Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Процесс развития устной речи глухих дошкольников. Ранняя коррекционная помощь по формированию устной речи с неслышащими детьми на разных этапах их развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени2 кор.-раб..docx

— 91.28 Кб (Скачать файл)

     Обучить глухого ребенка устной речи –  значит, прежде всего, вооружить его  средством повседневного контакта с окружающими. Вместе с тем хорошее, прочное усвоение устной речи позволяет  глухому опираться на нее в  процессе мышления. Приобщая глухого  к слышащим, становясь для него орудием мышления, устная речь оказывает глубокое положительное влияние на формирование его личности и помогает ему стать полноценным членом общества. [5, с. 58]

     Глухие  дети в возрасте двух-трех лет, поступающие  в дошкольные учреждения, не владеют  устной речью даже на самом элементарном уровне, хотя у них имеются некоторые  предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные  голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.

     В процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые  позволяют ей быть средством общения  и оказывать влияние на различные  сферы развития дошкольника.

     Таким образом, умственное развитие глухих детей  задерживается, а формирование их речи наносится существенный ущерб, если с раннего детства обходными  путями не упражняются наследственно  заложенные предпосылки для овладения  устной речью.

     Глухота, особенно врожденная или наступившая  в раннем возрасте, влечет за собой  настолько тяжелые последствия  для устной речи и ее развития у  ребенка, что без специального педагогического  вмешательства они оказываются  непреодолимыми. В результате специального обучения глухие дети способны усвоить  устную речь. По имеющимся данным, обучение глухих детей речи, начиная с младшего дошкольного возраста, всемерно способствует их развитию и предупреждает нарастание различий между ними и слышащими  детьми.

     Овладев словарем и грамматическим строем языка, навыками чтения с губ и произношения, даже тотально глухие приобретают возможность  речевого общения с окружающими  и неограниченного дальнейшего  умственного развития. Мало того, овладение  устной речью, способствуя наиболее полному включению глухого в  общество слышащих, оказывает глубокое положительное влияние на формирование всей его личности. Примеры успешного обучения глухих детей устной речи находят свое теоретическое объяснение в большой пластичности высшей нервной деятельности, на которую постоянно указывал И.П. Павлов, в тех скрытых компенсаторных средствах, которыми располагает ребенок, лишенный слуха.

     Интенсивная научная разработка важнейших проблем  сурдопедагогики, создание эффективных  технических средств обучения и  общее повышение уровня учебно-воспитательной работы в детских садах и школах для глухих, а также культуры семейного  воспитания детей с нарушениями  слуха способствуют повышению роли устной речи в жизни глухих детей. [ 
 

     1.3 Методы обучения  глухих дошкольников  устной речи

     Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

     В дошкольной сурдопедагогике рассматривается  использование общедидактических методов для развития речи глухих детей, такие как наглядные, словесные, практические, а также специфических методов обучения глухих детей устной речи: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические.

     К наглядным методам и приемам  обучения относятся наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, а также использование  ряда приемов, в основе которых лежит  выполнение действий по подражанию, показ  способа действий и др. [3, с.114]

     Метод наблюдений используется во всех формах воспитательно-образовательной работы с детьми. В процессе наблюдений формируются основные представления  и знания неслышащих детей. Проведение наблюдений с детьми связано с другими методами и приемами: практическими, связанными с чувственным познанием предметов и их свойств в разных видах деятельности, и словесными, так как наблюдения сопровождаются речевым общением педагога с детьми.

     В качестве распространенного методического  приема применяется рассматривание картин. Процесс восприятия и понимания  картин всегда связан с обогащением  словаря, уточнением значений слов и  фраз, развитием разговорной и  описательно-повествовательной формы  речи.

     В дошкольных учреждениях широко используются демонстрация предметов, картин, диафильмов, слайдов, что способствует речевому развитию детей.

     К наглядным методам обучения относится  и ряд приемов, в процессе которых  используется выполнение действий детьми по подражанию и по образцу. Подражание и образец активно помогают в развитии речи, формировании произносительных навыков.

     К группе практических методов относятся  различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование.

     Для формирования речи особое значение имеют  действия с предметами, педагог организует различные действия с предметами с целью формирования или уточнения представлений о свойствах и качествах предмета.

     Использование изобразительной и конструктивной деятельности в обучении языку способствует более успешному усвоению и запоминанию  материала.

     Использование игрового метода в обучении языку, развитии слухового восприятия, формировании произношения способствует эффективному усвоению материала.

     Использование элементарных опытов оказывает влияние  на развитие речи. Умение детей сопоставлять, делать выводы и заключения требует  не только понимания причинно-следственных связей, но и умения выразить их с  помощью речевых средств.

     Словесные методы занимают большое место в  воспитании и обучении детей с  нарушениями слуха, потому что их использование связано с организацией речевого общения с детьми. Однако их применение в дошкольных учреждениях  для глухих детей тесно связано  с практическими и наглядными методами. К словесным методам  относятся беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание  и объяснение педагога.

     Методы, применяемые в дошкольных учреждениях  для глухих детей, можно рассматривать  в различных аспектах. Особенность  метода может выражаться во взаимоотношении  устной речи с другими видами словесной  речи, в решении вопроса об аналитическом  и синтетическом подходе к  формированию устной речи, в принципе отбора материала устной речи, наконец, в определении роли различных анализаторов в качестве сенсорной базы для усвоения глухими детьми устной речи.

     Первоначальное  обучение устной речи осуществляется в связи с формированием словесной  речи в дактильном ее виде.

     Такой подход дает возможность детям быстро накопить большой речевой материал, пригодный для целей общения. Синхронное дактилирование и устное проговаривание педагогом слов, а также побуждение детей к их отраженному устно-дактильному воспроизведению способствуют привлечению внимания к видимым речевым движениям, к звучанию речи, воспринимаемому с помощью остаточного слуха (при использовании усилительной аппаратуры), содействует активизации речевого аппарата детей, усвоению ими звукового и речедвигательного контура слов.

     Все это создает благоприятную почву  для последующей систематической  и целенаправленной работы по формированию у детей навыков чтения с губ  и произношения. Основная задача обучения чтению с губ состоит в том, чтобы развивать у детей способность  более свободного зрительного и  слухо-зрительного восприятия устной речи в процессе общения с окружающими.

     Осуществление этой задачи с учетом механизма чтения с губ предполагает специальные  упражнения, направленные на развитие остаточного слуха, на выработку  у детей навыка точного и быстрого зрительного восприятия речевых  движений, их отраженного повторения и осмысления поступающей информации на основе ее переработки с опорой на речевой и внеречевой контекст.

     Специфическим требованием при современном  методе обучения глухих, диктуемым  интересами развития навыков чтения с губ, служит постепенное ограничение  устно-дактильного обращения к детям и расширение за его счет практики зрительного и слухо-зрительного восприятия устной речи без дактильного сопровождения, так как иначе невозможно создать оптимальные условия для совершенствования этого способа общения.

     Основная  задача обучения глухих детей произношению состоит в том, чтобы достичь  его максимальной внятности и  членораздельности и тем самым  способствовать успешному развитию их устной речи как способа общения  и инструмента мысли.

     Осуществление этой задачи требует, чтобы путем  использования компенсаторных средств  обучения у детей выработались необходимые  комплексы речевых движений, управляемых  на основе слухо-кинестетического или кинестетического контроля, чтобы эти комплексы закреплялись и автоматизировались в живой речи.

     При аналитическом методе единицей обучения чтению с губ и произношению являются фонемы или слоги с последующим  переходом к словам; при синтетическом  – целые слова без их анализа.

     Аналитико-синтетический  метод, сочетающий отработку целостного действия и составляющих его операций, является наиболее оправданным для  формирования самых разнообразных  двигательных навыков. При этом методе исходными единицами обучения чтению с губ и произношению служат целые  слова и фразы. В отличие от синтетических методов формирования произношения при этом ведется работа и над такими элементами речи, как  слоги и фонемы.

     Практический  эффект такого обучения выражается в  одновременном достижении слитного и ритмичного произношения детьми целых  слов при достаточно четком воспроизведении  составляющих их фонем, что служит важным условием разборчивости речи.

     Концентрический метод (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина) заключается в том, что ребенок недоступные ему для точного фонетического воспроизведения слова в течение определенного периода времени произносит приближенно.

     Применение  концентрического метода при обучении устной речи глухих дошкольников характеризуется  на первых этапах упрощением произношения, допускающим замену звука и звуком, средним между «и» и «э», замену «ш» звуком «с», произносимым с округлением губ, а также замену «р» звуком «л» и « х» звуком «к».

     Кроме того, в детском саду для глухих детей на первых порах допускается  упрощение произношения длинных  или сложных по своей структуре  слов путем их усечения, редукции. [9, с. 169]

     С точки зрения использования различных  анализаторов современный метод  обучения глухих детей устной речи должен быть определен как мультисенсорный, или полисенсорный, т. е. Предполагающий возможно более полное использование всех имеющихся в распоряжении детей анализаторов, пригодных для приема речевых сигналов.

     Применительно к восприятию речи в процессе обучения и общения благоприятные перспективы  открываются внедрением различного рода звукоусиливающей аппаратуры и  телетакторов в качестве дополнения к чтению с губ.

     Применительно к формированию произношения мультисенсорный метод выражается в самом широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями. К их числу относятся звукоусиливающая аппаратура, всевозможные модели, схематические изображения. Сюда же относятся различные приборы для тактильно-вибрационного восприятия речи, а также приспособления для пассивного приведения речевых органов в то или иное положение для пассивного приведения речевых органов в то или иное положение или движение (шпатель, зонды). Мультисенсорный подход, предполагающий многостороннюю афферентацию работы речевых органов, характерен для первой фазы формирования речевых движений.

     Таким образом, эффективность работы по развитию речи в значительной степени зависит  от используемых методов, их многообразия, соответствия возрасту и особенностям психофизического развития глухих детей. К наиболее часто используемым приемам и методам относятся наблюдение, демонстрация предметов, картинок, слайдов, выполнение действий по подражанию, дидактические игры и упражнения, речевые упражнения и др.

Информация о работе Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей