Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 11:56, дипломная работа
Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно. Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи: Изучить состояние проблемы коррекции деструктивного поведения в психолого-педагогической литературе. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков.
Введение 3
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения 6
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 15
1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков 21
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков 32
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 32
2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 58
Показатель |
№ вопроса |
1. Отношения в семье |
3+; 13-; 18+; 19+; 26+; 27+; 32+; 38+; 47+. |
2. Агрессивность |
7+; 12+; 24+; 25+; 30+; 40+; 41+; 45+; 46+. |
3. Недоверие к людям |
1-; 2-; 8+; 9+; 10-; 11+; 22+; 23+; 31+. |
4. Неуверенность в себе |
4+; 14+; 15-; 16+; 20+; 21+; 28+; 29+; 33+;39+; 49+. |
Показатель |
Высокие баллы (группа риска) |
1.Отношение в семье |
5 и более баллов |
2.Агрессивность |
5 и более баллов |
3.Недоверие к людям |
5 и более баллов |
4.Неуверенность в себе |
6 и более баллов |
Обработка результатов.
Ответы детей сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждому из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе детей с деструктивным поведением.
Интерпретация результатов.
Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствует о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
Когда напряжение,
вызванное
2.Агрессивность.
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности.
Повышенная агрессивность
часто сопровождается
3.Недоверие к людям.
Высокие баллы по
этой шкале говорят о сильно
выраженном недоверии к
4.Неуверенность в себе.
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а подростки, имеющие высокие по этой шкале, могут быть отнесены к группе детей с деструктивным поведением.
Результаты первичной диагностики
и выявления подростков с деструктивным
поведением (в баллах) представлены в таблице
1.
№ № |
Ф.И.О. |
Отношение к семье |
Агрессивность |
Недоверие к людям |
Неуверенность в себе |
Аверина Н.А. |
1 |
2 |
3 |
1 | |
Амиева А.У. |
1 |
3 |
3 |
2 | |
Андреева С.С. |
7 |
5 |
6 |
7 | |
Баландина И.А. |
2 |
2 |
3 |
1 | |
Баянова Л.А. |
2 |
1 |
2 |
1 | |
Гусева В.М. |
- |
1 |
2 |
1 | |
Дробина И. В. |
7 |
8 |
6 |
4 | |
Ильина Н.А. |
3 |
3 |
4 |
2 | |
Лисицина А.Р. |
4 |
3 |
4 |
2 | |
Маншлева Е.А. |
2 |
1 |
2 |
1 | |
Новосельцева О.И. |
1 |
2 |
3 |
1 | |
Новикова Г.А. |
3 |
1 |
2 |
1 | |
Осинцева О.И. |
2 |
2 |
3 |
1 | |
Петухова С.С. |
4 |
3 |
4 |
2 | |
Рейн И.С. |
5 |
6 |
7 |
6 | |
Сажина Т.Р. |
1 |
1 |
2 |
2 | |
Скоробогатов А.А. |
1 |
1 |
2 |
1 | |
Санникова И.Ю. |
6 |
7 |
8 |
6 | |
Ташланова В.А. |
5 |
8 |
7 |
5 | |
Талызина О. С. |
2 |
2 |
3 |
1 | |
Уросова Н.Л. |
2 |
3 |
4 |
1 | |
Флельдшейн И.Д. |
3 |
2 |
3 |
1 | |
Флерина Е.Н. |
2 |
2 |
3 |
1 | |
Халезова Н.Б. |
2 |
1 |
2 |
1 | |
Шадриков М.В. |
7 |
6 |
4 |
5 | |
Шариков Ю.М. |
7 |
4 |
5 |
6 | |
Шипилова И.С. |
1 |
1 |
2 |
1 |
Т. о., по результатам констатирующего эксперимента из 27 подростков – 7 испытуемых имеют все признаки деструктивного поведения, а именно: напряженные внутрисемейные отношения, повышенная враждебность, задиристость, грубость. Агрессия выражается в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности, сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Эти испытуемые часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками. Это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми. У выявленной группы подростков наблюдается высокий уровень тревожности, неуверенности в себе, наличие комплекса неполноценности, низкая самооценка.
2.2. Игровой тренинг,
направленный на коррекцию дест
поведения подростков
Цель формирующего этапа эксперимента: использование игрового тренинга, направленного на коррекцию деструктивного поведения.
Формирующий эксперимент был проведен только с группой подростков с деструктивным поведением. С этой группой проводился тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения. Тренинговые занятия состояли из трех блоков:
Структура каждого занятия представлена в приложении 3.
Рассмотрим каждый блок подробнее.
Цель личностного блока – способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей.
Задачи:
В этом блоке выделяются три этапа.
1-й этап. Ориентировочно-
2-й этап. Основной. Он посвящен изучению первичных и вторичных качеств личности.
3-й этап. Заключительный. Основным
содержанием этого этапа
С целью формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентацию проводились следующие упражнения.
Упражнение «20 Я»
Это упражнение способствует развитию атмосферы открытости и доверия.
Каждому испытуемому даются карандаш и бумага.
Ведущий предлагает двадцать раз ответить на вопрос «кто я, какой я», используя характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я»…
Затем участники прикалывают листок бумаги на грудь и начинают медленно ходить по комнате; подходят к другим членам группы и внимательно читают, что написано на листке у каждого. По команде «стоп!» останавливаются рядом с кем-нибудь из детей и рассказывают друг другу о своих ответах.
Возможный вариант поведения. Можно не показывать свой список всем, но дать прочитать свой список тому, кому захотите.
Упражнение «Рисование себя»
Испытуемым подросткам предоставляется бумага разного формата и разных цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т.д. и предлагается нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, схематично, цветом, коллажем и по-другому, как захочется. Для рисования можно использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности.
Каждый участник может показать свой рисунок и рассказать группе о нем.
Использовались упражнения: «Комплименты», «Никто не знает ««Волшебная лавка», Коллаж «Кто я?».
Работа по теме «Доверие» включает в себя упражнения: «Паровозики», «Слепой и поводырь», «Тростинка на ветру», «Лесенка – шкала доверия».
Также на занятиях по теме «Доверие» были использованы обсуждение песен: «Если друг оказался вдруг…», «Не вини коня, вини дорогу…», обсуждение поговорок, в которых отражается позитив доверия: «С людьми мирись, а с грезами борись», «Хоть и не вдруг, да буду друг» и позитив недоверия: «Доверяй, но проверяй», «Единожды солгавший, кто тебе поверит».
Работа по теме «Контакты»:
Тема для обсуждения: «С чем и с кем мы можем контактировать в этом мире (с людьми, с собой, с животными и т.д. – то есть с внешним и внутренним миром?)» Сегодня у нас есть возможность получить новый опыт и узнать, что для каждого из нас более ценно.
В данной теме использовались следующие упражнения: «Путаница», «Поздороваемся», «Молчанка-говорилка».
Работа по теме «Терпение» включает такие упражнения: «Дружеская рука»; Обсуждение пословиц, поговорок, выражений: «Терпение и труд все перетрут»; «Терпи, казак, - атаманом будешь»; «Терпи, солдат, - генералом будешь»; «Мое терпение лопнуло»; «Терпение – это дерево, корни которого горьки, а плоды – очень сладки» (персидская пословица).
Работа по теме «Вежливость и честность» включает проведение следующих упражнений: «Сценка вежливости», «Город Лжецов и город Правдивцев», «Просьба – отказ», «Говорим гадости», «Лесенка на вежливость», «Лесенка на искренность» проводятся аналогично «лесенкам» на другие качества.
Притча «Пятьдесят лет вежливости»; Притча «Причина для благодарности»
В работа по теме «Нежность» использовались такие упражнения: «Объятие», «Ручеек», «Определение границ», «детский сад», упражнение «Лесенка» - насколько я нежен или закрыт – проводится аналогично другим «Лесенкам».
Работа по теме «Послушание – самостоятельность» использовались следующие упражнения: «Действуй по инструкции», «Король школы», «Назови свое имя», «Какой он?», «Волшебная рука», «Назови свое имя-2», «Хорошо или плохо», «Доброта»; Притча «Про ворону и павлина», «Волшебная рука-2», «Роза и чертополох», упражнение пот типу «Чемодан в дорогу».
Эмоциональный блок.
Целью данного блока является расширение знания подростков о чувствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости воспитанников в целом.
Эмоции несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. В общении эмоции позволяют «увидеть» психологические границы другого человека и обозначить свои собственные. Эмоции придают дополнительную окраску самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование и длительное подавление, неспособносгь выразить эмоции может привести к различным психосоматическим заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.
Задачи блока:
- знакомство с эмоциями;
- осознавание проявления эмоций;
- поиск
путей выражения эмоций в
Особенности работы в эмоциональном блоке заключаются в следующем.
Информация о работе Коррекция деструктивного поведения у подростков