Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 11:56, дипломная работа
Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно. Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи: Изучить состояние проблемы коррекции деструктивного поведения в психолого-педагогической литературе. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков.
Введение 3
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения 6
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 15
1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков 21
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков 32
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 32
2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 58
Введение |
3 |
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения |
6 |
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе |
6 |
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков |
15 21 |
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков |
32 |
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 2.3. Результаты экспериментальной работы Заключение Библиографический список Приложение |
32 40
51 53 55 58 |
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания подростков с деструктивным поведением. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с деструктивным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов и т.п.
Деструктивное поведение (в психологической литературе) – поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием деструктивности считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
Исследования, посвященные изучению деструктивного поведения подростков, указывают на ряд особенностей (неадекватная самооценка, сниженные способности к рефлексии, трудности регуляции эмоционального состояния, отсутствие конкретных интересов, подверженность внешним влияниям, преобладание инфантильных гедонистических установок), которые свидетельствуют о необходимости коррекционной работы (С.А. Беличева, Е.В. Змановская, Ю.А Клейберг, А.Г. Ковалев, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко и др.).
В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны педагогов и внимании сверстников (В. Г. Степанов).
Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно.
Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – подростки с деструктивным поведением.
Предмет исследования – тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения.
Гипотеза исследования: коррекция деструктивного поведения может осуществляться более успешно, если тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения будет включать следующие блоки:
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи:
Методологической основой исследования являются основные положения отечественной и зарубежной психологии, раскрывающие понятие деструктивное поведение, классификации отклоняющегося поведения и методы коррекции деструктивного поведения (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.В Дмитриева, Д.В. Четвериков, Е.В. Змановская).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Глава 1. Психологические аспекты деструктивного поведения
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе
Деструктивное поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Деструктивное поведение выражает социально-психологический статус личности па оси «социализация — дезадаптация — изоляция».
Известно, что в специальной литературе термин деструктивное поведение используется в рамках «отклоняющееся поведение» или девиантное поведение (от лат. Deviation – отклонение) [10]. Далее мы будем использовать оба термина в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному.
В психологической литературе деструктивное поведение трактуется, как отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антисоциальный образец решения конфликта в виде нарушения общественно принятых норм, либо как ущерб, нанесенный окружающим и себе [20].
С.А. Беличева рассматривает деструктивное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Деструктивность – проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции [3].
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение деструктивному поведению: «деструктивное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения» [23].
Ю.А. Клейберг, один из известных современных девиантологов, добавляет: деструктивное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [11].
Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее в противоречие с установившимися в обществе образцами, стереотипами, может иногда сочетаться с относительно хорошим знанием нравственных норм, что свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования нравственных привычек. Данное положение особенно актуально для детей, отклоняющееся поведение которых нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся несправедливости взрослых.
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те психологические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.
1. Деструктивное поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер.
2. Деструктивное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее ярлыка.
3. Особенностью деструктивного поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья и др.
Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным.
4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.
Напротив, систематическое осознанное воровство денег ребенком будет являться одной из форм деструктивного поведения.
5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как деструктивное, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
6. Особенностью деструктивного поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.
7. Особенностью деструктивного поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.
8. В качестве последнего признака деструктивного поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Одни и те же виды деструктивного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Другая важная индивидуальная особенность касается того, как подросток переживает отклоняющееся поведение — как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу [10].
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение деструктивного поведения – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Деструктивное поведение описано в разных классификациях. Наиболее полной и интересной и, на наш взгляд, является классификация отклоняющегося поведения Ц. П. Короленко и Т.А. Донских [15].
Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае — внутридеструктивные цели направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.
Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.
Информация о работе Коррекция деструктивного поведения у подростков