3. Развивать речь:
12. расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
13. формировать звуковую культуру речи;
14. формировать грамматический строй речи.
4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
5. Формировать эстетический вкус.
6. Развивать знаковую функцию сознания.
7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:
15. воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность,
усидчивость;
16. приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
III. Группа задач творческого цикла.
Задачи:
1. Развивать конструктивные способности.
2. Тренировать память, внимание.
3. Развивать воображение.
4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное
мышление; использовать
элементы развития
5. Развивать потребности к познанию.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Программа построена на следующих основных принципах:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу
необходимо знать уровень
зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ
согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с
другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и
воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения
(сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными
знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от
конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с
новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать
возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации.
На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к
каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в
зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка,
должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп,
уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их
реализации.
Ведущую
роль в обучении играет
задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать
и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может
становиться в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов,
находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в
существующих отношениях вещей и материи.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к
компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования,
которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается
гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного,
моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения
результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную
программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с
подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с
компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора,
предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом
управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм
управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами,
проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем
самостоятельно "читают" схемы.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для
глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный
массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений,
расслабление под музыку).
Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой
половине дня.
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого
занятия проветривание
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в
интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом
задачи.
Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на
основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение
основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие
мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.
Организация учебного и игрового процесса.
Для нормального функционирования и эффективного обучения детей компьютерной
грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
I. Компьютерный зал.
1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения 4-8 шт.
2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения 1 шт.
3. Принтер цветной струйный HP или EPSON 1 шт.
4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта 1 шт.
Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и
звуковыми картами. На каждом мониторе MPRII имеется защитный экран, либо
мониторы должны соответствовать стандарту ТСО-95, компьютерный зал оформлен
кактусами, имеет вентилятор, аквариумы с водой для поддержания воздушного
режима. Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста детей.
II. Игровой зал - зал для предкомпьютерной подготовки и послекомпьютерной
релаксации.
1. Раздаточный материал на каждого ребенка.
2. Дидактические игры.
3. Разнообразные игрушки.
4. Средообразующие модульные предметы.
5. Магнитофон для проведения
физкультурных минуток и
6. Мягкая мебель.
Зал оформлен обилием разнообразных цветов.
IV. Техническое помещение.
V. Сан. узел.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению
программы "Практического применения компьютера в детском саду" проводится
диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она
позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и
интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому
ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень
сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Диагностика проводится 3 раза в год.
В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень
развития ребенка.
1) Изучение личности:
. изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;
изучение самоконтроля.
2) Изучение познавательной сферы:
18. оценка уровня общего психического развития;
19. изучение объема произвольного внимания;
20. изучение устойчивости и распределения внимания;
21. изучение зрительной и слуховой памяти;
22. изучение оригинальности воображения;
23. изучение словесно-логического,
наглядно-схематического
24. изучение умственной работоспособности.
3) Изучение физического развития:
25. изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;
26. изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.
В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития
речи:
27. изучение грамматического строя речи;
28. изучение звуковой стороны речи;
29. изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;
30. изучение коммуникативных умений.
В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения
прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной,
интеллектуальной и физической готовности к школе.
1) Изучение личности:
Информация о работе Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу