Коррекция деструктивного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно. Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи: Изучить состояние проблемы коррекции деструктивного поведения в психолого-педагогической литературе. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков.

Содержание

Введение 3
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения 6
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 15
1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков 21
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков 32
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 32
2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 58

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом коррекция деструктивного поведения подростков.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

                                           Ключ к форме 1 опросника

Показатель

№ вопроса

1. Отношения в семье

3+; 13-; 18+; 19+; 26+; 27+; 32+; 38+; 47+.

2. Агрессивность 

7+; 12+; 24+; 25+; 30+; 40+; 41+; 45+; 46+.

3. Недоверие к людям

1-; 2-; 8+; 9+; 10-; 11+; 22+; 23+; 31+.

4. Неуверенность в себе

4+; 14+; 15-; 16+; 20+; 21+; 28+; 29+; 33+;39+; 49+.


 

                                           Оценка результатов

 

Показатель

   Высокие баллы (группа  риска)

1.Отношение в семье

       5 и более  баллов

2.Агрессивность

       5 и более  баллов

3.Недоверие к людям

        5 и  более баллов

4.Неуверенность в себе

        6 и  более баллов

   

 

           Обработка результатов.

Ответы детей сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».

  Суммарный балл по каждому из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе детей с деструктивным поведением.

   

     Интерпретация  результатов.

  1. Отношение в семье.

Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствует о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

    • напряженной ситуацией в семье;
    • родительской неприязнью;
    • необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
    • страхом перед родителями и т.д.

     Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью  отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

2.Агрессивность.

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности.

  Повышенная агрессивность  часто сопровождается повышенной  склонностью к риску и является  неотъемлемой чертой характера подростков и подростков с деструктивным поведением.

3.Недоверие к людям.

 Высокие баллы по  этой шкале говорят о сильно  выраженном недоверии к окружающим  людям, подозрительность, враждебности. Такие подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

4.Неуверенность в себе.

 Высокие баллы по  этой шкале свидетельствуют о  высокой тревожности, неуверенности  личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а  подростки, имеющие высокие по этой шкале, могут быть отнесены к группе детей с деструктивным поведением.

Результаты первичной диагностики и выявления подростков с деструктивным поведением (в баллах) представлены в таблице 1.                                                            

                                                                                                          Таблица 1.      

Ф.И.О.

Отношение к семье

Агрессивность

Недоверие к людям

Неуверенность в себе

 

Аверина Н.А.

1

2

3

1

 

Амиева А.У.

1

3

3

2

 

Андреева С.С.

7

5

6

7

 

Баландина И.А.

2

2

3

1

 

Баянова Л.А.

2

1

2

1

 

Гусева В.М.

-

1

2

1

 

Дробина И. В.

7

8

6

4

 

Ильина Н.А.

3

3

4

2

 

Лисицина А.Р.

4

3

4

2

 

Маншлева Е.А.

2

1

2

1

 

Новосельцева О.И.

1

2

3

1

 

Новикова Г.А.

3

1

2

1

 

Осинцева О.И.

2

2

3

1

 

Петухова С.С.

4

3

4

2

 

Рейн И.С.

5

6

7

6

 

Сажина Т.Р.

1

1

2

2

 

Скоробогатов А.А.

1

1

2

1

 

Санникова И.Ю.

6

7

8

6

 

Ташланова В.А.

5

8

7

5

 

Талызина     О. С.

2

2

3

1

 

Уросова Н.Л.

2

3

4

1

 

Флельдшейн И.Д.

3

2

3

1

 

Флерина Е.Н.

2

2

3

1

 

Халезова Н.Б.

2

1

2

1

 

Шадриков М.В.

7

6

4

5

 

Шариков Ю.М.

7

4

5

6

 

Шипилова И.С.

1

1

2

1


 

Т. о., по результатам констатирующего эксперимента из 27 подростков – 7 испытуемых имеют все признаки деструктивного поведения, а именно: напряженные внутрисемейные отношения, повышенная враждебность, задиристость, грубость. Агрессия  выражается в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности, сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Эти испытуемые часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками. Это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми. У выявленной группы  подростков наблюдается высокий уровень тревожности, неуверенности в себе, наличие комплекса неполноценности, низкая самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного

поведения подростков

 

Цель формирующего этапа эксперимента: использование  игрового тренинга, направленного на коррекцию деструктивного поведения.

Формирующий эксперимент был проведен только с группой подростков с деструктивным поведением. С этой группой проводился тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения. Тренинговые занятия состояли из трех блоков:

  1. Личностный блок.
  2. Эмоциональный блок.
  3. Коммуникативный блок.

Структура каждого занятия представлена в приложении 3.

Рассмотрим каждый блок подробнее.

Личностный блок

Цель личностного блока – способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей.

Задачи:

  • формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;
  • знакомство с чертами личности – первичными и вторичными способностями (способность к любви и способность к познанию);
  • формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

В этом блоке выделяются три этапа.

1-й этап. Ориентировочно-диагностический. Личностный блок открывает весь  комплекс тренинговых занятий, поэтому  в начале занятий  более важными  являются задачи формирования  сплоченности группы, выработки  групповых правил, мотивирования на занятия, диагностики личностных особенностей детей. Это происходит непосредственно в процессе знакомства участников группы со своими личностными особенностями, что составляет специфику первого этапа.

2-й этап. Основной. Он посвящен  изучению первичных и вторичных качеств личности.

3-й этап. Заключительный. Основным  содержанием этого этапа является  интеграция участниками полученной  информации в целостный портрет  своей личности.

С целью формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентацию проводились следующие упражнения.

Упражнение «20 Я»

Это упражнение способствует развитию атмосферы открытости и доверия.

Каждому испытуемому даются карандаш и бумага.

Ведущий предлагает двадцать раз ответить на вопрос «кто я, какой я», используя характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я»…

Затем участники прикалывают листок бумаги на грудь и начинают медленно ходить по комнате; подходят к другим членам группы и внимательно читают, что написано на листке у каждого. По команде «стоп!» останавливаются  рядом с кем-нибудь из детей и рассказывают друг другу о своих ответах.

Возможный вариант поведения. Можно не показывать свой список всем, но дать прочитать свой список тому, кому захотите.

Упражнение «Рисование себя»

Испытуемым подросткам предоставляется бумага разного формата и разных цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т.д. и предлагается нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, схематично, цветом, коллажем и по-другому, как захочется. Для рисования  можно использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности.

Каждый участник может показать свой рисунок и рассказать группе о нем.

Использовались упражнения: «Комплименты», «Никто не знает ««Волшебная лавка»,  Коллаж «Кто я?».

Работа по теме «Доверие» включает в себя упражнения: «Паровозики», «Слепой и поводырь», «Тростинка на ветру», «Лесенка – шкала доверия».

Также на занятиях по теме «Доверие»  были использованы обсуждение песен: «Если друг оказался  вдруг…», «Не вини коня, вини дорогу…», обсуждение поговорок, в которых отражается позитив доверия: «С людьми мирись, а с грезами борись», «Хоть и не вдруг, да буду друг» и позитив недоверия: «Доверяй, но проверяй», «Единожды солгавший, кто тебе поверит».

Работа по теме «Контакты»:

Тема для обсуждения: «С чем и с кем мы можем контактировать в этом мире (с людьми, с собой, с животными и т.д. – то есть с внешним и внутренним миром?)» Сегодня у нас есть возможность получить новый опыт и узнать, что для каждого из нас более ценно.

В данной теме использовались следующие упражнения: «Путаница», «Поздороваемся», «Молчанка-говорилка».

  Работа по теме «Терпение»  включает такие упражнения: «Дружеская  рука»; Обсуждение пословиц, поговорок, выражений:  «Терпение и труд все перетрут»; «Терпи, казак, - атаманом будешь»; «Терпи, солдат, - генералом будешь»; «Мое терпение лопнуло»; «Терпение – это дерево, корни которого горьки, а плоды – очень сладки» (персидская пословица).

Работа по теме «Вежливость и честность» включает проведение следующих упражнений: «Сценка вежливости», «Город Лжецов и город Правдивцев»,  «Просьба – отказ», «Говорим гадости», «Лесенка на вежливость», «Лесенка на искренность» проводятся аналогично «лесенкам» на другие качества.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»; Притча «Причина для благодарности»  

В работа по теме «Нежность» использовались такие упражнения: «Объятие», «Ручеек», «Определение границ», «детский сад», упражнение «Лесенка» - насколько я нежен или закрыт – проводится аналогично другим «Лесенкам».

Работа по теме «Послушание – самостоятельность» использовались следующие упражнения: «Действуй по инструкции», «Король школы»,  «Назови свое имя», «Какой он?», «Волшебная рука», «Назови свое имя-2», «Хорошо или плохо», «Доброта»; Притча «Про ворону и павлина», «Волшебная рука-2», «Роза и чертополох», упражнение пот типу «Чемодан в дорогу».

Эмоциональный блок.

Целью данного блока является расширение знания подростков о чувствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости воспитанников в целом.

Эмоции несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. В общении эмоции позволяют «увидеть» психологические границы другого человека и обозначить свои собственные. Эмоции придают дополнительную окраску самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование и длительное подавление, неспособносгь выразить эмоции может привести к различным психосоматическим заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.

Задачи блока:

- знакомство  с эмоциями;

- осознавание  проявления эмоций;

- поиск  путей выражения эмоций в социально  приемлемой форме.

 Особенности  работы в эмоциональном блоке  заключаются в следующем.

Информация о работе Коррекция деструктивного поведения у подростков