Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:36, реферат

Краткое описание

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Компьютер в детском саду.docx

— 103.50 Кб (Скачать файл)

работоспособность.   В    процессе    игровой    деятельности    проводились

хронометражные наблюдения за поведением  дошкольников,  в  том  числе  и  за

характером изменения позы.  Дополнительным  контролем  служили  исследования

умственной работоспособности в течение всего дня пребывания в детском  саду.

Результаты показали: доля непосредственного общения дошкольников  с  экраном

дисплея во время занятий  высока  и  составляет  78—82  %.  Для  определения

допустимой одноразовой  длительности  оценивалось  влияние  5-,  10-  и  15-

минутных занятий с компьютером. Продолжительность игровых занятий в 5  минут

не вызывала неблагоприятных  изменений  в  организме  детей:  функциональное

состояние ЦНС и зрительного анализатора практически не изменялось.  При  10-

минутной  игре  внешние  признаки  утомления   (двигательное   беспокойство,

отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце  игры  —  на

последней минуте. Однако

      были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в  5  %

случаев)  и  отмечено  ухудшение  показателей   состояния   аккомодационного

аппарата глаза (в 20 % случаев), что особенно нежелательно для  детей  этого

возраста. Таким образом, 10-минутная  продолжительность  игровых  занятий  с

компьютером у части дошкольников приводит к появлению  признаков  утомления.

В первую очередь  страдает  аккомодационная  система  глаза,  обеспечивающая

четкое рассматривание предметов на близком расстоянии, Это может привести  к

развитию близорукости.

      При 15-минутной  продолжительности занятия у  всех детей уже на  10—12-й

минутах  появлялось   двигательное   беспокойство,   которое   нарастало   и

усиливалось к концу занятия. Увеличивалось число ошибок при игре,  ослабевал

интерес к ней. Все это сопровождалось снижением функциональных  возможностей

зрительного анализатора и ЦНС,

      Таким образом, полученные данные свидетельствуют  о том, что  предельно

допустимая длительность игровых занятий  на  ЭВМ  для  детей  шести  лет  не

должна превышать 10 минут.

      Наблюдения  также показали, что наиболее  неблагоприятные  изменения  в

функциональном  состоянии  отмечались  преимущественно   в   понедельник   и

пятницу. Так, к концу недели снижался уровень  умственной  работоспособности

дошкольников, более половины  из  них  заканчивали  компьютерные  занятия  с

выраженным  утомлением.  У  всех  детей  ухудшались  показатели,  отражающие

состояние  аккомодационного  аппарата  глаза.  Примерно  такая  же   картина

отмечалась  и  в   понедельник.   Таким   образом,   в   качестве   наиболее

благоприятных дней для проведения  занятий  с  компьютером  в  группе  детей

седьмого года жизни могут  быть  рекомендованы  вторник,  среда  и  четверг.

Анализ  данных  показал:  без  ущерба  для  состояния  здоровья  дети  могут

заниматься на ЭВМ лишь один-два раза  и  неделю.  При  увеличении  занятости

(три и более раз в  неделю) большинство детей значительно  утомлялись.

      Выраженное  утомление диагностировалось и  в том случае, если занятия  с

компьютером проводились  после  трех  обязательных  занятий  или  в  период,

отведенный для прогулки.

      Для поддержания  устойчивого  уровня  работоспособности  и  сохранения

здоровья большое значение имеют  условия,  в  которых  проходят  занятия  за

компьютером. Они  могут  проводиться  лишь  в  присутствии  воспитателя  или

преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

      Для проведения  таких занятий необходим  специальный  кабинет,  площадь

которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул  и  стол),

оборудованное с учетом роста детей. Стул должен  обязательно  иметь  спинку.

Наши  исследования  показали:  в   тех   случаях,   когда   вместо   стульев

использовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года  отмечалось  в  два

раза чаще, чем в группах, где не было занятий с ВДТ. Ребенок  должен  сидеть

за  компьютером  так,  чтобы  линия  взора  (от  глаза   до   экрана)   была

перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную  часть.  Оптимальное

расстояние  глаз  до  экрана  составляет  55—65   см.   За   видеотерминалом

недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это  резко

ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

      Для уменьшения  зрительного  напряжения  важно,  чтобы  изображение  на

экране компьютера было четким и контрастным, не  имело  бликов  и  отражений

рядом стоящих предметов.

      Необходимо  также исключить возможность  засветки экрана, поскольку  это

снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут  быть

использованы легкие шторы или жалюзи.

      Освещенность  поверхности стола и клавиатуры  должна быть не  менее  300

лк, а экрана — не более 200 лк.

      При работе  компьютеров в помещении  создаются  специфические  условия:

уменьшается  влажность,  повышается   температура   воздуха,   увеличивается

количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое  напряжение  в  зоне

рук детей. Напряженность электростатического поля  усиливается  при  отделке

кабинета полимерными материалами.

      Пол должен  иметь антистатическое покрытие, а  использование  ковров  и

ковровых изделий не допускается.

      Для поддержания  оптимального микроклимата,  предупреждения  накопления

статического  электричества  и  ухудшения  химического  и  ионного   состава

воздуха необходимо: проветривание кабинета до  и  после  занятий  и  влажная

уборка — протирка столов и экранов дисплеев до  и  после  занятий,  протирка

полов после занятий.

      Признавая, что компьютер — ново-мощное  средство для  интеллектуального

развития  детей,  необходимо  помнить,  что  его  использование  в   учебно-

воспитательных   целях   в   дошкольных   учреждениях   требует   тщательной

организации как самих занятий, так и всего режима в целом.

      Компьютерно-игровой комплекс действует с января 1989 года. Он размещен

в  комнате  площадью  40  м2,  смежной  с  физкультурным  залом.   Установка

комплекса произведена под контролем медико-технической комиссии  (в  составе

главного  энергетика   и   инженера-электроника,   инспектора   по   технике

безопасности,  представителей   пожарной   инспекции   и   санэпидемстанции,

офтальмолога и  психоневролога).  Комплект  учебной  вычислительной  техники

«Электроника КУВТ-86» состоит из ЭВМ ДВК-2Ш и 10 рабочих  мест  «Электроника

БК-ОО10Ш»   (на   базе   цветных   телевизоров   «Электроника   Ц-431»,    с

интерпретатором   языка   «Бейсик»,   72-кла-вишный).   Клавишный    вариант

конструкции  БК-0010  оказался  неприемлемым  для  применения  в  дошкольном

учреждении  из-за  невозможности  использования  символьных   накладок   для

учебных и игровых программ. Попытки изготовления различных приспособлений  к

стандартной клавиатуре  не  дали  желаемого  результата.  Поэтому  клавишная

аппаратура была переделана вручную на мембранную с символьными накладками.

      На  занят  иях  используются  развивающие  ,  и   обучающие   программы,

разработанные ЦНИИ «Электроника» МЭП СССР совместно с лабораторией игры  НИИ

дошкольного воспитания АПН СССР.

      Занятия  проводятся со старшими дошкольниками  один  раз  в  неделю  по

подгруппам в 8—10 человек (предельное нахождение детей у  дисплея  15  мин).

Пока одна подгруппа находится в компьютерно-игровом зале, другая  занимается

в спортивном зале. Затем дети меняются  местами.  Таким  образом  чередуется

умственная  и  физическая  нагрузка.  Кроме  того,  создается  положительная

эмоциональная  атмосфера,  позволяющая  детям  легко,  с  большим  интересом

усваивать необходимые знания.

      Каждое  занятие  структурно  разделено  на   четыре   части:   вводная

(объяснение), основная (игры  на компьютерах), заключительная  (анализ  игры)

и двигательная — для  снятия  мышечного  напряжения  (гимнастика  для  глаз,

общеразвивающие упражнения).

      Все работы  по созданию условий в компьютерно-игровом зале и занятия  с

детьми находятся под  строгим  контролем  медиков.  С  этой  целью  заключен

договор с  кафедрой  детских  болезней  лечебного  факультета  Горь-ковского

медицинского института.

      Медицинский    контроль    включает:

      1. Изучение  влияний на уровне организма  как целостной системы;  анализ

адаптационных возможностей организма (АВО) по  методике  А.  В.  Або-ленской

(«Педиатрия».— 1989..— № 6).

      2. Изучение  реакции организма на уровне  клетки;  анализ  особенностей

высшей нервной деятельности; динамический контроль за  состоянием  детей  на

клиническом уровне.

      3. Разработку доступных методов  контроля  за  здоровьем  детей  (типа

прогностических  сценариев   обучения),   методов   профилактики   возможных

сдвигов.

      Медицинский   контроль,   проводимый   в   течение   года,   позволяет

констатировать:

      1. Никакого  негативного влияния на  нервную  систему,  органы  чувств,

кожу   при    занятиях,    регламентированных    временными    методическими

рекомендациями  «Гигиенические  условия  организации   учебных   занятий   с

применением компьютеров...», не установлено.

      2. Выявлены  некоторые,  сдвиги  адаптационных  возможностей  организма

(АВО) ребенка в ходе  занятий. Так, при нормальном исходном  уровне АВО  после

игры отмечается его снижение, что  можно  объяснить  затратой  энергии.  При

исходном  сниженном  уровне  АВО  в  процессе  игры  он  повышается,  т.  е.

психоэмоциональное   напряжение   (ожидание   неизвестного)   по'сле    игры

снимается.  Отсюда  следует,  что,  возможно,  главным  стрессовым  фактором

является  элемент  «экзотики»  при  контакте  с  компьютером,  который   при

постоянных занятиях исчезает.

      3. Выявлено  положительное  влияние  на  восстановление  адаптационных

возможностей детского организма занятий физкультурой и плаванием.

      Таким  образом,  полученные  медицинские  данные   позволяют   сделать

следующие выводы:

      — занятия  в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны  для  детей

старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);

      — нормативы  количества занятий в неделю  целесообразно  пересмотреть  в

сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это  снизит

элемент напряженности у детей);

      —   при   работе   с   видеотерминалами   перспективно   использование

физкультурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и  адаптогенов

(типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.

      В   течение   года   нами   опробовано  около 40  игр,  предложенных  в

комплектах «Знайка». В перспективном планировании  работы   в   компьютерно-

игро- вом     зале     обязательно     учитывались   программные  задачи  на

данный период,

      степень  сложности конкретной игры, а  также  чередование  разных  серий

игр («математика»,  «изобразительное  творчество»,  «конструирование»  и  т.

д.).

      Последовательная  и систематическая  работа  с  детьми  в  компьютерно-

игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:

      1. Занятия  с применением компьютеров очень  интересны дошкольникам. Они

с  большим  удовольствием  осваивают  программы,  добиваясь  их  правильного

решения.

      .2.   Психологическая   готовность   дошкольников   к    использованию

компьютерных  программ  различного  содержания  и  уровня  формируется  всей

системой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения  элементарной

компьютерной   грамотностью   требует   от   педагогов    высокого    уровня

воспитательно-образовательной работы.

      3. Большое  значение  имеет  правильный  подбор  игр,  соответствующих

возрастным возможностям.

      4. Особое место занимает предварительная работа с  детьми  (обогащение

знаниями по тому или иному  вопросу,  знакомство  с  некоторыми  символами).

Так, например, игры «Водители» и «Дорожные знаки» представляют  значительные

трудности для детей-шестилеток, которые ранее не посещали  детский  сад  или

поступили к нам из других  дошкольных  учреждений.  Наши  воспитанники,  как

правило, легко справляются с заданиями, так .как  имеют  возможность  еще  в

младших группах освоить все необходимые знаки и символы в автогородке.

      5. Игры серий  «Математика» и «Азбука в картинках»  помогают детям лучше

усваивать знания, полученные на  занятиях,  стимулируют  приобретение  новых

знаний.  Так,  например,  благодаря  огромному   интересу   к   компьютерным

математическим играм, все дети, старшей группы  в  кратчайший  срок  усвоили

цифры до 10 без специальной подготовки (игра «Приглашение в гости»).

      6. Практика  показала: большое  значение  для  быстрого  освоения  игры

имеет правильная постановка игровой задачи.

      С  этой  целью  разработаны  конспекты  занятий-игр,   занятий-сказок,

позволяющих повысить интерес  детей  (для  игр  «Построй  домик»,  «Шарики»,

«Садик», «Дом» и т. д.).

      7. Непременным  условием организации компьютерных  игр является  высокий

Информация о работе Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу