Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 20:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить особенности развития пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями.
Задачи:
Определить сущность понятий «парааутизм» и «парааутистическое нарушение развития речи».
Выявить причины, способствующие развитию парааутистических нарушений у детей среднего дошкольного возраста.
Рассмотреть диагностические методики развития речи у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями.
Рассмотреть коррекционные техники речи пассивного словаря данных детей.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме развития речи детей с парааутистическими нарушениями…………………………………………….5
1.1. Этиология, патология, классификация парааутистических нарушений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………5
1.2 Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………………………………………12
1.3 Особенности пассивного словаря у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………………………………….…19
2. Диагностические методики развития речи у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………………………......24
2.1 Диагностические методики развития пассивного словаря у детей с парааутистическими нарушениями……………………………………………24
3. Коррекционные техники речи пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………….28
Заключение……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы……………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические подходы к
1.1. Этиология, патология, классификация
парааутистических нарушений у детей
среднего дошкольного возраста…………………………………………5
1.2 Особенности развития речи детей среднего
дошкольного возраста с парааутистическими
нарушениями……………………………………………
1.3 Особенности пассивного словаря у детей
среднего дошкольного возраста с парааутистическими
нарушениями……………………………………….…
2. Диагностические методики развития
речи у детей среднего дошкольного возраста
с парааутистическими нарушениями……………………………......
2.1 Диагностические методики развития
пассивного словаря у детей с парааутистическими
нарушениями……………………………………………
3. Коррекционные техники речи пассивного
словаря ребенка среднего дошкольного
возраста с парааутистическими нарушениями……………….28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….41
Введение
Прежде всего, стоит отметить, что коммуникативная функция речи исторически наиболее ранняя. Эта форма общения у детей уже возможна на элементарных довербальных формах общения (например, на основе зрительной функции, с помощью жестов, мимики).
Также в самом начале стоит сказать о ключевом термине нашей работы. Итак, парааутизм — это нарушение формирования коммуникативных функций, которые возникают при разных формах психической депривации у детей в раннем периоде.
В настоящее время весьма актуальна проблема развития пассивного словаря у детей с парааутистическими нарушениями. Отметим, что словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная же речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей. Особую сложность приобретают эти проблемы, в случае если у ребенка наблюдаются парааутистические нарушения.
Цель данной курсовой работы – изучить особенности развития пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями.
Задачи:
1.
Теоретические подходы к
1.1.
Этиология, патология, классификация
парааутистических нарушений у
детей среднего дошкольного
Прежде всего, обратимся к ключевому термину нашей курсовой работы. Итак, термин парааутизм возник как условное обозначение сходных между собой клинико-психологических феноменов, из группы расстройств развития у детей аналогичных по целому ряду клинических признаков истинному аутизму раннего детского возраста.
Теперь обозначим, что же такое «аутизм». Аутизм — по международным классификациям болезней — это нарушение развития у детей в виде расстройств социальных связей и коммуникаций — зрительных, вербальных, эмоциональных — в эмоциональных взаимодействиях.1
Далее отметим, что приставка «пара» подчеркивает отличие парааутизма от истинного аутизма как клинического состояния, похожего на аутизм, но таковым не являющегося.
Таким образом, в самом общем и понятном виде, парааутизм — это нарушение формирования коммуникативных функций, которые возникают при разных формах психической депривации у детей в раннем периоде.
Обратимся к этиологии парааутистических нарушений. Для начала обозначим, что этиология - термин, употребляемый в двух значениях:
1. Учение
о причинах и условиях
2. Конкретная причина болезни.
Патология же — это отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы.
Теперь обратимся к периодизации жизни человека, чтобы определить средний дошкольный возраст.
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Другая популярная периодизация жизни человека представлена по концепции Э. Клапаредома и Ж. Пиаже, ее мы и рассмотрим – таблица 1.
В своей концепции Мейман одним из первых доказывал, что интеллект представляет собой фундамент для развития психики, а потому и периодизация должна строиться на основе этапов становления интеллекта. Это направление в теориях периодизаций было развито Э. Клапаредом и Ж. Пиаже. Отождествляя психическое развитие с формированием мышления, они доказывали, что критерием деления детства на периоды служат переходы от одного вида мышления к другому.
Таблица 1
Периодизация по концепции Э. Клапаредома и Ж. Пиаже
Возраст |
Психологическое содержание возрастного периода | |
1. |
от рождения до 2 лет |
в этот период у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано главным образом с развитием восприятия |
2. |
от 2 до 3 лет |
на этом этапе у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях |
3. |
от 3 до 7 лет |
на этой стадии начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы |
4. |
от 7 до 12 лет |
на этом этапе начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, так как их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных интересов |
Итак, дошкольный возраст — это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Средний дошкольный возраст длится с 4 до 5 лет.2
Обратимся к взглядам разных ученых на детский парааутизм.
В 1960–1970-х годах ведущие психологи и психоаналитики, изучавшие психическое развитие детей в раннем возрасте — Дж. Боулби, П. Липтон, М. Ансворз, А. Фрейд, Р. Спиц – описали явление госпитализма (который по своим признакам очень был похож на парауатизм) с нарушением общения у детей из условий приютов. Их выводы были подтверждены современными данными психологии и нейрофизиологии в работах B.C. Мухиной, А.С. Батуева и других.
В 1980-е годы детские психиатры В.Е. Коган, В.В. Ковалев описали психогенный аутизм как симптомокомплекс, основным клиническим проявлением которого было также искажение функции общения, в виде обеднения или полного отказа от коммуникаций, уход в себя. Возникновение данной психической патологии связывалось с повреждающими психосоциальными факторами.
В.Е. Коган ввел и другое понятие для обозначения подобных нарушений, назвав их — парааутистические невротические реакции у детей раннего возраста в связи с недостаточностью детско-материнского взаимодействия. Эти проявления, по мнению автора, склонны к фиксации и переходу в личностные девиации.
Итак, очевидно, что по мнению вышеперечисленных авторов, и парааутизм и психогенный аутизм были обусловлены отсутствием или недостаточностью материнской ласки и различными формами неправильного воспитания — по типу «золушки», или гипопротекции, обусловленного проживанием в интернатах.
Как выше мы уже говорили, парааутизм — это нарушение формирования коммуникативных функций, которые возникают при разных формах психической депривации у детей в раннем онтогенезе.
Депривация же – это лишение человека тех обстоятельств жизни, в которых человек привык с детства, как жизненно необходимым, а также состояние человека при невозможности удовлетворения таких витальных потребностей.
Теперь рассмотрим формы парааутизма при различных типах депривации:
1. Парааутизм при материнской депривации (истинное сиротство с момента рождения) в описании Дж. Боулби3 проявляется у младенцев на первом-втором годах жизни в виде следующих расстройств — вялость эмоциональных реакций, аутоагрессия, патологические привычки, в дальнейшем — интеллектуальное отставание, безэмоциональный характер, неуверенность в себе, неумение устанавливать контакты.
Парааутизм при материнской депривации, наступившей в еще младенчестве, позднее установления эмоциональных связей с матерью, вызывает у младенца более тяжелые нарушения психического развития: реактивная депрессия, падение веса, задержка общего и физического развития, апатия, избегание контактов.
Отметим, что в основе парааутизма при материнской депривации лежит тревога, неуверенность в себе и окружающем мире, падение психической активности, редукция любознательности, замкнутость, нежелание познавать мир и общаться.
2. Парааутизм при других формах депривации (сенсорной, социальной) имеет много общего с вышеописанными проявлениями и выражается, прежде всего, нарушением контактов с окружающими, эмоциональной индифферентностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики (сглаженность мимики, отсутствие выразительных жестов, недостаточность тонкой и общей моторики, ее дисгармоничность и диспластичность).
Важно отметить, что в международной классификации болезней диагноза, отвечающего клинической картине психогенного аутизма (парааутизма) или экзогенного аутизма, нет. Относительно сходное состояние обозначено рубрикой — реактивное расстройство привязанности в детском возрасте. Последнее характеризуется эмоциональными нарушениями и стойкими расстройствами социальных взаимодействий ребенка, являясь реакцией на изменение средовых условий в первые пять лет жизни. К основными проявлениями этого состояния отнесены тревожность, боязливость и неспособность к дифференцированным социальным взаимодействиям, агрессия к себе и другим, слабость и диффузность эмоциональных связей в сочетании с навязчивой прилипчивостью и неразборчивостью общения, трудностью установления доверительных коммуникаций, приостановка физического развития.
Как видно из вышеизложенного, два сравниваемых клинического феномена (парааутизм и реактивное расстройство привязанности в детском возрасте) при их некотором подобии, по существу, являются разными состояниями. В расстройстве привязанности в детском возрасте основное место принадлежит нарушениям эмоционального развития в виде слабости эмоционального резонанса и недифференцированности эмоционального реагирования, в то время как состояния парааутизма характеризуются, прежде всего, нарушением функций общения.
Кроме того, парааутизм по структуре клинической картины более объемен и полиморфен, чем только нарушение привязанности, причем патология эмоциональной сферы входит в данный симптомокомплекс как сопутствующий, дополнительный компонент.
Итак, теперь рассмотрим механизмы возникновения феномена парааутизма.
1. Приоритет социальных потребностей в раннем онтогенезе
Основоположники психиатрии раннего возраста неврологи, педологи, психиатры и нейрофизиологи — В.М. Бехтерев и его сподвижники Н.М. Щелованов, Н.П. Фигурин, М.П. Денисова в начале XX века изложили концепцию раннего психического онтогенеза человека, ведущая роль в котором принадлежит, по их мнению, формированию и проявлению потребности впечатления или социальным потребностям в общении, равноценным, а в ряде случаев и превалирующим над органическими нуждами в пище и тепле. Последние снимают отрицательные эмоциональные реакции у малыша и создают почву для эмоций положительных, которые возникают в ответ на удовлетворение социальных потребностей. Сами же только органические потребности не могут заменить социально-эмоциональные нужды ребенка.
2. Базовые инстинкты и их трансформация
В основе первичной социальной активности лежит один из базовых инстинктов — ориентировочный, который на первых же этапах онтогенеза трансформируется в рефлексы свободы, любознательности и сенсорного голода, составляющие фундамент функции общения, требующей, однако, для своего воплощения и развития активного соучастия среды.