Коррекция деструктивного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно. Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи: Изучить состояние проблемы коррекции деструктивного поведения в психолого-педагогической литературе. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков.

Содержание

Введение 3
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения 6
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 15
1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков 21
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков 32
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 32
2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 58

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом коррекция деструктивного поведения подростков.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

В группе внутридеструктивного поведения Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое-управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое -выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее взглядам. Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий [15].

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

Классификация поведенческих отклонений Е.В. Змановской, основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями выделяются три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги [10].

Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм. эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (зкстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

А.Г. Ковалев предлагает три типа деструктивного поведения, выделенных на основании:

    1. социально-психологическом:

а) антидисциплинарное поведение;

б) асоциальное;

в) противоправное;

г) аутоагрессивное;

    1. клинико-психопатологическом:

а) патологические девиации;

б) непатологические девиации;

    1. личностно-динамическом.

а)  «реакции»;

б) «развития»;

в) «состояния».

Дадим краткую характеристику вышеназванным видам девиантного поведения.

Антидисциплинарное поведение понимается как нарушения правил и режима в школе, срывы уроков, прогулы и т. д.;

— асоциальное – как невыполнение или непризнание норм поведения, общепринятых в данном обществе: неуважение, неповиновение, грубость, сквернословие, вандализм; употребление алкоголя и курение в общественных местах; отказ от учебно-трудовой деятельности; нарушения нравственных норм;

 — противоправное – как хулиганство, унижение других, вымогательство, кражи, угон автомобилей, телесные повреждения, совращение малолетних, изнасилование,  убийство;

 — аутоагрессия – как различные самоповреждения, вплоть до самоубийств.

Патологические девиации – это деструктивные проявления, которые наблюдаются при тех или иных психических нарушениях.

Непатологические девиации — это те или иные формы деструктивного поведения, не обусловленные нарушениями психики [12].

Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями — на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) — просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Психологами разработаны также классификации деструктивного поведения, специфичные для конкретного возраста. Так, Д.В. Лубовский выделяет следующие группы подростковых отклонений, требующих психопрофилактической, развивающей и коррекционной работы:

- подростки с дебютами психических заболеваний;

- подростки с акцентуациями и психопатиями;

- подростки с невротическим развитием личности;

- подростки с различными формами алкогольного и токсикоманического поведения;

- подростки с церебрастеническими явлениями;

- подростки из трудных семей;

- подростки с отклонениями в сексуальном развитии [27].

В.А. Худик, анализируя проблемы аномального развития личности школьника, предлагает в качестве основной единицы диагностики отклонений в поведении рассматривать вредные (негативные) привычки, подразделяя их на следующие группы:

- аморальные и асоциальные привычки поведения — сквернословие, грубый тон, лживость, употребление в речи слов-паразитов, несоблюдение санитарно-гигиенических норм по уходу за собой, драчливость, повышенная двигательная и эмоциональная возбудимость;

- привычки, обусловленные невротическими состояниями, — проявления логоневроза, употребление слов-паразитов, навязчивые движения, тики и др.;

- аномальные привычки интоксикационного генеза – табакокурение, употребление алкоголя, наркомания и токсикомания [33].

Итак,  мы раскрыли понятие «деструктивное поведение», выделили его основные признаки и рассмотрели психологические классификации отклоняющегося поведения.

1.2. Причины деструктивного поведения

 

Биологические причины: наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации.

Психологические причины: сформировавшиеся к началу подросткового возраста особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении.

Среди социальных причин, на наш взгляд, наиболее существенными, влияющими на формирование и проявление отклонений в поведении ребенка, являются:

  • неблагоприятное семейное воспитание;
  • неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
  • общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества [24].

Остановимся подробнее на выделенных причинах. Среди биологических можно выделить:

  • поражения ЦНС;
  • тяжелые соматические заболевания раннего возраста;
  • хронические соматические заболевания;
  • наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом);
  • неврозы и невроподобные расстройства;
  • задержки психического развития;
  • заболевания с предполагаемым фатальным исходом;
  • раннее половое созревание или его дисгармония;
  • дефекты анализаторов и органов чувств;

психические заболевания (шизофрения, эпилепсия) [10, 18, 31].

 

К индивидуально-психологическим особенностям можно отнести:

  • акцентуации (в некоторых случаях патологического характера), неадекватную самооценку;
  • низкое самоуважение;
  • отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений;
  • эмоциональную неустойчивость;
      • агрессивность;
      • деформации потребностно-мотивационной сферы;
      • повышенную тревожность, страхи;
      • зависимость от окружающих, конформность и др.;
      • отсутствие чувства безопасности;
      • осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи;
      • неспособность справиться с учебной нагрузкой;
      • низкий уровень вербального интеллекта;
      • склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание;
      • слабость функций самоконтроля и саморегуляции;
      • аффективную возбудимость, импульсивность;
      • невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе [10, 15, 18].

К этой же группе можно отнести следующие недостатки характера, проявляющиеся в разных видах деятельности, отношении к себе и другим людям, являющиеся следствием неправильного воспитания:

  • леность, отсутствие желания учиться и трудиться;
  • пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности;
  • неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации,    противодействию,    провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей;
  • ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены;
  • эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом;
  • недисциплинированность;
  • упрямство, капризность;
  • грубость; 

лживость [31].

Неблагоприятная семья как одна из причин социального характера отклонений в поведении имеет также очень широкий спектр характеристик:

  • отсутствие привязанности к детям;
  • ссоры, конфликты, скандалы в семье;
  • распад семьи;
  • неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно ментальное, эгоцентрическое отношение к нему);
  • асоциальное поведение родителей;
  • психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей;
  • враждебная, жесткая семья;
  • семья, не обеспечивающая ухода и надзора;
  • появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер);
  • негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом;
  • жесткие требования соответствовать представлениям родителей;
  • непоследовательность и несогласованность требований к  ребенку;
  • жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех);
  • многодетность семьи (более четырех человек);
  • нахождение одного из родителей в заключении;

Информация о работе Коррекция деструктивного поведения у подростков