Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 11:56, дипломная работа
Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно. Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи: Изучить состояние проблемы коррекции деструктивного поведения в психолого-педагогической литературе. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков.
Введение 3
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения 6
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 15
1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков 21
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков 32
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 32
2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 58
1. Работа требует от участников большей открытости, так как эмоции непосредственно связаны с актуальными личными переживаниями. Следовательно, члены группы становятся более уязвимыми, что требует определенной зрелости, готовности группы.
2. В данном блоке необходимы специальные усилия ведущего по созданию и удержанию атмосферы доверия и безопасности на занятиях. Часто необходима дополнительная проработка агрессии и напряженности как этап групповой работы.
3. Нежелательность
глубокого личностного
Блок состоит из трех частей.
Работа по теме «Знакомство с эмоциями»
На этом этапе происходит расширение словаря эмоций, соотнесение эмоций и ситуаций, в которых они проявляются, первичная ориентировка в собственном отношении к различным эмоциям, понимание связи эмоциональной сферы и тела, тренировка безоценочного принятия различных чувств и эмоций. Начинать занятия можно с вопроса: «Какое у вас настроение?» - это позволяет детям настроиться на работу, обратиться к своим чувствам.
Упражнение «Называем чувства»
Целью является обогащение словаря эмоций участников. В зависимости от уровня готовности испытуемых подростков это упражнение можно проводить как соревнование в парах или между двумя командами или же как общегрупповой «мозговой штурм». Инструкция ведущего: «Давайте посмотрим, кто сможет назвать больше слов, обозначающих различные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана».
Мы использовали такие упражнения: «Передай маску», «На что похоже мое настроение», «Быстрые превращения, «Волки и овцы», «Линии».
Работа по теме «Узнавание эмоций»
Целью этой группы упражнений является тренировка навыка узнавания эмоционального состояния других участников и своих собственных. Основное содержание заключается в проигрывании эмоций и распознавании своего эмоционального состояния и состояний других.
В качестве варианта разминки-ритуала на этом и следующем этапе может быть использовано следующее упражнение.
Упражнение «Нарисуй минуту»
За одну минуту испытуемые подростки должны нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного (используются только линии, формы, различные цвета... Затем рисунок передается соседу справа, который посмотрев внимательно на рисунок, должен угадать, какое настроение изображено на нем.
Также мы использовали следующие упражнения: «Отгадай чувство», «Скульптура чувства», «Живые руки», «Маски», «Попугай».
Работа по теме «Способы выражения эмоций»
«Изобрази свою злость (страх и т.п.)».
Упражнение позволяет осознать особенностей переживания и проявления чувства.
Материалы, бумага и любые изобразительные средства; пластилин.
Дается инструкция «Изобразите свою злость в виде живого существа или какого-либо образа» или «Возьмите плотную бумагу, типа оберточной. Изобразите свою злость, «вырвав» ее из бумаги». Работа с плотной бумагой требует физических усилий и, таким образом, высвобождает энергию. Обсуждение заключается в том, что учащиеся рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать.
Использовались и такие упражнения: «Слова гнева», «Толкалки», «Бумажные мячики (снежки)».
Коммуникативный блок ставит своей целью формирование навыков общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Подростки учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.
К этим коммуникативным умениям относятся:
Блок состоит из двух частей:
Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.
Игры, в которых активизируются все умения.
Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие интерес к себе. Для этого есть вербальные и невербальные средства.
Невербальные – улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция) … Вербальные – комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода…), открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответы более полно (например, вы живёте в этом доме? – закрытый вопрос. Где вы живёте? – открытый вопрос).
Эту вводную информацию можно использовать в начале занятия с детьми.
Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга. Ведущий объясняет ситуацию: вы едете в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним каком-то определённом месте и в определённое время. В вашем распоряжении - одна минута, пока автобусы стоят у светофора. После невербального проигрывания, участник делятся информацией о том, как они поняли друг друга. В упражнении участвуют все желающее.
Обсуждение.
Легко ли было понять партнёра? Легко ли было выразить свои мысли невербально? Какими средствами пользовались? Что помогало, что мешало понять партнёра?
«Описание поведения» означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Первый шаг в развитии способности высказывать в описательном ключе, а не в форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Описательные высказывания, в отличии от оценочных высказываний, вызывают у партнёров общения большее желание понять и изменить своё поведение. Например: «Лена, ты неряха» – это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» – описание поведения.
Сидя в круге, участники наблюдают за поведением других и, по очереди, говорят, что они видят относительно любого из участников. Например, «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники.
Также использовались такие упражнения: «Вижу разницу», «Описание друг друга», «Вечные темы».
Этот навык вызывает наибольшее затруднения, так как чувства чаще всего передаются косвенным образом, через невербальное поведение. Вербализация собственных чувсв делает человека менее защищённым, поэтому требует доверия группе.
Упражнение «Описание чувств».
Каждый описывает свои чувства, возникающие при групповой встрече.
Кроме подбора точного названия к своему чувству, важно точное отражение степени выраженности данного чувства. Например: чуть-чуть раздражает, сильно раздражает и т.п.
Эмпатия
Эмпатия – это адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека. Ниже приводятся упражнения, которые обычно рекомендуются для определения своей эмпатической чувствительности и для развития этой способности.
Каждый пишет ответы на следующие вопросы, лист подписывается.
Ведущий собирает ответы, перемешивает их и зачитывает. Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших. Проводится обсуждение. Всех ли отвечавших на вопросы угадал? У кого сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?
Кроме данного упражнения использовались и такие упражнения: «Как все», «Ассоциации», «Таможенник и контрабандисты», «Морское царство».
Активное слушание
«Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения».
Упражнение «Испорченный телефон».
Участвует 5 подростков. Проводится 2 раза с разными 5 участниками. Четырех подростков просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст. После этого ведущий вызывает второго участника в комнату, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т. д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшаяся часть группы регистрирует, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе. Первая пятерка передает неформальную информацию вторая – деловую.
Также использовались следующие упражнения: «Эхо», «Разобраться в проблеме с использованием трех приемов активного слушания».
Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов
Предполагается проведение таких упражнений: «Разные ответы», «Нападающий и защищающийся».
Упражнения на групповое принятие решения: «Потерпевшие кораблекрушение», «Землетрясение», «Переключатели».
Игры, в которых активизируются все умения: «Круглый аквариум – 1, 2, 3».
Далее, для проверки эффективности данного тренинга, мы перешли к контрольному этапу эксперимента и анализу результатов экспериментальной работы, который будет описан в следующем параграфе.
Итак, мы провели экспериментальную работу, в результате которой выявили подростков с деструктивным поведением и провели с ними игровой психологический тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения. После проведения тренинга, на контрольном этапе эксперимента, мы вновь провели «Методику диагностики и выявления детей с деструктивным поведением» и получили следующие результаты.
Результаты диагностики выявления подростков с деструктивным поведением (в баллах)
№ |
Ф.И.О. |
Отношения в семье. |
Агрессивность. |
Недоверие к людям. |
Неуверенность в себе |
1. |
Андреева С.С. |
4 |
4 |
4 |
5 |
2. |
Дробина И. В. |
4 |
5 |
4 |
4 |
3. |
Рейн И.С. |
4 |
4 |
4 |
5 |
4. |
Санникова И.Ю. |
4 |
4 |
4 |
5 |
5. |
Ташланова В.А. |
4 |
4 |
4 |
5 |
6. |
Шадриков М.В. |
5 |
4 |
4 |
5 |
7. |
Шариков Ю.М. |
5 |
4 |
4 |
5 |
Информация о работе Коррекция деструктивного поведения у подростков