Конфликты во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. На своём жизненном пути каждый человек встречается с конфликтами. И не дело в том, что человек плохой или окружающие плохие. Мир не прост, и порою оказываешься в таких ситуациях, где конфликт просто неизбежен. Люди негативно относятся к конфликту, не глядя и не желая даже иногда видеть в нём конструктивные стороны. В задачи их входит как можно более скорое разрешение конфликта с наибольшей выгодой для себя. И если взрослые отлично осознают это, то дети зачастую вступают в конфликт только лишь из-за эмоциональной реакции на сложившуюся ситуацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРАСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие о конфликте и конфликтном поведении
1.2 Конфликтность детей подросткового возраста
1.3 Социально-психологический климат трудового коллектива
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С КОНФЛИКТАМИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Выбор методик
2.3 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Моя работа.docx

— 141.11 Кб (Скачать файл)

     Семья не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья – переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность часто рассматриваются как доказательства «бывалости», «мужественности» [1 c. 27].

     Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

     Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость [23 c. 79].

     Мальчики и девочки по-разному проявляют агрессивность. Наибольшей агрессивностью отличаются 12-15-летние подростки-мальчики. У них преобладает физическая агрессия, которая с возрастом затухает, а у девочек с возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К 15-18 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идет значительное увеличение ее у девочек. Негативизм значительно проявляют мальчики во все возрастные периоды [11 c. 5].

     1.3. Социально-психологический  климат трудового  коллектива

 

     Для того, чтобы самым общим образом  охарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку часто используют понятия  «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат». Применительно к трудовому  коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев эти  понятия употребляют примерно в  идентичном смысле, что не исключает  значительной вариативности в конкретных определениях. В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских  подходов к этой проблеме.

     Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие  психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий  тон общественного настроения, уровень  управления, условия и особенности  труда и отдыха в данном коллективе [13 c. 77].

     Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический  климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

     В.М. Шепель одним из первых попытался  раскрыть содержание понятия социально-психологический  климат как эмоциональную окраску  психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов  и склонностей. Он также выделил  в этом понятии три "климатические  зоны":

     1) социальный климат, который определяется  тем, насколько на данном предприятии  высока осознанность работниками  общих целей и задач, насколько  здесь гарантировано соблюдение  всех конституционных прав работников  как граждан;

     2) моральный климат, который определяется  моральными ценностями общепринятыми  в данном коллективе;

     3) психологический климат, то есть  неофициальная атмосфера, которая  складывается между работниками,  находящимися в непосредственном  контакте друг с другом.

     То  есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального [25 c. 193].

     Р.Х. Шакуров рассматривает понятие  психологического климата с двух его сторон:

  • психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы
  • социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей [24 c. 67]. 

     По  мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, социально-психологический климат - это такое свойство группы, которое  определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит  степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [20 c. 53]. 

     В социально-психологическом климате  Б.Д. Парыгин видит не просто сумму  психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива [19 c. 201].

     Анализ  различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива ( группы). Специфика его  состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний  всех членов коллектива. Сложившиеся  в коллективе отношения, выступая в  качестве объективных условий трудового  взаимодействия и общения, требует  от человека не любого, а вполне определенного  стиля поведения. Эмоции одного члена  группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя  их не только на осуществление целей  деятельности, но и на устранение фрустрирующих  воздействий.

     Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения.

     Межличностные отношения - это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [4 c. 86]. 

     Существенным  показателем особенностей взаимоотношений  в коллективе являются формы обращения  как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов - характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата. Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем. Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращения числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи, к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушению обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата [4 c. 73].

     Сущность  каждого человека открывается только в связях с другими людьми и  реализуется в формах коллективного  взаимодействия, в процессах общения. Через взаимоотношения человек  осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает  в качестве группового эффекта, как  одна из форм проявления социально-психологического климата.

     Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими. Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве социально-психологического климата в коллективе. Самооценка, самочувствие и настроение - это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления социально-психологического климата.  
Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива , в том числе на социально- психологический климат. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование социально-психологического климата относятся принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культура поведения, тактичность. Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т. д. На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей [4 c. 54]. 

     На  разных этапах развития трудового коллектива наблюдается изменение эмоциональности отношений. На первом этапе становления коллектива эмоциональный фактор играет главную роль (идет интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных взаимоотношений). На этапе же коллективообразования все большее значение приобретают когнитивные процессы, и каждая личность выступает не только как объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок.  
Среди факторов, влияющих на социально-психологический климат трудового коллектива, выделяют такой социально-психологический феномен, как "климатическое возмущение". "Климатическое возмущение" возникает в результате изменения условий жизнедеятельности коллектива или условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива в целом или отдельных его представителей. В зависимости от настроения людей выделяют "стенические" или "астенические" "климатические возмущения". Содержание, форма, длительность, эмоциональный тон "климатических возмущений" служат характеристиками его социально-психологического климата, уровня морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности. Преобладающий в коллективе эмоциональный настрой не остается постоянным не только на протяжении рабочего дня, но и в течение более длительного периода.

     К внешним эмоциогенным факторам коллективной деятельности относятся социально-экономические  и бытовые особенности деятельности, технологические и социально-демографические  характеристики взаимодействующих  субъектов. Внешние и внутренние (субъективные) факторы, вызывая "климатические  возмущения", могут изменять социально-психологический  климат в коллективе [21 c. 18]. 

     По  своему значению социально-психологический  климат близок к понятию сплоченности коллектива, под которым понимается степень эмоциональной приемлемости, удовлетворенности отношениями  между членами группы. Сплоченность коллектива складывается на основе близости представлений работников по существенным вопросам жизнедеятельности их коллектива.

     Важнейшей проблемой в изучении социально-психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими  уровень психологического климата  производственного коллектива являются личность руководителя и система  подбора и расстановки административных кадров [16 c. 17]. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива [6 c. 212].

Информация о работе Конфликты во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста