Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 11:56, дипломная работа
Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно. Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи: Изучить состояние проблемы коррекции деструктивного поведения в психолого-педагогической литературе. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков.
Введение 3
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения 6
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 15
1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков 21
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков 32
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 32
2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 58
ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи [34].
Проблемный характер межличностных отношений ребенка вне семьи проявляется в:
Рассматривая семейное неблагополучие как одну из причин, вызывающих те или иные отклонения в поведении подростка, хотелось бы обратить внимание на усилившуюся в последнее время тенденцию, как жесткое обращение с подростком в семье или насилие над ним. Насилие, которому подросток подвергается в семье, может быть следующих видов: эмоциональным, психологическим и физическим.
Эмоциональное насилие – это определенное эмоциональное напряжение, которое подросток испытывает в связи с тем, что ему часто приходится переживать такие состояния, как страх, унижение, обиду, грусть, зависть, подавленность. Следовательно, эмоциональное насилие – это состояние, сопровождающееся накоплением отрицательного эмоционального потенциала, что способствует искаженному формированию его эмоциональной сферы, которая затрагивает как собственно эмоциональные переживания, так и внешнее выражение эмоций. Растущий в ситуации эмоционального насилия подросток потенциально предрасположен к проявлению тех или иных отклонений в поведении.
Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. Психологическое насилие — это авторитарное воздействие на ребенка, зависимая позиция подростка в семье, семейные конфликты. Психологическое насилие тесно взаимосвязано с насилием эмоциональным, поскольку и в том, и в другом случае нарушенной оказывается эмоциональная сфера подростка, следствием чего является проявление отклонений в его поведении как реакция протеста на насилие либо как результат влияния обстоятельств стереотипного поведения.
Физическое насилие – это нанесение вреда подростку, связанного с физической (телесной) травмой, следствием которого в большинстве случаев является травма психологическая.
Наконец, к числу причин социального характера, создающих условия для формирования девиантного поведения, обычно относят:
Не отрицая значимости причин медико-биологического и социального характера, нам хотелось бы заметить, что зачастую остается без внимания такой важный, на наш взгляд, источник неадекватного поведения подростка, как его неудовлетворенные жизненно важные потребности, что приводит к накоплению у него энергии неотреагированных эмоций, которая выливается в неадекватных формах в виде конфликтов, агрессии, разрушительных переживаний и других отклонений в поведении. Поскольку деструктивное поведение – явление по ли детерминированное, целесообразно выявить тенденцию к приоритетному воздействию на поведение подростка той или иной причины.
Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.
1.3. Пути и методы
коррекции деструктивного
В исследованиях ученых коррекция деструктивного поведения подростков рассматривается как комплекс мер оказания им помощи различного характера. В таком аспекте коррекционная работа носит общий характер и определяется приоритетными проблемами и отклонениями в поведении ребенка, наиболее выраженными и преобладающими. Это более широкое и общее понятие коррекции. В узком смысле слова коррекция – процесс оказания помощи подростку, связанный с устранением десоциализирующих влияний со стороны ближайшего окружения, вызывающих конкретный вид отклонений в его поведении.
Эффективность решения любой задачи зависит от комплексного подхода к данному решению – нельзя добиться значимых результатов, если профилактическая работа не будет осуществляться в комплексе с коррекционной (особенности профилактической работы представлены в приложении 1).
Проблемой коррекции отклоняющегося поведения занимаются многие ученые. Попытаемся проанализировать взгляды некоторых из них.
Ю.А. Клейберг коррекционную работу рассматривает тесно связанную с воспитательной работой. Как считает Ю.А. Клейберг, посредством коррекционно-воспитательной работы можно решить конфликт «личность—общество», «личность — социальная среда», «личность — группа», «личность — личность» для обеих сторон воспитательной деятельности, рассматривая ее как психолого-педагогическую деятельность, направленную на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе [11].
Коррекционно-воспитательная работа возможна лишь в том случае, если мы имеем дело с отклонениями, вызванными социальными факторами.
JI.M. Семенюк видит суть организации коррекционной работы с подростками в обеспечении включенности их в задаваемую педагогическую деятельность, выступающую для подростка как самостоятельно организованную, способствующую формированию адекватной ей мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, она отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, а с другой – предоставляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности [26].
Д.А. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева определяют коррекционную работу как «планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум» [8].
Специфическими принципами коррекционно-педагогической деятельности, по мнению вышеназванных авторов, являются принципы коррекционно-педагогической деятельности:
- единство коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство диагностики и коррекции;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- деятельностный принцип коррекции;
-комплексное использование методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
- интеграция усилий ближайшего социального окружения [8].
Д.А. Гонеев, Н.И. Лифинцева и Н.В. Ялпаева считают, что основой педагогической коррекции является диагностика познавательных возможностей учеников, их мотивации к учебной деятельности и состояния эмоционально-волевой сферы. На базе диагностики строится образовательно-коррекционная работа с подростками, ее направления:
овладение учащимися познавательными умениями[8].
Педагогическая коррекция осуществляется в ходе учебного процесса и во внеурочной работе.
В.Г. Степанов рассматривает коррекцию отклонений в поведении детей и подростков в психотерапевтическом аспекте [31].
Е.И. Рогов анализирует проблему методов коррекционной работы:
1) игнорирование агрессивных тенденций, (включая внимание окружающих); включение агрессивных действий в контексте игры и придание им нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла (этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессии без ущерба для окружающих; например, в игре «Казаки-разбойники» агрессивному ребенку целесообразно дать роль разбойника);
Коррекционная работа направлена на обучение ребенка приемлемым способам выражение гнева, а также на «отреагирование» негативной ситуации в целом. Он выделяет четыре стадии «отреагирования» гнева.
Первая – «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».
Вторая стадия – «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо здесь и теперь». В этих случаях хорошо визуально обозначить гнев — красками или с помощью пластилина. Часто у детей образ гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.
Третья – «дает возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону: дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.
Четвертая стадия – обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и далее оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или в приёмлемой в социальном отношении форме.
Задачей специалиста на стадии «отреагирования» гнева является помощь ребенку в плане высвобождения его от истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и Негативного на более позитивное [25].
Рассматривая коррекционную работу как процесс, можно выделить следующие этапы его реализации:
- формулировка социально-педагогической проблемы;
- выдвижение гипотез о причинах деструктивного поведения ребенка;
- диагностика;
- разработка коррекционной программы;
- выбор форм, методов и методик коррекционной работы;
- определение направлений педагогической коррекции;
- осуществление программы;
- анализ результатов реализации программы и оценка эффективности коррекционной работы [32].
Поскольку коррекционная работа – это процесс оказания помощи ребенку в преодолении возникших проблем, вызванных конкретными отклонениями в его поведении, то данный процесс должен быть программно обеспечен. Следует подчеркнуть, что в процесс коррекционной работы могут быть включены только подростки, не имеющие психических заболеваний. Для психически проблемных детей требуется комплекс коррекционных мер с приоритетом медицинского компонента. В основе коррекционной работы, на наш взгляд, лежит идея сопровождения ребенка в ходе коррекционного процесса, заключающаяся в постоянном отслеживании изменений, происходящих в личности подростка на различных этапах его развития. Сопровождать подростка в ходе коррекционного процесса не означает решать за него жизненные проблемы, - это оказание помощи разного рода и вида нуждающимся в ней молодым людям.
Процесс сопровождения подростка в целях коррекции деструктивного поведения базируется на следующих принципах:
сотрудничество с подростком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций, формирование наработки навыков саморегуляции и контроля [21].
Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе должно осуществляться психолого-педагогическими и медико-социальными центрами и службами, создаваемыми как в структуре образовательных учреждений, так и независимо от них. Но на сегодняшний день в образовательных учреждениях данная задача в достаточной степени не решена, поэтому эта задача по силам педагогическому коллективу образовательного учреждения, организационными основами которого являются [32]:
Информация о работе Коррекция деструктивного поведения у подростков