Конфликты в педагогическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:06, доклад

Краткое описание

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Один занимает место  на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.

  • Что вы чувствуете, когда другой человек  давит на вас?
  • В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
  • В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?
  1. Диагностика ведущей стратегии в конфликте: Тест Томаса

Цель: определить собственный  стиль поведения в ситуации разногласий.

Обсуждение: Согласны ли вы с результатом теста?

 На доске:

Ведущие стратегии поведения  в конфликте

    Конкуренция                                                                                                 Сотрудничество

                                    

     Компромисс

 

              

    Избегание                                                                                                      Приспособление

Обсуждение.

  1. Работа в группах: участники делятся на 4 группы, каждая группа  получает задание.
  2. Конкуренция « Чтобы я победил, ты должен проиграть»
  3. Приспособление « Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»
  4. Компромисс « Чтобы каждый из нас  что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»
  5. Сотрудничество « Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»

Группа обсуждает и  готовит в театрализованной формеконфликтную ситуацию из жизни детского сада, демонстрирующую данный вид поведения.

Обсуждение: соответствует  ли показанная сцена «девизу» и заявленному  стилю поведения?

Вывод:

  • По каким причинам выбирается стиль поведения в конфликте?
  • Какой стиль наиболее конструктивен в конфликте?
  1. Упражнение « Голова»

Цель: снять неприятные соматические изменения

Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув  голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте, что  на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, где вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
  2. Ритуал прощания.

 

Занятие 4. Стратегия сотрудничества в педагогическом конфликте.

Цели: показать существование  искаженных представлений о человеке в эмоционально напряженной ситуации, учиться решать конфликты с учетом интересов всех сторон.

 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение « Если бы …, я стал бы …»

Цель: выработка навыков  быстрого реагирования на конфликтную  ситуацию.

Инструкция: Упражнение выполняется  по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация ( «Если бы меня обсчитали в магазине …» ), следующий участник заканчивает предложение ( «Я стал бы требовать жалобную  книгу» ).

Обсуждение. Рефлексия своих чувств.

  1. Игра « Договор».

Цель: поиск и выработка  предложений, удовлетворяющих потребности другой стороны.

Инструкция: Участники делятся на 3 группы: «педагоги», «воспитанники», «родители» (Вырезать заранее из бумаги квадратики трех цветов, предложить участникам выбрать квадратик понравившегося цвета, при этом не говорить задание).

Ситуация: Воспитатель  предлагают в один из выходных дней выехать со всей группой на экскурсию, но при одном условии, что поедут и несколько родителей. Родители отказываются.

В данной ситуации различие интересов  сторон может привести к конфликту. 

Задание: обсудить сложившуюся  ситуацию с точки зрения представителей, чьи интересы вы представляете. Записать в 3 колонки таблицы интересы, проблемы, предложения той группы участников, которую вы представляете.

интересы

проблемы

Предложения


 

  • Как договориться всем участникам, исходя из своих интересов?
  • Что поможет достичь договоренности?
  • Что мешает?

Обсуждение. Рефлексия.

  1. Упражнение « Контакт».

Инструкция: Соприкоснитесь указательными пальцами с партнером, выполняйте вместе одновременно круговые движения. Старайтесь не нарушать контакт.

Рефлексия своих ощущений и чувств.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

9. Ритуал прощания.

 

Занятие 5. Посредничество  педагога в конфликте.

Цели: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль педагога как посредника между конфликтующими сторонами.

 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Аукцион скульптур».

Цель: выразить важные аспекты  конфликта без слов, с помощью  тела.

Инструкция: Работа в  парах. Один из  партнеров выполняет  роль скульптора, другой – «материал». Скульптор из обоих «лепит» скульптуру на тему «Взаимоотношения в конфликте» молча, используя только руки. «Материал» пассивен. Скульптура запоминает окончательный вариант, чтобы продемонстрировать. Затем партнеры меняются ролями.

Обсуждение. Рефлексия: Податлив ли материал? Каков характер прикосновений скульптора? Что чувствовали в процессе изготовления скульптуры? Какие мысли приходили в голову?

  1. Ролевая игра « Сглаживание конфликта».

Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликта.

Инструкция: Участники разбиваются на «тройки». Каждая «тройка» придумывает сценарий, по которому два участника представляют конфликтные стороны, а третий играет роль арбитра, миротворца.

Обсуждение:

  • Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
  • Какие, на ваш взляд, интересные находки использовались?
  • Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Рефлексия своей роли.

  1. Методика посредничества по улаживанию конфликта.

  Методика состоит  из 4-х шагов:

  1. « Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)
  2. « Спланируйте организацию» ( посредник « запускает» разговор)
  3. «Выговорись» ( участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).
  4.   «Соглашение». ( переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)

Обсуждение методики.

  1. Упражнение Восточный базар».

Цель: отработать навыки конструктивного взаимодействия.

Инструкция: каждый участник получает несколько (по количеству участников) бумажек, на которых он пишет свое тренинговое имя. Затем все бумажки сворачиваются и собираются. Это так называемые «именные деньги». Каждый участник, не глядя, берет из общей кучи столько денег, сколько отдал. Когда все деньги разобраны, можно посмотреть кому чьи достались. Задание: любым способом вернуть себе свои «именные деньги».

Обсуждение. Рефлексия  своих чувств.

  1. Упражнение « Скульптура»:  перед зеркалом вылепите из себя самого скульптуру под названием

 « Бодрость, уверенность,  жизнерадостность, сила».Запомните  позу и мимику. Надевайте и  носите эту позу три раза  в день. 

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

10. Ритуал прощания.

 

Занятие 6. Педагогическое манипулирование.

Цель: показать манипулятивный стиль общения педагога как деструктивный, ответственность педагога за использование власти в конфликте с воспитанниками.

 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение « Приветствие королеве».

Цель: почувствовать себя в необычной роли.

Инструкция: на стол ставится стул, на стуле сидит королева, остальные  – ее подданные. Подданные должны приветствовать королеву.

Обсуждение. Рефлексия: Каковы ваши ощущения от своей роли?

  1. Работа в группах: участники делятся на две группы.

Задание: 1 группа – найдите причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою силу; 2 группа – найдите причины, по которым человеку выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Проиллюстрируйте случаями из жизни.

Обсуждение выполненного задания.

Вывод: Манипулятивный стиль  общения предполагает наличие скрытой  цели собеседника, для достижения которой  используются индивидуальные особенности  характера человека, его личностные установки. Манипулирование – это  управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.

Педагогическое манипулирование  – это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия – воспитатель, а объект воздействия – воспитанник. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: « Дети делают, что хотят , а хотят они … то, что нужно мне».

  1. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с  ситуацией педагогического манипулирования. Задание: предложите варианты решения конфликта.

 

Вывод: Назовите способы,  с помощью которых можно преодолеть привычку к педагогическому манипулированию и быть в детском саду  «меньше воспитателем – больше человеком»? ( быть с детьми откровенным, « на равных», обращаться чаще по имени, поддерживать ребят шуткой и т. д.).

5. Упражнение – релаксация.

6. Подведение итогов работы. Рефлексия.    

7. Ритуал прощания.

 

      Об успешности работы по данному направлению свидетельствует гармонизация психологического климата в педагогическом коллективе нашего детского сада.

Тренинговое занятие  «Я - само совершенство»

Цель:

  • Активизация  процесса  самопознания у  педагогов;
  • Формирование  адекватной самооценки профессиональных  качеств  и  уровня  притязаний;  развитие коммуникативных  навыков. групповой сплоченности.
  • Использование  технологии  ТРИЗ и РТВ  в  работе  с  педагогами.

План:

1.  Информация  к   размышлению

2. Ищем  свои  достоинства

3.Сказка «Деревья – характеры»

4. Идеальный  педагог

5.Динамическая  пауза

6. Упражнение  «Говорящие  вещи»

7. Пальчиковая  гимнастика

8. «Я  вам  пишу»

7. Упражнение « Музей   обидных  воспоминаний»

8.«Все  дело  в   шляпе»

9. Завершение  занятия  . «Моя  личная  вселенная»

Настрой : Упражнение  « Туфелька»

Все  разуваются , обувь  перемешивается и  раскладывается  в  разных  углах   зала. Участники  берутся  за  руки. Их  задача-  обуться,  не  разрывая рук. Если  руки  разомкнутся , все  начинаем  сначала.

Ведущий. –«Информация»

                        Здравствуйте  дорогие  коллеги! 

                                Несколько лет назад,  остановив свой  выбор на  профессии педагога , вы  вступили  в  удивительную  страну  маленьких  детей,  тем  самым  согласившись  окунуться  надолго  в  необычный  мир  восхитительного  детства. Этот  мир- как  космос ,но  расположен он  более  во  времени,  чем  в  пространстве. Как  и  космос, он  всегда  близок  и  далек,  и  тот, кто  смел, мудр ,удачлив, да  будет  вхож  в  него!

                            Вы  еще  сами  недавно   были  детьми, и казалось  с легкостью найдете общий язык  с теми, кого  так хорошо  понимали.  Но  встав по  другую  ступеньку ,вдруг осознали, что уже выросли и слегка  подзабыли особенности детского  языка .Возможно  вы  растерялись .Но  пусть вас не  пугают  первые  шаги   по  тернистой дороге  педагогики. У вас все получится.

                                 На  нашем  занятии  мы  будем  говорить  о  вас   самих,  о  вашем  отношении  с  другими  людьми, о  целях, которые  вы  перед  собой  ставите.  Вы  узнаете  свои  сильные  и  слабые  стороны, научитесь  лучше  понимать  себя  и  разберетесь, почему  вы  поступаете  так,  а  не  иначе,  и  что  вы  можете  сделать ,чтобы  стать  лучше.

Информация о работе Конфликты в педагогическом коллективе