Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:59, реферат
Возможно, застенчивость была приобретена ребёнком в процессе воспитания, вследствие развитой у детей тенденции к копированию поведения других людей и прежде всего своих родителей. Как уже было сказано выше, у детей застенчивых родителей застенчивость будет развита в большинстве из возможных случаев. Дети перенимают от родителей не только позитивные, но и негативные качества. Это не правило, а, скорее, тенденция к приобретению ребёнком черт характера свойственных его родителям, поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были психологически здоровыми и развитыми, стремитесь сами развивать свою личность, в любом возрасте. Пусть ваши дети вами гордятся.
Причины застенчивости, родом из детства:
Наследственность. Замечено, что застенчивость свойственна многим детям, родители которых также являются застенчивыми. Тем не менее, пока учёные не смогли обнаружить генов, которые бы отвечали за наличие или отсутствие застенчивости. Таким образом, этот пункт следует ставить под сомнение, однако, исключать его полностью не следует. В любом случае, гены не являются определяющим фактором, и даже если за застенчивость отвечают гены, это качество личности может быть подвергнуто коррекции и даже полностью устранено.
Копирование поведения. Возможно, застенчивость была приобретена ребёнком в процессе воспитания, вследствие развитой у детей тенденции к копированию поведения других людей и прежде всего своих родителей. Как уже было сказано выше, у детей застенчивых родителей застенчивость будет развита в большинстве из возможных случаев. Дети перенимают от родителей не только позитивные, но и негативные качества. Это не правило, а, скорее, тенденция к приобретению ребёнком черт характера свойственных его родителям, поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были психологически здоровыми и развитыми, стремитесь сами развивать свою личность, в любом возрасте. Пусть ваши дети вами гордятся.
Недостаток комфорта. К любой новой ситуации или новым обстоятельствам необходимо привыкнуть, прежде чем они станут для вас комфортными. И хотя дети с большей лёгкостью переносят перемены, избыток этих перемен может негативно сказаться на их психическом развитии. Мозг не может справиться с большим потоком информации, поэтому появляется необходимость во включении защитных механизмов, один из которых проявляется в виде застенчивого поведения.
Чрезмерная забота родителей. «Туда не ходи», «Этого не делай», «Нельзя, вдруг поранишься» - родители, разумеется, без злого умысла оберегают своих детей от потенциальной опасности, которую таит окружающих нас мир. Да, ребёнку необходима опека, но только не чрезмерная.
Противоречия в воспитании. Наличие отличающихся взглядов на воспитание детей у родителей способно привести к развитию застенчивости у ребёнка. Ребенок, получая поощрение и наказание за одно и то же действие, слово или поступок, начинает путаться и перестаёт чувствовать себя в безопасности придерживаясь этого поведения.
Отсутствие родительского участия. Без помощи, поддержки и доброго совета родителей у ребёнка, которому приходится самостоятельно делать трудные для него вещи, вместо ожидаемой независимости с большой долей вероятности может развиться застенчивость. Важно знать, что ребёнку требуется постоянное руководство со стороны родителей, не получая его по причине отсутствия у родителей времени или наличия у них не совсем правильных взглядов на воспитание детей, он начинает чувствовать себя неуютно в социальных ситуациях. У ребёнка просто нет необходимой уверенности в правильности своих действий, отсюда и зарождение сомнений в своей компетентности.
Дразнение, угрозы, критика. Мы не можем защитить своих детей ото всех бед на свете, мы не можем следовать за ними по пятам, присутствовать рядом в детском саду или школе. И если ребёнку приходится сталкиваться с дразнением, угрозами и критикой со стороны сверстников, членов семьи или других людей, без наличия необходимых навыков психологической самозащиты, у него может развиться застенчивость и стремление избегать социальных ситуаций и контактов с другими людьми.
Семейные проблемы. Детям необходимо участие в своём воспитании двоих родителей - мамы и папы, Среди факторов неблагоприятно влияющих на психологическое здоровье ребёнка можно выделить развод, отсутствие одного из родителей, что может быть воспринято ребёнком как его личная неполноценность и привести к развитию застенчивости.
Негативный социальный опыт. Причиной развития застенчивости может стать один единственный негативный жизненный опыт, который, по несчастному стечению обстоятельств, пришлось перенести ребёнку. Такая форма застенчивости одна из самых сложных, поскольку взрослея, человек может забыть об этом негативном опыте, однако на подсознательном уровне негативное воздействие будет продолжаться.
Не исключено, что ваша застенчивость не имеет корней в детстве и является следствием таких психологических факторов как: низкая самооценка, чрезмерное восприятие себя, недостаток жизненного опыта или привычка. Краткое описание этих факторов приведено ниже:
Общие причины застенчивости:
1. Низкая самооценка. Это один из самых частых факторов развития застенчивости. Низкая самооценка заставляет человека считать себя недостаточно хорошим для кого-то или чего-то, поэтому дело редко заходит дальше мыслей, а порою мысли о достижении чего-то желанного отбрасываются в самой стадии их возникновения. Здесь мы сталкиваемся с острой формой подавления своих желаний и дальнейшим усугублением ситуации новым потоком мыслей о своей никчёмности и несостоятельности.
2. Чрезмерное восприятие себя. Некоторые люди слишком чувствительны к тому, что они делают и тому, как они это делают, когда им приходится делать это в людном месте. Они ведут себя так, будто попадают в центр внимания других людей, что заставляет их беспокоиться и сомневаться в каждом своём действии. Со стороны заметить это бывает крайне сложно, однако внутри относительно спокойного на первый взгляд человека могут бушевать настоящие страсти. Он оценивает свои действия мыслями окружающих их людей, хотя в действительности, абсолютному большинству людей всё равно, что он делает и как он это делает.
3. Недостаток жизненного опыта. Это не самый частый, но, достаточно распространённый фактор, сопутствующий застенчивости. Если человек рос в условиях, в которых он был ограничен общением с другими людьми, он, скорей всего, будет испытывать неловкость в тех ситуациях, где ему придётся взаимодействовать с окружающими людьми. Причин ограничения может быть множество, так, например, среди интересов раннего периода своей жизни могли быть вещи, не требующие участия большого количества людей, либо по тем или иным причинам, он не посещал детский сад или школу.
4. Привычка. Или точнее убеждённость и смирение с тем, что вы застенчивы. Многие люди ошибочно полагают, что застенчивость является врожденным качеством личности, поэтому она не подлежит устранению, а попытка её преодоления есть лишь противостояние естеству. Некоторые застенчивые люди соглашаются с этим, и в виду непонимания своей застенчивости оставляют любые попытки исправить ситуацию к лучшему. К сожалению, смириться со своей застенчивостью намного проще, чем идти путём изменения, и выбор чаще всего ложиться в пользу смирения.
Не зависимо от того, в чём заключается причина вашей застенчивости и когда была заложена основа для её формирования, вы можете преодолеть её в любом возрасте. Однако вам следует быть готовым к большой работе над собой, которая потребует от вас вложения большого количества своих усилий и времени. На страницах нашего сайта вы найдёте множество советов и способов преодоления застенчивости, применяйте их на практике, будьте тверды в своём намерении измениться, тогда у вас всё получится. Успехов вам!
Мы подобрали диагностические
методики, которые помогли нам
выявить и определить степень
проявления застенчивости у детей
старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить
круг значимого общения ребенка,
особенности взаимоотношений в
группе, выявление симпатий к членам
группы
Материал и оборудование: лист бумаги,
красный и черный карандаши (фломастеры).
Стимульный материал: лист бумаги, на котором
нарисованы 2 стандартных домика. Один
из них побольше, красного цвета, другой
– поменьше, черного цвета.
Проведение исследования: методика предназначена
для обследования детей 3,5-6 лет.
Исследование проводится строго индивидуально.
Сначала кратко обсуждается, в каком доме
живет ребенок. Затем психолог предлагает:
«А теперь давай выстроим для тебя прекрасный,
красный, красивый дом». (И рисует на глазах
у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая
его привлекательность). «А теперь давай
этот прекрасный дом заселим. Конечно,
в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя
и построили! (Около дома записывается
имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом
доме могут жить все, кого ты захочешь
поселить с собой, не важно, живете вы сейчас
рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда
ребенок называет будущего обитателя
красного дома, психолог записывает новое
имя и как можно более нейтрально интересуется,
а кто это.
Записав двух-трех новоселов в красный
дом, психолог рисует рядом еще один дом
– черный, но никак его не характеризует.
«Может быть, кого-то ты не захочешь поселить
рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы
им тоже было где жить». (В классическом
варианте проведения этой методики оба
дома рисуются сразу. Но это получается
слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном
доме лучше вспомнить потом, как бы между
прочим.) Ни в коем случае не сообщается,
что этот дом плохой или чем-то хуже красного.
Черный дом вообще не оценивается, это
просто другой дом.
Если черный дом не заполняется жильцами,
ребенка к этому мягко побуждают: «Что
же, этот дом так и будет стоять пустой?»
После этого список жильцов обоих домов
дополняется.
Если кто-то из реального окружения ребенка
вообще не упомянут, то психолог может
спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу
(или бабушку) мы вообще никуда не поселили.
А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется,
этот вопрос тоже задается нейтральным
тоном, и ни в коем случае не в акцентированной
форме: «Ты поселишь учительницу с собой
или отдельно?»
Обработка и анализ результатов
Результаты этой методики интерпретируются
«впрямую», без символической дешифровки.
Учитываются и количественные показатели
(сколько людей ребенок охотно вселяет
в свой дом), и, главное, показатели качественные.
Очень важно, куда поселит ребенок родителей
(поэтому методику «Два дома» лучше проводить
не в их присутствии), младшего брата или
сестру, воспитателей, попадут ли в число
новоселов другие сверстники.
В практических тетрадях отмечаются фамилия,
имя, возраст ребенка, дата проведения
задания, а также наиболее яркие реакции,
высказывания ребенка. Материал задания
прилагается.
На основе проведенного анализа формируется
вывод об общих выявленных в ходе задания
особенностях общения детей (по каждому
ребенку отдельно
Целью методики «Два дома»
являлось определение межличностных
отношений между родителями и
ребёнком в семье. Эта методика, на
наш взгляд, имеет неоспоримую
ценность, т. к. благодаря выводам, сделанными
нами, можно установить причину появления
застенчивости. Методика рассматривает
благополучие или неблагополучие ребенка
в семье, сотрудничество с другими
детьми или, наоборот, замкнутость и
отчужденность. Мы определили, что у
5 детей есть определенные трудности
во взаимоотношении с родителями,
и особенно с другими детьми.
Целью анкетирования родителей было получение
представлений о личности ребёнка; а также
показателей, характерных для застенчивых
детей, выявление возможных причин застенчивости.
Проанализировав результаты анкетирования,
мы определили, что 5 детей являются застенчивыми.
Таким образом, мы выяснили, что в обследуемой
нами группе детей четверо застенчивых.
Проанализировав психолого-педагогическую
литературу, мы определили, что коррекционная
работа с застенчивыми детьми может вестись
в нескольких направлениях: развития позитивного
самовосприятия; повышение уверенности
в себе и своих силах; развития доверия
к другим; коррекция страхов; снятие телесного
напряжения; развития умения выражать
свои эмоции; развитие навыков коллективной
работы; развития навыков самоконтроля.
В данных направлениях можно использовать
следующие методы и приемы: обучение способам
расслабления; проигрывание проблемных
ситуаций, являющихся травмирующими для
застенчивого ребёнка (публичное выступление,
ситуация знакомства и т.д.); подвижные
игры для развития коммуникативных навыков;
постановка спектакля; рисования для выявления
и отработки страхов; обучение диалоговому
общению в сюжетно-ролевых играх.
На дальнейшем этапе нашей работы, мы планируем
уделить особое внимание использованию
игр и упражнений с целью снижения застенчивости
у детей, а также консультированию родителей
и педагогов.
Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:
1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и "заразился" вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.