Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 08:27, контрольная работа
1. Общая характеристика концепции
2. Четыре периода жизни ребенка
3. Религиозное воспитание
4. Руссо о воспитании девочек
Это утверждение разрешает обосновать второй вывод: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми... У детства свои собственные взгляды, свой собственный способ мышления и чувств, и крайне необдуманно стараться заменить его нашим...»
Из ориентации на природу вытекает и третий тезис - о разных этапах в формировании человека. Учитывая это, Руссо разделяет рассказ о воспитании Эмиля на четыре части. Роман начинается с книги, которая называется «Первый год жизни». В книге второй - «Детский возраст» - речь идет о Эмиля от 2 до 12 лет. Книга третья - «Отрочество» - посвященная периоду от 12 до 15 лет. Четвертая книга романа называется «Юношеский возраст» и охватывает жизнь Эмиля от 15 лет вплоть до его бракосочетания.
Три главных тезиса определяют цель воспитания, его содержание и методы осуществления. Цель воспитания, по Руссо, состоит в по возможности лучшей подготовке воспитанника к жизни: «Жить - вот ремесло, секреты которого я хочу ему передать. После моей науки он не будет - с этим я соглашаюсь - ни судьей, ни солдатом, ни священником: он, прежде всего, будет человеком...» Руссо настаивает на том, чтобы ребенок изучал действительность, непосредственно с ней контактируя: «...Не нужно другой книги, чем мир; не нужно других установок, кроме фактов. Читая, ребенок не думает, она только то и делает, что читает; он не учит, а изучает слова». Вот почему Руссо считает, что ученики должны довольно поздно браться за чтение. В подростковом возрасте он предлагает читать лишь «Робинзона Крузо» Д. Дефо.
Эту книгу Руссо избрал совсем не случайно. В ней возвеличивается физическая работа, а Руссо использует работу в системе обучения и воспитание. Он считает работу непременной обязанностью человека, который живетв обществе: «Каждый гражданин, который баклушничает - богатый или бедный, сильный или хлипкий - является мошенником». Руссо - сторонник ручной работы, ведь именно она лучше всего отвечает естественному положению вещей. Каждый должен овладеть земледелием и ремеслом. «Юноши, проявите в своей работе руку мужчины!» - призывает Руссо, насмехаясь над продавцами модного товара, портными, представителями других «женских» профессий. Философский взгляд на вещи, на политику и мораль должен формироваться в юношеском возрасте. Только теперь, в конце концов, может стать в приключении история, воспитание с помощью книг.
Весьма интересной является также методика воспитания, которую разрабатывает Руссо. Это так называемое «свободное воспитание», в котором вместо словесного обучения происходит получение личного опыта, а наказанием служат естественные следствия совершенного поступка: «Не давайте своему ученику ежедневных словесных уроков, он должен приобретать знания лишь по опыту; не наказывайте его совсем, ведь он не знает, что такое быть виновным; никогда не принуждайте его просить извинения, ведь он не сумел бы вас обидеть», - пишет Руссо. Если ребенок разбил стекло, то наказанием будет холод в комнате, если мальчик загрязнил и затрепал одежду, то наказанием для него будет неопрятный внешний вид.
К четырем книгам о воспитании юноши Руссо прибавил пятую книгу - о воспитании девушки. Писатель возражал против одинакового воспитания и обучения юношей и девушек. Поскольку цель воспитания девушки состоит в подготовке ее к роли образцовой жены и матери, то она испытывает изменения и содержание всей воспитательной деятельности, и круг дисциплин и ремесел, которые нужно изучать. Но сама методика почти не изменяется. Она основывается на практической важности знаний, которые ребенок получает в процессе обучения и воспитание: «...Важно не то, чтобы он учился тому или другому, а то, чтобы он понимал, что именно он изучает и зачем это ему нужно...» Задача воспитателя - сформировать мотивы той деятельности, которая кажется взрослым необходимой: «Прежде всего, вы должны навсегда запомнить, что лишь в редчайших случаях вам придется указывать ребенку, что он должен изучать: это его дело - желать, искать, находить; ваше дело - сделать обучение доступным для него, мастерски зажечь в его душе искру желания и предоставить ей средства для удовлетворения этого стремления».
Но «Эмиль» - не только трактат, это также и роман. Затем биография мальчика служит своеобразной иллюстрацией к трактату о воспитании. В романе речь идет о юноше Эмиле, о его воспитании, овладении ремеслами, о его любви к Софи и счастливое бракосочетание с ней. Тем не менее Эмиль не является образом живого человека, наделенного индивидуальными чертами, это художественно-философское обобщение, персонифицированное представление о человеке вообще (то самое можно сказать о Софи, об Учителе, в описании которого Руссо изобразил самого себя). В трактате о воспитании Руссо прибегает к художественному эксперименту: писатель изображает определенного человека, который находится в исследовательских условиях и олицетворяет все человечество (именно поэтому он ни плохой, ни хороший, ни умный, ни глупый).
Книга «Эмиль, или О воспитании» сразу же после выхода в мир получила восторженных почитателей и отчаянных врагов. Читателей особенно ошеломил эпизод из четвертой книги, которая получила название «Исповедь савойского викария». В этом фрагменте Руссо сокрушительно подвергает критике официальную церковь, излагая свою «религию сердца». Церковь немедленно ответила крайне решительными мерами. «Эмиль» было осуждено к «смертной казни» - палач сжег книгу на одной из парижских площадей. А через неделю отчаянные враги французских католиков - швейцарские протестанты - также сожгли книгу Руссо. Автор долго не мог найти приюта: везде вельможи прогоняли его, а церковники натравливали на Руссо простых людей, распространяя слухи о том, что он - колдун. На протяжении некоторого времени Руссо жил у английского философа Д. Юма. Здоровье писателя очень пошатнулось. Кроме физических болезней, Руссо страдал от разлада психики - у него появилась мания преследования. Тем не менее, не смотря ни на что, он продолжал работать.
Реферат по истории педагогики на тему:
Анализ педагогических взглядов Жан-Жака Руссо в произведении «Эмиль или о Воспитании»
Введение
Реферат о педагогических взглядах Ж.Ж.Руссо мне бы хотелось начать с краткого экскурса в историю, т.к. я считаю важным влияние среды и исторической ситуации на формирование педагогических взглядов.
Капиталистический строй складывается во Франции еще задолго до буржуазной революции 1789-1794 годов. В стране, в основном аграрной, во второй половине XVIII века широко распространилась капиталистическая мануфактура. Но феодальные отношения сильно препятствовали развитию капитализма. Народное движение, направленное против феодального строя, оказало большое влияние на весь ход политической жизни XVIII века. В этот период оживляется борьба писателей и ученых, выразителей буржуазной идеологии, против феодальных порядков. В своих сочинениях они громили феодальное мировоззрение, разбивали официальные религии (некоторые просветители были атеистами) задолго до наступления революции. В 50-80-х годах XVIII века, в предреволюционные годы, их выступления приобрели особенно острый характер.
Французские просветители резко критиковали религию как оплот феодализма, феодальный строй и феодальную идеологию. Они отстаивали, исходя из позиций Локка, договорную теорию происхождения государства (Руссо, Дидро и др.) и доказывали, что в своем «естественном состоянии» человек всегда имел «естественное право» на свободу, равенство и братство. Они ждали наступления новой эры, царства разума.
Выдающееся место среди французских просветителей занимали Жан-Жак Руссо и философы материалисты.
Краткая биография
Родился Руссо в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика, и не получил систематического образования, еще ребенком был отдан в ученье граверу, но бежал, не выдержав побоев и холода. Так начинается его скитальческая жизнь. Много раз он пересекал Францию и Швейцарию, перепробует много профессий. Сложившимся человеком возвращается в Париж, знакомится с лучшими представителями новой буржуазной интеллигенции, публицистами и философами.
Творчество Ж.Ж.Руссо
В 1749 году участвовал в конкурсе сочинении на тему: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?»
Затем в 1754 г. пишет вторую свою работу «О происхождении неравенства между людьми», потом - в 1762 г. - «Общественный договор». В этих работах Руссо противопоставляет цивилизованному обществу общество в «естественном состоянии», он бичует тиранию, гнет эксплуататоров, и, развивая договорную теорию Локка, доказывает, что власть, не отвечающая интересам народа, не законна; она нарушила первоначальный договор, по которому люди добровольно передали часть своих прав выбранным властям, которые должны были служить народу. Отсюда следует вывод: если власти не удовлетворяют требованиям, то их следует сменить.
Педагогические работы Ж.Ж.Руссо
Одно из первых педагогических сочинений - «Трактат о воспитании господина де Сент-Мари». Педагогическая тематика нашла отражение и в последнем сочинении - «Прогулки одинокого мечтателя», - которое Жан-Жак Руссо не успел закончить. Роман «Юлия или Новая Элоиза» рассказывает о семейном воспитании. Работы «Рассуждение о науках и искусствах», «Замечания на опровержение Станислава», «Предисловие к Нарциссу», «Письма о морали», «О нравах» демонстрируют взгляды Руссо на нравственные основы воспитания. В «Исповеди», «Прогулках одинокого мечтателя», «Эмиле» он изображает особенности детства.
Анализ романа «Эмиль или о Воспитании»
Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.
Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.
Воспитание - великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек - идеал Руссо - гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного человека Руссо приводит лакедемонянина Педарета, который пожелал стать членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он.
Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем. Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:
1 - от рождения до двух
лет. Это период физического
2 период - детский возраст от 2 до 12 лет;
3 период - отроческий возраст от 12 до 15 лет;
4 период - юношеский возраст от 15 до 18 лет.
В первой книге своего романа «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо рассказывает о первом периоде жизни ребенка. Руссо говорит: «Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием». Руссо считает, что нельзя в воспитании опираться только на чувства, иначе человек не будет знать, чего он хочет.
«Чтобы быть чем-нибудь, чтобы быть самим собой и всегда единым, нужно действовать, как говоришь, нужно быть всегда готовым на решение, которое должно принять, нужно принимать смело и следовать ему постоянно».
В этой главе также говорится о том, что нельзя ребенка сковывать после рождения пеленками, ребенок должен лежать свободно. Руссо призывает людей: «Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе». Он считает, что ребенка необходимо закаливать, не нужны ребенку никакие врачи и лекарства. Самый главный враг - гигиена. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. «Слишком точное распределение пищи и сна делает то и другое необходимым по истечении каждого промежутка времени: скоро желание начинает являться не из потребности, а из привычки, или, лучше сказать, привычка начинает новую потребность к потребности природной - вот это и следует предупреждать». Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи.
Итак, в этом возрасте упор делается на физическое развитие детей, а главные воспитатели мать и отец. В этой книге автор говорит о том, что феодальное общество - общество испорченное, так как воспитанием детей занимаются кормилицы да воспитатели, а родители продолжают вести светский образ жизни. Это общество порочно, а изменение его Руссо видит в перевоспитании детей, в том, что родители должны заниматься своими детьми. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг - этот один шаг вновь все соединит.
Прелесть домашней жизни - лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями - и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями».