Коррекция застенчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:59, реферат

Краткое описание

Возможно, застенчивость была приобретена ребёнком в процессе воспитания, вследствие развитой у детей тенденции к копированию поведения других людей и прежде всего своих родителей. Как уже было сказано выше, у детей застенчивых родителей застенчивость будет развита в большинстве из возможных случаев. Дети перенимают от родителей не только позитивные, но и негативные качества. Это не правило, а, скорее, тенденция к приобретению ребёнком черт характера свойственных его родителям, поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были психологически здоровыми и развитыми, стремитесь сами развивать свою личность, в любом возрасте. Пусть ваши дети вами гордятся.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 189.80 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что демонстративность, порождающая много серьезных проблем, обычно связана с артистизмом и обаянием, особым даром вызывать к себе симпатию. Поэтому события, разворачивающиеся в классе, где учится демонстративный ребенок, могут принимать несколько иное направление. Один из вариантов описывает К. Леонгард: «Ребенка... считают «паинькой», «примерным», а уж если случится, что он нашалит, то как не простить его, ведь с кем не бывает... Шалости таких детей не столь уж редки, хотя они никогда не шалят на глазах у воспитателя. Отношение к воспитателю неизменно вежливое, выдержанное, ребенок с полуслова подчиняется требованиям. Зато среди своих сверстников или других взрослых такое дисциплинированное дитя нередко слывет маленьким эгоистом.

К одноклассникам «паинька»  относится враждебно, готов очернить их в глазах учителя, действуя нечестными методами, а воспитатель охотно выслушивает  «примерного» ученика и верит  ему. Демонстративный ребенок лжет, не сознавая себя лгуном. В соответствии с особенностями возраста вытеснение у детей происходит еще легче, чем у взрослых. Маленькие сплетники  и клеветники чаще всего принадлежат к личностям демонстративным» (Леонгард К.).

Преодоление

акое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно своевременно выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции. В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что «я лучше всех». В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративости. Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Малыш и без постоянных похвал должен чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими. Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ. Для преодоления демонстративности главное - показать ребенку, что оценка и отношение других - далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие. Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. Традиционные занятия дошкольников - рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра - открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Скопировано с сайта: http://www.medmoon.ru/rebenok/

к причинам

Для преодоления  этих трудностей необходимо построить  картину возрастного развития индивидуальных психологических особенностей. Как  показал Л.С. Выгодский (1984), в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальная ситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в  обществе ребёнок данного возраста. Ученики и последователи Л.С.Выгодского - А.Н. Леонтьев (1983), Д.Б. Эльконин (1989), А.В. Запорожец (1986) - разработали концепцию, согласно которой социальная ситуация развития воплощается в ведущей деятельности соответствующего возрастного периода и проявляется в межличностном общении ребёнка со сверстниками и взрослыми. Ведущей становится деятельность по построению системы своих социальных отношений. Они могут проявляться, как доброжелательные, но также и в эксцессах - негативизме, грубости, хулиганстве.

Для того чтобы работа с детьми, имеющими отклонения в  поведении, была более эффективной, прежде всего, необходимы знания по определению  этих мотивов и умение в процессе воспитания и обучения устранить  причины "плохого" поведения.

2.1. Привлечение  внимания

Пожалуй, самое неприятное для любого человека - это чувствовать  себя "пустым местом". Когда класс, пассажиры в транспорте или собственные  домочадцы не реагируют на присутствие: не видят, не отвечают, не замечают, - что  хочется сделать нормальному  человеку? Хочется повысить голос, рассердиться. То есть, так или иначе дать понять: " Я не пустое место".

Личностное внимание нужно  даже младенцам, чтобы они нормально  развивались, без него быстро умираю старики, оно является базовой жизненной  потребностью для всех, кто родился  человеком. А значит, хотим мы этого  или нет, но время от времени наступает  голод на личностное внимание. "Ты чем- то расстроен?", "Как ты себя сегодня чувствуешь?", "Грустишь? О чём интересно знать?", - как  нужны, бывают эти слова и нам  с вами, и нашим детям, и нашим  ученикам. Это и есть внимание, голод  на которое может вызвать если не " дистрофию", то гастрит запросто.

Полуторагодовалый ребёнок  методом проб и ошибок быстро находит  способ получить внимание, для этого  нужно сделать что-то "плохо". Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвётся от телефона и уделит внимание - пусть отрицательное, но внимание! В мозгу ребёнка формируется  устойчивый условный рефлекс: хочешь внимания - веди себя плохо. Рефлекс появился "нечаянно", но заработал, более  того, стал настолько прочен, что  продолжает срабатывать в любом  возрасте, стоит только человеку почувствовать  себя выбитым из калии. Делай плохо - и тебя заметят!

Муж уделяет мало внимания - устрой скандал или пересоли ужин, дети обделяют вниманием - свались с  приступом. Ведь в жизни принято  больше внимания уделять "плохому", а не хорошему поведению. Это одна из версий о социальном происхождении  такого типа " плохого" поведения.

Другая причина в :.. научно - технической революции. Дети в благополучных семьях почти весь досуг проводят у телевизора и компьютера, которые занимают внимание ребёнка, но не дают личностного внимания. Неудивительно, что утром в школе столько "оголодавших" учеников. Как голодный ищет, что бы съесть, они судорожно пытаются перехватить внимание. Даже в классе у самого доброжелательного учителя будет парочка учеников, у которых "корзинка с дыркой", сколько ни давай внимания - им нужно ещё и ещё.

Теперь о диагностике.

Привлекая внимание учителя  или одноклассников на уроке, ученики  делают самые разные вещи: стучат по парте ручкой, тянут без конца  руку, шепчутся, пишут записочки  и т. д.

Первый  диагностический признак - чувства учителя, наблюдающего это на своём уроке. Что чувствует нормальный человек, которого всё время отвлекают? Да, совершенно верно - раздражение. Из него легко рождается негодование и возмущение.

Второй  диагностический признак - что хочется сделать? Сделать замечание. Иногда прочитать нотацию.

Третий  диагностический признак - ответная реакция ученика. Временно прекращает выходку (обратите на это внимание, если ученик не прекращает вертеться или стучать после Вашего замечания - мотив другой), их мы рассмотрим дальше.

Итак, дети привлекают внимание на уроке и основная трудность  педагога - как дать внимание (ведь они  имеют на него право), не подкрепляя при этом условный рефлекс "хочешь внимания - делай плохо".

Постарайтесь до урока  подчеркнуть громко "что-то" хорошее  в этом ученике, предложить выполнить  поручение: достать мел, написать число  т. п. (полить цветок) и похвалить.

2.2. Следующий мотив  - власть

В те времена, когда мы с  вами учились в школе, властолюбивое  поведение встречалось намного  реже. Сейчас оно повсюду в окружающей нас жизни, откуда и приходит в  школу. Две главные причины такого большого числа маленьких властолюбцев следующие:

1) В современной жизни  перед глазами детей практически  отсутствуют примеры достойного  послушания. Вместо него они видят  только: недовольство мамы действиями  папы или бабушки с дедушкой; слышат критику в адрес начальства, учителя и т. д.

2) Вторая причина - мода  на "сильную" личность, на "крутых". Дети и подростки видят только  внешнюю эффективную сторону  властолюбивого поведения. Они  ещё не знают того, что знают  люди мудрые: против лома нет  приёма, окромя другого лома. Страх - оборотная сторона власти.

Многие молодые родители полагают, что "крутой" и есть сильная  личность. А сильная личность - это  человек, который принимает решения  за других. Но мы -то знаем, что сильная личность ничего не решает за других, а просто не позволяет другим решать за неё. Для этого не нужно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе.

Сравните две формулы:

"Крутой" = уверенное  поведение + много агрессии

"Сильная личность" = уверенное поведение + много поддержки

Итак, пробуют поведение  по типу "ты мне ничего не сделаешь" на учителе - на ком же ещё? При этом активный властолюбец - тот, кто открыто  идёт на конфликт, то есть в одиночку выступает против сплочённого коллектива. А вот пассивные властолюбцы - попросту манипуляторы, которые, честно глядя вам в глаза, говорят  именно то, что хотите от него услышать, но делают то, что хотят, придумывая впечатляющие оправдания. Действуют  они исподтишка, часто вызывая  у педагога чувство беспомощности. Пассивные властолюбцы очень  любят оправдания, в ход идёт всё: плохая память, слабое здоровье, жестокие родители: "Поставьте мне 4, а то отец убьёт меня, он обещал". "Татьяна  Петровна, неужели у вас нет  сердца? Я так на Вас надеялась!". И что делать Татьяне Петровне?! Она ведь видела её отца:..

Первый  диагностический признак - чувства учителя, наблюдающего властолюбивое поведение: гнев, негодование, возмущение, часто также страх.

Второй  диагностический признак - что хочется сделать? Этот момент особенно важен для различия власти и привлечение внимания. Властолюбца хочется "убить своими руками", то есть, говоря методически правильно, немедленно прекратить выходку. Иными словами, когда кулаки сжимаются - имеешь дело с мотивом "власть".

Третий  диагностический признак - ответная реакция ученика. Эта реакция также весьма характерна - ученик прекратит выходку, когда сам решит. Он провоцирует Вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя - именно этого он и добивался.

Он победил и наслаждается минутами торжества. Почему же он должен прекращать?

Конечно, можно забыть про  гуманизм и унизить или напугать его. Но тогда Вы сделаете из него мстителя. А "месть" - более тяжёлый, чем "власть" мотив "плохого" поведения.

2.3. Месть

Месть похожа на власть, но причины "плохого" поведения здесь глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель изживает внутреннюю боль, которую нанесли, может быть, вы сами, не заметив этого, а скорее всего, кто- то другой.

Основной социальной причиной роста мстительного поведения в  школе считается рост жестокости в мире. Но и непрофессиональное и неэтическое поведение педагога часто также является причиной мести. Иногда учителя говорят: "Я никогда  не обижаю своих учеников!" Точнее было бы сказать: "Я не хочу обидеть". Людям свойственно обижаться, наши друзья, родственники, близкие обижаются  на нас, мы обижаем их нечаянно.

Так же с учениками. Вот  один случай. Первоклассник полгода  отчаянно мстил хорошей учительнице, пока она не решилась выяснить причину  его ненависти. Он сказал: " Вы всех посылали за журналом, даже Мишку, хоть он глупее меня. А меня не разу!".

Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что произведёт впечатление именно на этого человека. Если учительница любит цветы можно "нечаянно" уронить цветочный горшок, остричь их ножницами.

Если требует пунктуальности - мститель будет методично опаздывать на каждый урок. Если учительница много  говорит о приличном внешнем  виде, можно специально соорудить  костюмчик, увидеть который, она  не останется равнодушной.

Первый  диагностический момент - чувства учителя. Это растерянность, гнев, негодование, обида, страх. "Как это вообще могло произойти?"

Второй  диагностический момент - что хочется сделать? "В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я".

Ответно мстить или убегать - древняя, первобытная формула. Она  включается в момент опасности, и  изменить её крайне трудно.

Учитель в эти минуты забывает о гуманизме, о том, что перед  ним ещё ребёнок, о том, что  из двоих участников конфликта именно он профессиональный воспитатель с  дипломом.

Третий  диагностический момент - ответная реакция ученика. Она та же, что и у властолюбца.

Особая проблема - как изменить поведение мстителей? Личная проблема учителя: как научиться прощать  учеников, которые им мстят, как вообще относится к ним?

Одна из психологических  тонкостей здесь следующая. Нужно  разделять личность (в данном случае человека, который пытается выжить, выражая внутреннюю боль с помощью  агрессии) и поведение, то есть человека, и то что он сказал. Проступок, очевидно, нуждается в санкциях, а вот личность -в поддержке. При этом, чем более тяжёлым является мотив (а мы рассматривали их по степени возрастания тяжести), тем больше поддержки нужно ученику. Выглядит это примерно так:

Мотивы:

1. Привлечение внимания -

1 ед. поддержки

2. Власть -

10ед. поддержки

3. Месть -

100ед. поддержки


Есть, четвёртый мотив, самый  трудный, который требует -1000 ед. поддержки.

2.4. Это - избегание  неудачи

Ученики с этим мотивом, по мнению некоторых учителей, "плохо" себя не ведут. Они не выкрикивают  на уроках, не задирают соседа по парте, они вообще незаметны:. При словах "к доске пойдёт:" они сползают под парту. Эти тихие на уроках дети вполне послушны, только не выполняют заданий. Происходит это потому, что они боятся вновь столкнуться с ощущением полного ничтожества: ведь получается у всех кроме меня!

Информация о работе Коррекция застенчивости